логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > "Страница прихода в социальной сети: зачем и как" - выступление о. Георгия Кромкина, директора Информационной службы архиепархии, на семинаре для приходских журналистов

"Страница прихода в социальной сети: зачем и как" - выступление о. Георгия Кромкина, директора Информационной службы архиепархии, на семинаре для приходских журналистов

2 октября 2017 г.

 


Продолжаем нашу работу, дорогие братья и сестры. Мы, как орагнизаторы семинара, планировали его так, чтобы он не был семинаром докладов, а был семинаром доброй дискуссии и беседы. Напомните, кто из вас был на первом семинаре, поднимите руку. Многие не были. Тем не менее, я не хочу повторять ничего из того, что говорил в прошлый раз, потому что это было весьма ярко – до такой степени, что пришлось самого себя удалить из стенограммы. Но эффект, я знаю, все-таки был.

 

Во-первых, я хочу вместе с вами порадоваться тому, что мы вчера слышали от епископа. Человек, который технически не присутствует в социальных сетях, очень мужественно вчера сказал нам то, что сказал. Очень честно и удачно, исходя из своего духовного опыта, справился со всеми вашими вопросами. Причем, отвечая очень часто, как и Иисус, совсем на другой вопрос, нежели на тот, который вы ему задали. И это был намного лучший ответ, чем если бы он буквально отвечал на то, что вы спрашивали. В этом смысле епископ помогает. Для меня это большая поддержка – смотреть на социальные сети несколько отстраненно. Смотреть не только на технику присутствия, но прежде всего на духовный смысл присутствия. Поэтому мы обязательно в прениях будем говорить о духовных особенностях присутствия христианина в социальных сетях.



В этом размышлении я хочу с вами поделиться по пунктам, очень конкретно, тем, что такое приходская страница в социальных сетях. Может быть, очень узко. Но на этой модели можно строить свой личный проект в социальных сетях, страницу общины в социальных сетях, страницу молодежной группы прихода в социальных сетях и любого другого сообщества.



Я не профессионал, не профессиональный журналист. Я профессиональный бюрократ, и это мне очень сильно мешает. Это всегда особый перфекционизм, и, возможно, из этого перфекционизма и рождаются мои советы. Потом, по завершении семинара, чтобы мы сразу понимали, будут даны конкретные рекомендации: что такое страница в социальных сетях, и насколько правильно что-то делать или не делать. Но это буду только рекомендации, конечно.



Давайте представим себе, что у прихода нет страницы в социальных сетях. Такие приходы есть. Есть только сайт или вообще ничего нет. Кто создает страницу в социальных сетях? Кто создает сайт? Сайт, как правило, создается по решению настоятеля, при его действенном администрировании, при его финансовом участии. Считается, что обязательно нужен сайт, и ищется человек, который этот сайт делает. Настоятель уверен, что он всё контролирует, всё видит. Иногда он платит деньги, иногда нет.



А кто создает приходскую страницу в социальных сетях? Кто угодно. Настоятель очень часто об этом просто не знает. Есть какой-то инициативный волонтер, который решил: раз страницы нет, надо ее сделать. Надо создать страницу в социальных сетях, и он ее создает. При этом в его понимании очень часто эта страница находится в его собственности. «Я ее создал, и я знаю, какой она должна быть».



Создателя страницы ничуть не смущает, что его страница называется «Католики в Успенске» или «Католический приход в Рождественске». Люди, которые видят эту страницу, ассоциируют это название и содержание с конкретным приходом. А у этого прихода есть своя репутация, своя история, своя духовность, свой пастырь, который ответственен перед Богом и Церковью за этот приход. И таких приходских страниц в Контакте или Фейсбуке много. Я даже скажу, что для некоторых настоятелей это сюрприз, что есть приходская страница в социальной сети. Это уже проблема разговора с духовенством, что с этим делать. А мы что будем делать со страницей? Например, у вас уже есть страница в социальных сетях, страница вашего прихода, но настоятель о ней не имеет никакого понятия. Если это так, первый шаг, который нужно сделать – это пойти к настоятелю и сказать: отец Петр или отец Иван, у нас есть страница уже три года, давайте мы вам ее покажем. Это естественный и необходимый шаг. Ведь если приходской священник никаким образом не участвует в странице прихода, то возникает большой вопрос, является ли эта страница приходской. Если не знает вообще, то это вопрос к совести создателя: является ли страница приходской, если нет никакого контакта с тем, кто этот приход возглавляет.



