логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Молитва о единстве христиан прошла в Москве

Молитва о единстве христиан прошла в Москве

25 января 2018 г.

24 января в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия в Москве состоялось ежегодное богослужение в рамках Недели молитв о единстве христиан. Представители различных христианских конфессий вместе размышляли о словах Священного Писания и молились об обретении заповеданного Богом единства.

 

 

Священник Алексий Дикарев (Русская Православная Церковь)

 

Ваше высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы прежде всего приветствовать вас от лица председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона, которого я здесь представляю.

 

Я рад, что мы собрались сегодня здесь, в эту Неделю молитв о христианском единстве, согласно доброй традиции, существующей уже много десятилетий. Мы, неравнодушные к делу единства христианского мира, единства между верующими в Господа нашего Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское Чтение навеяло некоторые размышления, которыми я хотел бы с вами поделиться.

 

Эпизод, который мы слышали сегодня, следует сразу за событиями Рождества и Богоявления, которые в западной Церкви, как известно, связаны с поклонением волхвов. Сразу же после того, как волхвы поклонились Богу Младенцу и отошли, Ангел Господень является Иосифу, и говорит ему, что Ирод ищет жизни Младенца. Чтобы сохранить ему жизнь, Иосиф должен бежать с Ним в Египет. (ср. Мф 2, 13). Не успел родиться Младенец Иисус, посланный в этот мир как свет – ибо так говорит пророк: «людям сидящим во тьме и тени смертной, свет воссиял им» (ср. Ис 9, 2; Мф 4, 16) – не успел этот свет воссиять, как силы тьмы начали гнать этот свет. С первых же дней своей земной жизни Господь подвергся гонениям. В течение всех двух тысяч лет христианства силы тьмы не перестают гнать этот свет.

 

К сожалению, силы тьмы проникли и в среду учеников Господа нашего Иисуса Христа. Неслучайно Господь на Тайной Вечере молился, чтобы Бог сохранил единство учеников Его, ибо предвидел, что Сатана войдет в среду их и будет сеять разделение и разногласия между исповедующими имя Христово. Эти разделения стали злом, которое вошло в христианскую среду с первых же дней существования Церкви Христовой, ибо о разделениях мы слышим уже в посланиях апостола Павла. Как могло случиться, что в течение двух тысяч лет христианство, слово Божие не смогло настолько проникнуть в сердца человеческие, чтобы любовь, проповедуемая Господом, смогла преодолеть ненависть и разделение даже между самими христианами?

 

Мы собрались сегодня здесь незадолго до 27 января, когда вспоминается день Холокоста. Как могло случиться так, что почти через две тысячи лет христианской истории воспитанные в христианской цивилизации люди могли развязать бесчеловечные гонения на народ, из которого произошел Господь Иисус Христос, Его Пресвятая, Пречистая Мать и апостолы? Это зло, которое до сих пор поражает христианский мир.

 

Но мы знаем обетование, о котором говорится в прологе Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1, 5). Этот свет, который явился с Рождеством Господа нашего и Спасителя, не может быть объят тьмою. И Господь говорит своим ученикам: вы свет миру. Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны нести этот свет. Этому миру, рассеивая тьму, которая стремится его поглотить. Мы видим, какое зло, какие бедствия, какие напасти окружают и стараются овладеть этим миром. Но мы должны свидетельствовать о любви Божьей, не только словом, но и делами.

 

Одним из этих дел является стремление восстановить единство между христианами с тем, чтобы миссия несения этого света миру стала более убедительной, более правдоподобной. Если мы будем свидетельствовать этому миру о любви, которая существует между нами, то мир уверует, потому что любовь Божия действенна. Она существует не только на словах, но и на деле.

 

Будем же, дорогие братья и сестры, не уставать молиться, прежде всего молиться о единстве, ибо это дело Духа Божия, Его благодати. Но к ней будем прилагать собственные усилия, чтобы ежедневно в любых мелочах, в общении между нами, в конкретных делах, в конкретных инициативах мы делали все, чтобы восторжествовало взаимопонимание, восторжествовала любовь, чтобы мы шли всегда друг ко другу, а не друг от друга. И да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос Своей всемогущей благодатью. Аминь.

