логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Священник Петрос Есаян: "Сначала будущий священнослужитель получает веник..."

Священник Петрос Есаян: "Сначала будущий священнослужитель получает веник..."

22 января 2018 г.


В январе Москву посетил архиепископ Рафаэль Минасян, ординарий Восточной Европы, Армении и Грузии Армяно-Католической Церкви. В сослужении с настоятелем Кафедрального Собора отцом Владимиром Кабаком и настоятелем армяно-католического прихода в Москве архимандритом Петросом Есаяном состоялось рукоположение брата Маиса в сан дьякона с наречением именем Ованес (Иоанн).

О том, как рукополагают во диаконы, о том, кто такой протоархимандрит, о визите епископа Рафаэля Минасяна и о многом из жизни армяно-католиков рассказывает о. Петрос Есаян:

 

prev
next

 

Прежде всего расскажу вам о рукоположении. В армянском обряде сначала нужно получить низшие чины. Это как в старом римском обряде. Самое первое - вручают веник в руки. Буквально. Это значит, что можешь убирать в храме, при алтаре можешь убирать, а потом стригут волосы крестовидно. Потом ты остиарий, то есть можешь открывать двери в храм. Потом чтец. Чтецу вручают книгу Ветхого Завета и Деяния Апостолов. Потом четвертое – экзорцист, то есть дается разрешение молиться над одержимыми. И потом аколит - значит носящий свечу, потом субдьакон, иподьякон. И вот Владыка совершил все эти низшие чины 6-го января утром над Маисом.

Маис Меликян родился 4 июля 1974 года в селе Коти в Армении, Ноемберянский район. В 30 лет пришел к вере, крестился, а потом открыл в себе священническое призвание. Учился в Казахстане, в Карагандинской семинарии.

После Литургии Богоявления - на второй день праздника, 7 января Владыка рукоположил его во диаконы. Вот основные моменты обряда. Двое священников: я и о.Владимир, настоятель Кафедрального собора, вывели его из ризницы, подвели к алтарю и представили перед епископом перед началом чтений. То есть перед тем, как начать читать чтения, совершается первая часть рукоположения. Приводим мы кандидата и священник (в данном случае я) выступает с просьбой к владыке о рукоположении. Владыка спрашивает: знаете ли вы о его жизни, о его святости, о его знаниях, о человеческих качествах и так далее. И тогда я отвечаю: насколько нам человеческая слабость позволяет понять и знать - мы свидетельствуем, что достоин рукоположения. И вот в этот момент, так как в древности о рукоположении люди просили, люди и должны были сказать, что человек достоин по свидетельству верующих. Поэтому после молитвы кандидат поворачивается лицом к народу, подняв руки - это символ отречения от мира, от зла, от греха. Алтарь в армянских храмах всегда ориентирован на восток, поэтому кандидат поворачивается на запад. Ещё в древности, в древней традиции, когда перед крещением было отречение от сатаны, все так же должны были поворачиваться на запад. Повернувшись на запад, он отрекается от мира, от греха, от зла и над ним поется формула. Священники, держа свои руки на его плечах, поют формулу: «Божественная благодать, всегда способствующая нуждам Апостольской Церкви, призывает Ованеса из иподьяконства в дьяконство по свидетельству его самого и всей Церкви, и всего народа» (в данном случае уже имя ему владыка поменял на Иоанн-Ованес). И народ, в данном случае хор, поет: «аржани э», что значит - «аксиос» – достоин, dignum est. Трижды повторяется эта формула, после чего кандидат поворачивается к владыке, и владыка читает похожую формулу «Божественная благодать…», а потом говорит: «и я кладу руки на него, а вы все молитесь, чтобы он стал достоин этого звания». И это момент рукоположения.

В армянском обряде, в восточных обрядах, диакон не имеет права благословлять, как в латинском обряде. Он слуга епископа и священника и хотя это уже духовный сан, но его роль - это читать Евангелие. Он также может проповедовать и помогать при алтаре. А также является посредником между верующими во время литургии и священником.

Дальше судьба диакона Ованеса такова, что он возвращается в Казахстан и учится до окончания этого курса (уже 6-го), и надеемся, что летом, после окончания, после того, как защитится - он получит следующий сан, т.е. будет рукоположен уже во священники.