Это совсем не значит, что нужно обязательно отдать все бразды правления этой страницей священнику – викарному или настоятелю.



Вчера Владыка очень грамотно, спокойно и алгоритмически рассказал, что делает священник в социальной сети, имея в виду страницу своего прихода. Он доверяет. Он доверяет тем, кто взял эту инициативу, кто делает это лучше него или имеет больше времени, чем он. В зависимости от той степени доверия, которая у него есть к создателю или администратору этой страницы, священник для себя "устанавливает график", когда он проверяет, насколько его доверие соответствует положению вещей. Поэтому не бойтесь, если священник будет проверять. Потому что он отвечает за свой приход, а страница в социальной сети – это лицо прихода. Это электронное зеркало прихода. В каком-то смысле это окно из виртуального мира в этот приход. Это дверь, через которую в приход могут зайти или не зайти другие люди.



Что делать, если священник начинает вмешиваться? На этом этапе может быть всё, что угодно. Здесь проверяется и церковность, и католичность, и фундаментальное христианство, и человечность администратора, администраторов группы. Вариант, когда создатель страницы не дает священнику функцию контроля или даже не пускает удаляет священника в группу - реален. Это смешно, но на самом деле грустно, это реальность. Тогда совершенно ясно, что священнику придется на очередной воскресной Мессе в объявлениях сказать: «Дорогие мои, хочу вам сказать, что это страница не является приходской».



Очень важно слово «католический». Есть у нас с вами в Церкви "основной закон", конституция - «Кодекс Канонического Права». Этот Кодекс – действительно свод законов и правил, но мы его, как правило, не знаем, даже священники. Он лежит на полке, его можно найти в формате pdf в интернете, но мы не знаем. А там написано, что слово «католический» принадлежит Церкви. Только Церковь может назвать что-то католическим. Только Церковь может назвать газету католической, телеканал католическим. А значит, и назвать группу в Контакте или Фейсбуке католической. А с точки зрения российского закона это не так. Любой человек по российскому закону может назвать свою страницу католической. С точки зрения Церкви слово «католический» может быть использовано только с разрешения церковных властей. Это нужно знать и понимать. Поэтому Церковь старается охранять это слово, защищать свой авторитет. И реагировать, когда какой-то ресурс, именующий себя католическим, например, не пускает церковного консультанта для наблюдения, для корректировки.



Очень хороший признак аутентичности и доброй расположенности ресурса, его уважения к церковному вероучению, это "капелланство", т.е. приглашение священника как консультанта. Но если вы создали приходскую группу в социальной сети, но никакой священник ее не наблюдает, нужно тогда правильнее обозвать ее примерно так: «Любимые страницы и цитаты прихожанки Анны Успенской». Тогда это будет честно и по совести. Потому что, к сожалению, некоторые приходские страницы в Контакте или Фейсбуке именно такие. Они по содержанию не имеют никакого отношения к приходу. Это "репостеры" – те, которые собирают из других больших групп какие-то картинки, цитаты, статейки и ничего не пишут о самом приходе. Большинство публикаций в ленте не имеет никакого отношения к жизни прихода.