 

 

Епископ Дитрих Брауэр (Евангелическо-лютеранская Церковь)

 

Дорогие братья и сестры, благодать вам и мир от Бога отца нашего, господа и спасителя Иисуса Христа. Аминь. Темой сегодняшней встречи является слово из благодарственной молитвы Моисея: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою» (Исх 15, 6). Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу эту молитву радости и благодарения. Как прекрасно, когда вся община верующих благодарит и славит своего Бога от чистого сердца в духе единства! Тем более, когда эта община собрана из разных народов, традиций, деноминаций. Общая духовная молитвенная радость объединяет людей как не что иное. Ничто не может заменить этого опыта. Ничто внешнее не заменит внутреннего наполнения, ниспосылаемого благодатной рукой Бога.

 

Книга Исхода рассказывает о том, как Господь вывел свой народ из рабства. Этот путь был полон чудесных явлений, знаменовавших собой неусыпную заботу Бога о Своем народе. Его верность тому, что он обещал, своим обетованиям. Путь народа Божьего был нелегким, сопряженным с большими сомнениями и искушениями. Очень часто они будут оглядываться назад, в несвободу. Там всё казалось стабильным, предсказуемым, а будущее, в которое они отправились, туманно, и основанно лишь на одном доверии к Богу и Его пророку. Но они пройдут этот путь сомнений и испытаний. Они научатся верности и благодарности, познают Божью святость и любовь, очистятся Его милостью. По сути своей они не сразу стали Божьим народом, они становились им по мере движения за Богом и с Богом, и следования Его слову.

 

Также и ученики Христовы не сразу стали апостолами христианства. Они становились ими, следуя за Христом. Они отступали, отворачивались, сомневались и отрекались. И всё же научились быть верными и благодарными учениками и апостолами, благовестниками и продолжателями Христова дела в мире. Такова Его милость. А мы с вами – наследники этого пути Божьего народа, апостолов христианской общины. Мы еще не достигли цели, но мы на пути, освященном Божьей благодатью. Рука Божья сохранила верность тем, кто уповает на Него. И в самые трудные времена отступничества и богоборчества Бог оставался верен, и рука Его являла Свою силу. Эта сила заключается не в насилии, но в благословении и заботе.

 

Церковь Христова продолжала жить и служить всегда, независимо от внешних обстоятельств. Это не заслуга нас, какой-либо из наших конфессий, какой-либо из частей внешне разделенной Церкви. Это заслуга одного лишь Бога, проявление Его верности и отеческой заботы. Церковь существует для того, чтобы Его святой голос был слышен среди людей, чтобы Его тайна открывалась, Его милость и любовь воспринималась и преображала нас. Потому мы сегодня с радостным сердцем можем воспеть Богу хвалу, подобно Моисею и общине Израиля, вторя тому древнему благодарственному гимну: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою». Владыки и их царства низвергаются, а Господь правит вовеки. Угнетения и преследования, рабство и безбожие повержены крепкой сильной рукой Господа, на которого мы уповаем. Ему слава во веки веков! Аминь. 

 

 

 

Епископ Константин Бендас (Российский объединенный союз христиан веры евангельской ― пятидесятников)

 

Ваше высокопреосвященство, отцы, братья и сестры!

 

Позвольте мне прежде всего поприветствовать вас от церквей Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) и нашего предстоятеля, начальствующего епископа Сергея Ряховского.

 

Я очень рад всякий год в это время быть вместе с вами и вместе в единстве возносить молитвы. Я хотел бы сегодня в этот день поделиться с вами тремя небольшими тезисами, переживаниями, размышлениями о единстве.

 

Вы знаете, прежде всего, единство – это большая тайна, непостижимая для нашего ума. Мы помним, как в Гефсиманском саду, отойдя на вержение камня, Господь Иисус Христос молился, говоря эти слова, повторяя их многократно: «Отче, да будут все едины, как мы едины с Тобой» (ср. Ин 17, 21). В то же время, когда ученики смотрели на Господа Иисуса, на своего Учителя, они не всякий раз и не все могли поверить даже в это единство Отца, Творца неба и земли, восседающего на небесах, всемогущего, не имеющего нужды, чтобы хоть кто-то ему служил все во всем, Альфа и Омега. И Того, над Кем некоторые насмехались, говоря «не плотник ли это, сын плотника?» (ср. Мф 13, 55). Воплотившегося и родившегося во плоти человеческой, искушаемого во всем, кроме греха.

