логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва, Кафедральный собор, 8 декабря

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва, Кафедральный собор, 8 декабря

10 декабря 2017 г.


Ваше Высокопреосвященство!


Ваше Высокопревосходительство!


Духовенство, монашествующие!


Братья и сёстры!

 



Сегодня мы снова празднуем великое Торжество - Богородицы Непорочно Зачатой. И это, на самом деле, великий праздник для всего человечества. Это праздник для первого человека - для Адама; это праздник для Самого Христа; это праздник для тех, кто в Церкви. Это праздник для всего мира, потому что в этом празднике прославляется сама человечность. Или, вернее, мы можем увидеть в этом празднике постоянно обновляющуюся попытку Бога установить отношения со Своим творением.

 

 

В сегодняшней Литургии нам предлагается рассказ о Благовещении, этом прекрасном диалоге между Архангелом Гавриилом и Марией. Он начинается выражением радости, выражением намерения Бога войти в отношения с человеком: "Радуйся! Радуйся, Богородица! Радуйся, благодатная! Радуйся, Мария!".

 

Бог начинает с человеком - всегда отдельным, конкретным - определенную историю. И так было с самого начала, как мы слышали сегодня. Та первая попытка, та история очень скоро превратилась, как будто, в неудачу. Но никакое поражение не останавливает Бога. "Где ты, Адам?", "Где ты, человек?" - это вопрос звучит вновь и вновь, множество раз в течение всей истории. И это всегда - новые попытки Бога, который Сам ищет человека, чтобы спасти его, то есть дать ему то, ради чего он был создан.

 

Сегодня мы слышим, что "окончательную" историю Бог творит с Богородицей. С Марии, таким образом, начинается новая история, с этого диалога, с Благовещения, начинается Новый Завет. Благая весть, настоящая радостная весть - "Радуйся, Мария...!".

 

Но если Бог начинает историю - Он обращается к каждому человеку. Каждый из нас призван Богом осуществить эту историю. Каждый из нас призван стать этим ангелом. И это происходит ежедневно - в Церкви, когда мы собираемся вместе. Но если Бог начинает одну историю, давая нам время - то Бог выбирает для себя также и определенное пространство. Если в истории спасения он выбирает сначала народ Божий, чтобы отождествить с ним Своё присутствие в мире, затем храм - то сегодня Он выбирает лоно Богородицы, Он выбирает лоно девушки, чтобы установить пространство, место для Себя. И Ангел говорит, что Его Царству, Царству Её Сына - Царству Бога - не будет конца. Настолько важна эта фраза, что в IV древние Отцы, Отцы древней Церкви включили ее в Символ веры. Настолько важно было в сознании Церкви определить не только историю, которую Бог начал с человеком ради спасения всего человечества, но также и место, пространство.

 

И это Царство также распространяется по мере того, как мы принимаем его - принимая Христа, Деву, мы расширяем это Царство, помогаем другим людям войти в это пространство. Время и пространство важны, потому что мы живем во времени и пространстве. Вот почему Бог выбирает эти два пути, чтобы установить отношения с человеком.

 

В диалоге Ангела и Марии нас не перестает изумлять ответ Богородицы: "Да будет Мне по слову Твоему!" Здесь, именно здесь, восхваляется человечность, восхваляется свобода. Именно свобода - третий элемент в отношениях Бога с человеком. Именно свобода! Бог Сам сотворил человека свободным. Как говорил святой Августин, "Бог, сотворивший тебя без тебя, не спасет тебя без тебя". В ответе Богородицы сосредоточены все ожидания всего человечества. В этот ответ каждый из нас призван войти, чтобы жить полнотой свободы детей Божиих.

 

В эти дни я особым образом вспомнил, что эту идею прекрасно угадал советский писатель Василий Гроссман: находясь в Треблинке, в этом ужасном месте, где, казалось, Бог покинул человека, покинул землю, он вдруг, смотря на картину, изображающую Богородицу, понял, разгадал эту великую тайну - тайну свободы, которой все стоИт. Хотя мы не знаем, обратился ли он, но он смог предчувствовать, что Бог не покидает человека.

 

Именно созерцая Богородицу Непорочно Зачатую, мы снова открываем для себя эту тайну, открываем с радостью оттого, что Бог с нами, что Бог сопровождает нас, что Бог не покинул нас. И продолжает нам давать все новый и новый шанс войти в это прекрасное: в жизнь с Ним.

 

 

***

 

Фото: Информационная служба Архиепархии / Наталья Гилёва