Репостить на странице прихода, я думаю, почти ничего не нужно. Нужно добиваться того, чтобы вас репостили. Нужно, чтобы ваша новость, ваш фоторепортаж, ваша информация была интересна большим группам. Очень смешно, когда приходская группа из ста человек пользователей начинает репостить другую страницу, у которой 20 тысяч подписчиков. Ясно, что, скорее всего, другие люди эти публикации давным-давно увидели. Почему все-таки можно репостить, как, и что? Что можно публиковать чужого на своей странице, как и зачем? Например, администратору страницы понравилась какая-то цитата матери Терезы. В ней есть смысл только тогда, когдаэта цитата сопровождается, например, такими словами «Дорогие, именно об этом говорил нам настоятель на проповеди в воскресенье». Тогда в этом есть смысл. Если мы делаем репост из группы «Папа Франциск. Слово каждый день», то можно написать: «Посмотрите, это то, над чем мы так долго бились на последней встрече молодежи, а здесь есть ответ, которого нам так не хватало». Тогда прекрасно. Любой репост в идеале должен сопровождаться комментарием, добавлением каких-то слов: почему эта цитата, эта картинка, статья имеет отношение к нашему приходу. Но лучше, чтобы репостов было мало. Лучше, чтобы основная информация в ленте была именной вашей, а не чужой, новостью. Новостью вашего прихода.



С чего начинать работу страницы или как ее правильно продолжать, если она есть? С молитвы, больше ни с чего. Если мы делаем нашу работу, осуществляем наше служение, то без молитвы получится, может быть, даже очень хорошо, но никому не нужно. Найдите себе особый молитвенный "ритуал" перед тем, как вы сели за компьютер. Это очень важно, это очень интересное духовное упражнение. Есть шутливые или не очень молитвы перед присутствием в интернете. Но когда вы открыли свой ноутбук или другое средство, которым вы пользуетесь, и стали продолжать работать с этой страницей, что-то публиковать, то это минимум, который нужно сделать. Найдите себе святого покровителя, назначьте его, он не будет против, найдите себе покровителя вашей страницы или вашей деятельности в медиапространстве. Исидор Севильский, Франциск Сальский, архангел Гавриил – это классика, но необязательно их, можно кого-то другого. Обращайтесь всякий раз к ним за помощью, даже когда нет никаких сомнений в том, что вы всё делаете правильно.



Еще глубже – зачем мы вообще там присутствуем? Что мы несем? Чье слово мы в первую очередь доносим до наших читателей? Владыка очень спокойно вчера, как и всегда, собственно, говорил, что наше присутствие в сети – это возвещение Евангелия, это наше слово о Христе, слово Христа и наше свидетельство. Да, по форме это может быть журналистской работой. Это информация, которую мы выдаем с определенной периодичностью. Но цель – это апостольство. Поэтому, когда мы вошли в сеть, прежде всего советую просить Господа, чтобы мы были Его правильными инструментами. Хочет ли Господь страницу моего прихода в Контакте? Конечно, хочет. Потому что интернет придумал Он, я в этом совсем не сомневаюсь. А если хочет, то у Него, наверное, есть Свой план на эту страницу и Свой взгляд. Что в ней хорошо, что плохо. Если мы всякий раз молимся и просим у Него, чтобы мы были Его послушными, надежными, адекватными, аутентичными инструментами в этой работе, то мы сможем сделать очень много.



Что я пишу в своей приходской странице как администратор? Прежде всего, я не рассказываю ни о своих личных духовных переживаниях, ни о своем видении моего прихода. Не транслирую особенности своей духовности. Я рассказываю о приходе тем, кто приходит на эту страницу. Я действительно журналист, я говорю о том, что такое мой приход, имея в виду, может быть, даже в первую очередь не тех, кто бывает в этом приходе – они знают, они были на этом событии, они были на этой Мессе и слушали эту проповедь настоятеля, они участвовали в этом празднике, в этом паломничестве. Но для тех, кто в приходе этого не видел по разным причинам, не участвовал, заболев или отказавшись. Прежде всего для тех, кто может это увидеть со стороны. Поэтому закрытая приходская группа – это ошибка. Приходская группа, которая закрыта, в которую нужно вступить, постучавшись, это ошибка. Это все равно, что закрытый храм, на котором написано «приходите завтра». Многие не придут. Не постучатся, и не войдут, и не узнают о вас.



