логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Священник Петрос Есаян: "Вера армянского народа в истории проявлялась в делах"

Священник Петрос Есаян: "Вера армянского народа в истории проявлялась в делах"

22 января 2018 г.


"Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих… вера без дел мертва" (Иак 2, 18.20).

Мне предложили рассказать о динамике веры армянского народа. Но как описать веру и определить ее динамику? Слова Апостола Иакова вдохновляют нас на то, чтобы искать ее проявления в истории армянского народа. Ибо вера проявляется в делах.

По свидетельству церковных историков – Евсевия Кесарийского и Тертуллиана христиане в Армении появились уже в конце первого века. По преданию, веру Христову в Армению принесли Апостолы Фаддей и Варфоломей. Но в те времена она не распространилась по всей стране. Однако, мы вспоминаем мучеников тех веков, которые пролили кровь свою за Христа на территории Армении. Это семя будущих христиан.

Следует отметить роль женщин в обращении Армении. Мученичество дев привело к тому, что христианство было принято армянами как государственная религия. Царь Трдат предал насильственной смерти дев Гаяне, Рипсиме и их сподвижниц, а после того заболел странной болезнью. По преданию, он обрел облик и поведение дикого вепря. И от этой болезни ни один языческий жрец не мог его исцелить. Царя Трдата исцелил святой Григорий Просветитель, и тогда начался новый этап истории Армении. Царь Трдат просит о Крещении для себя и для всего народа.

Просвещение в древней Церкви было синонимом Крещения. После 301 года начинается массовое обращение армян в христианство. Царь Трдат, принявший христианство, во всем содействовал Просветителю в христианизации нации. Таким образом, мы можем охарактеризовать четвертый век как век просвещения. В это время возводятся храмы - например, в 303 году возведен Эчмиадзинский собор. Открываются христианские школы, сыновья языческих жрецов обращаются в христианскую веру, передавая в дар Церкви свои земли и владения.

В IV веке во всей Церкви в мире происходит борьба с арианством и формируются основные догматы христианской веры. Так, и Армения в 325 году принимает Никейский символ веры.

Примечательно то, что в Армении почитание святого Григория Просветителя было столь велико, что народ хотел видеть в роли армянских католикосов его сыновей и внуков.

Динамичным расцветом и золотым веком как для армянской литературы и культуры, так и для веры, является V век. В 405 году святой Архимандрит Месроп Маштоц при содействии католикоса святого Саака Партева изобретает армянский алфавит для того, чтобы осуществить перевод Библии и Литургии. И в сам алфавит вложен богословский смысл. Первая буква алфавита, буква [А] – это первая буква слова [Аствац], «Бог». Седьмая буква (а семь – это библейское число, означающее полноту), - это буква [э], с которой начинается слово [эютюн], «Бытие». Этим именем Господь являет себя Моисею. Последняя буква алфавита [кh] – это [Кhристос]. Таким образом, это первый христианский алфавит, созданный для нужд укрепления христианства в Армении.

После перевода священного писания и литургии на классический армянский язык, называемый «грабар», армянские историки вкладывают в уста народа такие слова: «Бог заговорил по-армянски». До того времени Литургия служилась на греческом и на ассирийском. Перевод Священного Писания, осуществленный с Пешиты, был признан царицей переводов Библии.

Аварайская битва (451 год) также явила глубину веры армянского народа. Это первая битва в мире в защиту христианства. Армяне сражались против персов, которые желали обратить Армению в зороастризм. Предводителем армянского войска был святой князь и полководец Вардан Мамиконян. В этом сражении малочисленное армянское войско фактически потерпело поражение, но духовно одержало победу: с тех пор персы больше не осмеливались нападать на армянский народ с целью навязать другую веру. Армянский историк пятого века Егише, очевидец тех событий, пишет, что князь Мамиконян и католикос Ховсеп вдохновляли народ такими словами: «Нашим отцом является Святое Евангелие, а матерью – Святая Вселенская Апостольская Церковь. Персы думают, что для нас вера христианская – это верхняя одежда, которую с легкостью можно поменять, но они убедятся, что скорее можно отделить цвет кожи от нее самой, чем христианство от нас». Все павшие в том сражении – 1036 человек – канонизированы Армянской Церковью.

В том же 451 году состоялся Халкедонский собор, породивший кризис в Армянской Церкви. Собор разделил Церковь на две части: на тех, кто его принял, и на тех, кто его отверг. На Двинском Соборе в 552 году часть Армянской Церкви на территории Персидской Армении, под влиянием тех же персов, окончательно отмежевалась от Халкедонского собора, а следовательно, от Вселенской Церкви. Вторая же часть, на территории Византийской Армении, на поместном соборе в Эрзруме в 591 году решает остаться в единстве со Вселенской Церковью.

Знаменитый историк V-го века Мовсес Хоренаци в своей «Истории» пишет вступление - «Плач», в котором оплакивает Армянскую Церковь, потерявшую своих великих светил: Григория Просветителя, Саака Партева и Месропа Маштоца, и также скорбит о том, что священники, монашествующие и епископы были скорее тщеславными и сребролюбивыми, нежели боголюбивыми. По мнению некоторых исследователей, мы видим здесь скорбь о расколе Церкви, который, к сожалению, не преодолен по сегодняшний день.