В конце литургии Владыка, это была неожиданность, повысил меня в звании. Если раньше я был вартапэд (архимандрит), то сейчас я называюсь цайрагуйн вардапет – это значит протоархимандрит, что в переводе означает «высокий учитель». И возложил на меня обязанность быть его генеральным викарием на всю Россию, то есть во всех армяно-католических приходах и над священниками тоже. Вы видели вручение жезла. Жезл у меня уже был, но при этом звании тоже дается жезл, перстень, крест и фиолетовые подкладки на сутане.

У нашего епископа была очень интересная и напряженная пастырская программа.

7 января, после службы, Владыка встретился с нашей молодежью, числом около 40 человек. Обговорили подготовительные вопросы панамской встречи и всероссийского армяно-католического собрания молодежи.

8 января поехали в Венёв. Это наш приход под Тулой, где компактно живут около ста семей армяно-католиков. Приходская жизнь совершается ежедневно вокруг часовни. В Венёве также строится храм. Здешний священник Седрак Хитарян также получил жезл архимандрита и крест.

9 января поехали в Нижний Новгород, где также есть наша община, небольшая, но очень живая и очень хорошая, являющаяся важной частью общей католической общины в этом городе. И там вечером была литургия, после чего была радостная встреча (фото, видео: https://goo.gl/byJjRA и https://goo.gl/EgJaoV).

Епископ также встретился с архиепископом Павлом Пецци, с послом Армении и с митрополитом Иларионом. Кроме этого участвовал в ночном богослужении с 6 на 7 с Патриархом Кириллом в храме Христа Спасителя, и потом ужинал с Патриархом.

Католичество в Армении.

Мы сами свой генезис выводим от святого Григория Просветителя, это святой вселенской Церкви, неразделенной Церкви. Армянская Церковь разделилась в VI веке. В конечном итоге в 591 году у нас появился в Эрзруме на территории Турции второй католикос. Таким образом, произошло разделение.

Армяне-католики. У меня есть статья (ниже) - там исчерпывающим образом говорится обо всём, чтобы понять это.

А что касается католикоса. Католикос – это глава Армянской Католической Церкви по всему миру. Епархии у нас есть и в Бейруте в Ливане, три епархии в Сирии, и в Ираке, и в Иране, и в Египте. И также в Латинской Америке, США разные епископы. Структуры есть во Франции и на территории бывшего Советского Союза. В Польше армяне-католики подчиняются латинскому епископу Варшавскому, так исторически сложилось, но это отдельная юрисдикция армяно-католиков. И так же сложилось на территории Румынии и Болгарии. Это что касается юрисдикции.

Католикос – это глава всех армян. Это отец и глава всех, как говорит о нем каноническое право восточных католических церквей, но мы в единстве со вселенской Церковью, с Папой, который является гарантией единства всех христиан - всех апостолов, всех епископов. И, как прекрасно кто-то сказал, Церковь - как поляна, на которой есть разные цветы: и разного цвета, и разной величины, и разного запаха. И Господь хочет, чтобы Церковь была именно этой красивой поляной. Господу не нужна унификация, чтобы всех видеть одинаковыми. Единство - оно в многообразии, где каждый цветок дает свое благоухание, или в мозаике, где каждый камушек, соединяясь с другим, хотя они разные, составляет одно целое. И эту мозаику или эту поляну посадил или сделал сам Святой Дух. Так учит Церковь. Поэтому обряды разные, каждый обряд выражает духовность народа и восприятие христианства по-своему.

В древности, да и не так давно - не было глобализации, не было возможности какой-то унификации, поэтому каждый народ, живя вдалеке от другого: где Запад, где Восток... В основных вещах друг с другом соглашались. Остальное, богослужебная традиция, например, формировалось независимо. И сегодня в Католической Церкви есть всё. И это большое богатство Церкви.

А в остальных вещах, что касается, армянской Церкви или армянского христианства и католичества, все я объяснил по-моему исчерпывающим образом и недлинным - в статье, которую вы можете прочесть здесь: Священник Петрос Есаян: "Вера армянского народа в истории проявлялась в делах"



Беседовала Ольга Хруль - для Информационной службы Архиепархии

Фото: Ольга Хруль