В этом смысле и неудачное название группы тоже ошибка. «Приход Рождества Пресвятой Богородицы в таком-то переулке» и всё. Никто не поймет, что это католики. Неофиты не поймут слова «приход». А если это будет называться «Католики в Богородске», и группа будет открыта – это уже апостольство. Если коротко и ясно. О технических особенностях Контакта и Фейсбука поговорю с вами завтра через проектор. Но мы должны визуально создавать группу, имея в виду, что есть те, которые вообще встречаются с католиками первый раз именно в вашей группе. Очень много историй, когда человек, путешествуя по сети, случайно наткнулся именно на группу конкретного прихода в социальной сети, и потом стал католиком, потом крестился. Это не единичный случай. В этом смысле социальная сеть – это очень добрый, красивый инструмент Святого Духа, если мы открыты к действию Святого Духа. Вот мои руки – действуй.



Вчера говорили про "лайки". Про ответ на то, что мы делаем. С точки зрения продвижения группы, изучения того, что людям нравится или не нравится, "лайк" неплохой, но не идеальный инструмент. Некоторые люди никогда не ставят лайки. Это совсем не говорит о том, что им не понравилась ваша публикация. Потом в социальных сетях сейчас есть более удобный инструмент: сколько человек посмотрело публикацию. И в Фейсбуке, и в Контакте эта цифра есть под каждым сообщением. Это более интересная штука. Но гораздо интереснее то, что владыка вчера сказал про слово «лайк». Нам нужно христианским сердцем и разумом осознать, пересмотреть, обдумать, передумать, что такое с точки зрения христианства, апостольства означает эта фраза «мне нравится». Что такое «я поставил лайк». Владыка потерял вчера слово «репост» – надеюсь, что вы его тоже интуитивно услышали и поняли, о чем он говорит. Что такое «я делаю репост», что это для меня значит? Какой смысл я вкладываю в то, что переношу информацию на свою личную страницу и делаю ее своей? В чем апостольский смысл того или иного репоста, или он как раз антиапостольский? Задумываюсь ли я о том, какой репост я сделал?...



Вернемся к странице. Есть чудесная женщина, я везде ее "рекламирую" – Мария Львовна в Петербурге. Она апологет одного лайка. Она считает, что, если под публикацией появился хотя бы один лайк, то она сделала свое дело. Значит, хотя бы одному человеку то, что она сделала, было полезно. На мой взгляд, логика безупречная. Особенно если этот лайк поставил человек, который не относится к приходу. Не думайте о лайках. Это большая опасность. Роза о ней вчера говорила. Лайк может быть интересен только как технический инструмент, который, например, может нам дать какую-то информацию. Но вспомните, что я говорил в прошлый раз, и мне нравится эта не моя идея: если инструмент «лайк» заменить на «это полезно», наша новостная лента изменится до неузнаваемости. Вы увидите совсем других друзей и совсем другие публикации в своей ленте. Потому что просто поставить лайк это одно, а свидетельствовать, что это полезно и мне, и другим – это совсем другое. Не бойтесь, что какие-то публикации вообще не собирают никакой аудитории. Просто подумайте о том, в какой час лучше публиковать новость. Потому что большинство прихожан совсем не обязательно приходят на страницу. Они видят или не видят сообщения в ленте новостей. Есть разные статистические возможности контроля за страницей. Мы рассмотрим это завтра.



Что по опыту больше всего нравится на страницах приходских групп? Проповеди ваших священников. Это всегда фурор! На это есть удивительный спрос – других, не вас. Причем иногда даже не католиков. Почему-то в нашем обществе проповедь католического священника – это почти магия. А если это аудио поверьте, для меня это сюрприз – аудиоформат сейчас наиболее востребован. Тот проект, который я начинал сам – кстати, это идея из прошлого нашего семинара, Ольга Сакун из Радио Ватикана говорила, что в российском пространстве этого нет, и в конце концов это родилось – вечерний дайджест-обзор всего того, что напечатано за день по-русски о католической Церкви. Это называется «Вечерняя католическая газета». Сейчас это издание информационной службы Архиепархии, мы его "национализировали". Если вам этот проект неизвестен, вы обязательно гляньте, это очень полезная штука, «Вечерняя католическая газета» в Контакте и в Фейсбуке. Там на каждой ссылке есть счетчик. Я могу посмотреть, сколько человек посмотрели ту или иную статью. Рекорды дня всегда у файлов аудио. Не у текстов, не у фоторепортажей, а у аудио. Для меня это сюрприз. Но это практически уже годовая статистика. В два-три раза люди больше слушают аудиотексты, чем читают статьи или смотрят на фотографии.