Интересны VII и VIII века. В то время, когда огромная Персия обращается в ислам под натиском арабов, и когда весь мир стенает под арабским игом, армяне освобождены от выплаты дани арабскому халифу и строят церкви. Множество знаменитых церквей построено именно в VII веке, и они сохранились до сего дня – в том числе, церковь святой Рипсиме, построенная в 618 году в Эчмиадзине, или церковь святой Гаяне, построенная в 630-м.

Особое явление в духовной истории Армении – это Нарекский монастырь и святой Григор Нарекаци – Григорий Нарекский, который жил в X веке. Папа Франциск провозгласил его Учителем Вселенской Церкви. Его «Книга скорбных песнопений» является беспрецедентной жемчужиной духовной мистической литературы христианского мира и любимым молитвословом всего армянского народа по сегодняшний день. Многим эта книга не менее близка, чем псалтирь. И сегодня, например, ее кладут под подушку больным. Молитвы из этой книги вошли в литургические тексты Церкви. Святой Григорий Нарекский, наравне со святым Григорием Просветителем, является самым любимым святым армянского народа. Имя «Нарек» часто встречается среди армян - это краткое название «Книги скорбных песнопений».

Следующий этап развития христианской веры – период Киликийского Армянского царства, XI – XIV вв. Он связан с именами великих святых: патриарха Нерсеса Шнорали («Благодатного») и архиепископа Тарсского Нерсеса Ламбронаци. Этот период называют Серебряным веком. Это век тесного сотрудничества и единства со Вселенской Церковью. Нерсес Благодатный написал множество шараканов – вероучительных гимнов Армянской Церкви, таких как: «С верою исповедую…», «Утро света» и т.д. Эти молитвы любимы народом и популярны по сегодняшний день.

В XIV веке на территории Восточной Армении появляется почитаемый Армянской Апостольской Церковью Григор Татеваци, чьи богословские и духовные сочинения повлияли на формирование мысли и духовности Армянской Апостольской Церкви и продолжают влиять на него сегодня.

В 1439 году была заключена Флорентийская уния с Римом, которая, к сожалению, не просуществовала долго.

Значимым для армянского народа был конец XVII века и XVIII век. В 1701 году один из архимандритов Армянской Апостольской Церкви, гонимый за католические взгляды, Мхитар Себастаци, основывает католический монашеский Орден в Венеции, который существует по сегодняшний день. Это Орден отцов-мхитаристов. Они сыграли исключительную роль в деле духовного просвещения армянского народа и дали ему знаменитых историков, писателей и духовных пастырей. На острове святого Лазаря в Венеции, называемого Маленькой Арменией, получили образование множество видных деятелей как армянского, так и европейских народов – в том числе, Габриэль Айвазовский и лорд Байрон.

В 1742 году буллой Папы Бенедикта XIV утверждается возрожденный армяно-католический киликийский престол с первым католикосом Авраамом Артсивяном. Таким образом, формируется независимая иерархия Армянской Католической Церкви с кафедрой в Бзоммарском монастыре в Ливане. Тем самым полагается начало также и монашеской конгрегации – второй в армянской католической церкви – патриаршего клира. Она распространяется по всему миру с миссией проповеди единства со Святым Престолом.

Важной датой, о которой мы не можем умолчать, является 1915 год. Геноцид армянского народа в Османской империи. Полтора миллиона армянских христиан отдали жизнь за свою идентичность, многие из них стали мучениками за веру. Самый известный среди них - блаженный Игнатий Малоян, армяно-католический архиепископ города Мардина, провозглашенный блаженным в 2001-м году.

Во времена Советского Союза произошел упадок веры, последствия которого ощущаются до сих пор. Однако, многие армяне крестили своих детей, тайно посещали храмы и сохраняли свою веру. Например, армяне-католики на территории Грузии крестились, венчались, передавали веру, учили детей молитвам, отстаивали храмы даже ценой своей жизни.

Сегодня ситуация веры в армянском народе, на мой взгляд, не совсем утешительная. Религиозность в народе есть, но, к сожалению, она во многом поверхностна – вера воспринимается как часть культуры и традиции. Конечно, она продолжает влиять на воспитание молодежи и устои общества.

Армяне очень трепетно относятся к таинствам Крещения и Венчания. Есть глубокое уважение к институту семьи, к людям старшего поколения. Жива традиция гостеприимства. Все это - проявления христианской культуры, которая имеет глубокие корни.

Сегодня, очевидно, мы стоим перед вызовом секуляризма, а значит, необходимо вернуться к источнику веры и к осознанной, действенной вере в народе, к практике воскресной Литургии, к Исповеди и к Причастию.

Также большие трудности создает рассеяние армян по всему миру. У армян, живущих в диаспоре, не всегда есть возможность пастырского окормления.

Папа на покое Бенедикт XVI в одном из своих выступлений сказал, что будущее христианства принадлежит малым общинам. Поэтому утешительно то, что в современной армянской молодежи ощутим искренний и глубокий поиск Бога. Как мой личный опыт, так и опыт всей Армянской Церкви, и Католической, и Апостольской, говорит о том, что молодежь приходит в Церковь и желает иметь с ней связь. И в этом я вижу надежду на позитивное развитие живой, осознанной веры в армянском народе.

 

 

 


Оригинальная публикация: https://goo.gl/gffx7n


Фото: Информационная служба архиепархии / Наталья Гилёва