 

Особенно в этот последний или почти последний момент Его земного служения, когда Его плоть, уже разодранная бичеванием, пригвождена к голгофскому кресту, окровавлена и изъязвлена. И люди отворачивались, не видя уже в Нем Сына Божьего, единого с Отцом. Через какое-то время несколько учеников Его идут по дороге, ведущей в Эммаус, и рассуждают: «Как же мы ошиблись! Мы думали, это Тот, Кому надлежит прийти, мессия Христос, а оказывается – просто ошибка». А Он в это время шел между ними (Ср. Лк 24, 13-27).

 

Единство – это великая тайна. Обратите внимание, даже в супружеских отношениях, муж и жена – наверное, это бывает в каждой семье – когда проходит первая влюбленность, вдруг обнаруживают в какой-то момент «ой, какие же мы разные люди!». А Господь в Своем великом провидении и мудрости взял этих двух разных и объединил, и сказал: «Да будут двое одна плоть, и что Бог сочетал, то человек да не разлучает никогда» (ср. Мф 19, 6). Братья и сестры родные по крови, может быть, даже близнецы, двойняшки, обычно такие разные по характеру, по темпераменту, по настроению. Но они едины в одной семье – Бог так решил. И так соделал.

 

Второе. Для нас неприятное и болезненное единство часто достигается через гонения и скорби. Христиане, наверное, никогда не были более едины здесь, в России, чем во времена Советского Союза, когда представители разных течений, направлений и верований вместе оказывались в узах, на одном этапе, в одном лагере, в одной тюремной камере. Принимая вместе из тюремной чашки, может быть, подкрашенный клюквой сок как Святое Причастие в единстве, без разделений и различий, направлений.

 

И еще одно. Мы не можем заставить другого человека, принудить быть единым со мной. Если искусственно соединить, связать врагов, противников, соперников, это единство будет кратковременным. Когда они освободятся от этих уз, скорее всего, будет еще большее ожесточение. Но тем не менее мы можем работать с собой. В апостольском послании к Евреям в 12-й главе мы читаем такой стих: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр 12, 14). Насколько я могу разуметь это слово «старайтесь», оно означает «прилагайте максимальные усилия». Так вот: это пожелание и, наверное, повеление Господа нашего каждому из нас. Давайте мы будем прилагать максимум усилий к единству со своей стороны, даже если другая сторона мне противится, не вмещает нас. Давайте попробуем в молитве и в своем радушии вместить других людей, стараться иметь мир со всеми. Да благословит вас Господь. 

 

 

Архиепископ Павел Пецци

 

«Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф 2, 15). Из Египта, то есть, из земли тьмы. Из тьмы и тени смертной (ср. Пс 106, 10), из нашей земли. Из той земли, которую Бог решил посетить. Бог решил отвечать на эту тьму своим светом. Однако этот свет – Бог, ставший человеком – входит в тьму. Не проходит мимо. Это позволяет нам осознать, что мы сами распространяем, умножаем эту тьму своими грехами, своею неготовностью на самом деле идти по путям Господним. 

Я хочу сегодня просить прощения за все свои грехи против единства, против этого пути, против обращения, к которому Господь Бог призывает нас. Но «Из Египта воззвал Я Сына Моего» обозначает также из земли гонения, преследований. Означает, что мы призваны не только желать единства, но и конкретно поступать по этому пути. Господь Бог дает нам путь, то есть, способ или, можно сказать, метод. Этот метод – это взаимная любовь. На самом деле это очень просто. Это значит, начинать смотреть друг на друга как в семье. То есть, смотреть как на брата, на сестру, на отца, на мать. Смотреть друг на друга, исходя из того внутреннего, уже существующего единства, которое есть Сам Христос. Тогда, может быть, мы перестанем мечтать о единстве и начнем шагать по пути, полному общения. Аминь. 

 

 

Фото Ольги Хруль