Что касается фотографий на сайте и фотографий в социальной сети. В каком-то смысле я соглашусь с епископом, что социальная сеть не обязательно требует высокого качества фотографий. Да, хочется высокого качества. Но если речь идет об оперативности, поставьте замутненную, страшную фотографию, которая все-таки сейчас, через час после события рассказывает об этом событии. Один очень маленький пример. Было прекрасное интервью с новым дьяконом, опубликованное информационной службой неделю назад. Очень хорошая проповедь епископа Павла на рукоположении. Как всегда, прекрасный фоторепортаж от Натальи. Видео от Михаила Фатеева из Gaudete. Но никто не собрал столько лайков, сколько четыре фотографии "бабушки" (в терминологии нашего молодого участника) Марии Львовны, сделанные с обычного недорогого телефона, в храме, и переданного в сеть. Никто не смог перебить – ни чудесное видео, ни фоторепортаж, ни интервью самого дьякона, ни проповедь епископа. Потому что это «сейчас», это оперативность, это интересно – ура-ура, у нас есть дьякон. В конкретном месте, в частной группе это производит фурор. Это не значит, что нужно забыть о качестве фотографий. Просто через час, через два, через день эти фотографии можно заменить на новые. Оба проекта – Контакт и Фейсбук дают 24 часа на редакцию текста. Есть время заменить фотографии, редактировать тексты, исправлять ошибки.



Про ошибки. Возьмем официальный сайт – динозавр интернета, уже уходящая, скорее всего, классика. Плохо, если там грамматические ошибки. Есть люди, которые не способны читать тексты с ошибками, даже если тексты прекрасны. Есть простые инструменты, чтобы проверить ошибки, хотя бы элементарные. «БлагАдарим» обязательно этот инструмент исправит. Но если эти ошибки сделаны в социальной сети, если какой-то прихожанин пишет: «БлагАдарим Господа за крещеного Василия», если там будет ошибка в каждом слове, это соберет не миллион, но очень много лайков. Никто не обратит внимания на эту ошибку. Потом кто-нибудь поправит, а может быть, даже не успеет. Может быть, оставит именно так, чтобы показать, что и несовершенный человек может быть апостолом. Это не препятствие. Некачественные элементы в тексте, некачественные фотографии - не препятствия для нашего свидетельства, совсем нет. Но лучше найти в приходе какого-то волонтера, который с радостью поправит. «Маша, посмотри, есть ли здесь ошибки». Тем более это можно делать в режиме реального времени. Я по-прежнему исправляю ошибки и в своем первом приходе в Березниках, и во Владимире. Это легко и несложно, совсем не трудно.



Есть на любой странице и в Фейсбуке, и в Контакте так называемый раздел ссылок. Слева или справа есть ссылки, на которые мы обращаем внимание тех, кто пользуется группой. Очень важный справочный материал. Что там надо, с моей точки зрения. Извините меня за "клерикализм", но там должны быть ссылки на официальные церковные ресурсы, прежде всего. Это, во-первых, показывает, что мы – с Церковью. Наш приход – это не отдельный кусочек земли, но это Церковь. Если приход относится к Архиепархии, то на видном месте должна быть ссылка на сайт Архиепархии или на страницы Архиепархии в социальных сетях. Было бы неплохо либо там, либо в отдельном разделе выложить достаточно хороший список проверенных и полезных католических ресурсов. Посмотрите, кажется, в приходской группе в Березниках на сегодняшний день идеальный список таких ресурсов. Просто посмотрите, если есть сомнения, потом спросите у меня. Но мне кажется, там собрали очень хороший список.



Открытость/закрытость группы. Я уже сказал, что закрытая группа, с моей точки зрения – это ошибка. Другая проблема – это открытость или закрытость обсуждений на странице приходской группы. Обсуждение – это всегда риск, на который надо идти. Но идти очень ответственно, зная, или будучи уверенным, что есть достаточное количество администраторов, которые мониторят страницу несколько раз в день. Потому что сразу, уверяю вас, даже на вашу маленькую страницу прибегут «вороги». Атеисты, очень особенные фанаты других конфессий. У вас в группе появится порнография и многие другие гадости. Прийти к решению открыть для обсуждения приходскую страницу нужно очень ответственно. Нужно ее контролировать. Когда вы более или менее навели порядок, и «вороги» понимают, что продолжать бесполезно и убежали (на самом деле их не так много), как вести дискуссию? Отдам этот кусочек отцу Кириллу, потому что он будет говорить как раз о разрешении конфликтных ситуаций в обсуждениях. Но нужно устанавливать очень честные и конкретные правила. Отец Кирилл подсказал мне интересную идею. Каждый человек в группе после определенного поста, сообщения может оставить только два комментария, не больше. Таким образом мы обрубаем все возможности для того, что называется «католикосрач», извините меня, пожалуйста, за это слово. Потому что человек, который привык буянить, спорить, и только для этого присутствует в сети, знает, что у него есть только два слова, две возможности сказать. Даже если это добрый человек, третью публикацию от этого человека нужно удалять, потому что это нарушение правил. Это один из вариантов, непроверенный российской действительностью, но правила должны быть.



Авторские права. Мы об этом почти не говорим и только-только начали к этому подходить. Я был однажды в Кирове. Меня приглашали заменить священника, и я увидел на первой лавке девушку, которая показалась мне знакомой, и после Мессы я подошел: «Мне кажется, мы знакомы. Вы из Москвы?» Она говорит: «Да, а Вы тот самый священник, который сказал, что скачивать видео – это грех». То есть, она запомнила меня так. Я не скажу, что я апологет авторского права, это очень сложно, но мы должны об этом думать. Каждый из нас должен начать внутри себя внутреннее размышление, что это такое. Само авторское право достаточно спорная вещь. Спорят юристы, спорят специалисты в области нравственности. Во всем ли закон об авторском праве нравственный, или есть безнравственные части, и тогда его можно не исполнять? Есть и такие дискуссии. Речь идет как раз об уважении чужого труда в области журналистики, прежде всего, фотографов, между прочим. Когда мы используем для иллюстрации каких-то своих публикаций чужие фотографии, например. Я не специалист в праве, но, в каком-то смысле, я специалист в духовных вопросах. Потому что нарушение авторского права – если это действительно нарушение – это грех воровства. Это поступок, который требует испытания совести и исповеди. Это если мы говорим серьезно, без шуток. К такому пониманию невозможно прийти сразу. Ко мне иногда приходит на исповедь человек и говорит: "На всякий случай я скажу, хотя я с этим не согласен, но я регулярно скачиваю аудио и видео. Хочу на всякий случай исповедоваться, хотя и не считаю это грехом". В любом случае, это интересный и важный разговор. Когда речь идет о приходских страницах, мы почти ничем не связаны, потому что в идеале это наши фотографии, это наши тексты, это то, что мы сделали сами. Но минимальное уважение к труду – это указать в точности, кто работал над этой публикацией. Если ее кто-то сочинил, нужно написать – автор такой-то. Если ее кто-то редактировал, написать – редактор такой-то. Если мы взяли фотографию, тем более, чужую, надо написать: фото такого-то фотографа или с такого-то ресурса. Кажется, что многие ресурсы, откуда мы можем заимствовать фотографии, изначально пишут, что даже, давая ссылку на них, мы не имеем права это делать без их разрешения. На некоторых фотографиях невозможно даже крупными буквами написать, что это ИТАР-ТАСС или РИА Новости, оттуда невозможно брать. Я не специалист. Но начать надо с уважения к труду тех, кто с нами близко работает, и тратить время на формальное указание источника. Это очень важно.



Отдельно о фотографиях. Владыка вчера два раза сказал, что наша с вами работа – это не фотоальбомы. Я слышал много запросов, что некоторые из вас ожидают от семинара повышения квалификации или опыта в этой области. То, как мы можем, то, как это запланировано в семинаре - мы это вам дадим. Будет и "неформальное время", чтобы разговаривать друг с другом, делиться опытом. Но я не ставил бы фотографию на первое место в служении приходского журналиста. В чем у нас действительно радикальная нехватка - мы не умеем писать тексты. Мы не умеем написать даже два-три абзаца. Недалеко нужно идти: вот сайт Архиепархии, за который я отвечаю. Фотогалерея, вручение канонических миссий, и нет ни слова о том, кто вручил, что такое канонические миссии, почему это происходило в кафедральном соборе, и почему пришли эти люди. Я сам говорю, что я многие вещи не умею, не успеваю или не догадываюсь вовремя. Фотоальбом, особенно репортажный фотоальбом, очень часто действительно всё рассказывает от начала до конца воцерковленному человеку. Там и текста никакого не нужно. Но что-то минимальное потом нужно. Отец Кирилл говорил мне, что сейчас есть новая тенденция в потреблении информации – это возрождение интереса к длинным текстам. Человек устал от фрагментарности, он интуитивно понимает, что это его разрушает. И он просит длинные тексты, серьезные тексты. На это есть спрос. В этом смысле ваше "графоманство", Николай, "в струе", это тренд, можно сказать. Надо учиться писать. Анастасия еще раз нам на этом семинаре будет помогать, но очень неплохо найти в приходе тех, кто пишет.



Вообще волонтерство – это главное слово, которое мы вынуждены произносить. У нас нет оплачиваемой церковной журналистики. У нас нет структур, которые могут платить достаточное количество денег за работу. Сотрудники информационной службы Архиепархии получают не московскую зарплату. Это совершенно точно. Поэтому надо искать волонтеров. Не буду искать какое-то красивое изречение, какую-то специальную цитату, в моем выступлении на этом семинаре их вообще нет. Но мы должны быть жертвенными. В нашей российской реальности приходская журналистика – это жертва того, кто этим занимается. Если мы это осознаем как инструмент своей святости, если мы эту работу жертвуем во Славу Божию, то что-то будет расцветать там, где как будто бы ничего не посеяно. Будут расцветать цветы, где нам неизвестно, что семечки посеяны. Если мы жертвуем себя ради этой поместной Церкви, ради своего прихода, ради славы Божией, получится очень много, даже если мы не профессионалы, если у нас нет денег, нет ресурсов, ничего. Я призываю вас к этой жертвенности.



Отдельный фрагмент о том, чего мы, организаторы, ждем от этого семинара. Вы знаете – здесь в основном все участники из Архиепархии. Но я скажу об общем правиле. У нас есть сайт Архиепархии. Там 90% новостей – это епископ и всё, что с ним связано. Так не должно быть. Потому что Архиепархия – это не только Москва, и не только епископ. Архиепархия – это народ Божий, который живет в разных приходах и разных городах. А у информационной службы Архиепархии нет людских возможностей даже проводить мониторинг всего того, что вы написали и опубликовали. Если вы не захотите рассказать о своем приходе миру, используя для этого централизованные ресурсы, мы о вас не узнаем. Очень хочется, чтобы после этого семинара родились настоящие региональные корреспонденты для сайта Архиепархии.



Есть еще один интересный момент, может быть, парадоксальный. Я хотел бы сказать о паломничествах. Паломничество – это тоже коммуникация. Это не просто информационный повод, но это реальное общение между людьми, реальное свидетельство о себе и получение информации о других. Нам нужно развивать внутреннее межприходское паломничество. Нам нужно быть заинтересованными тем, как живут католики в соседнем городе или в соседнем приходе. И дальше, чем в соседнем. Нам нужно в Иваново интересоваться тем, как живут владимирские католики. А во Владимире – тем, как живут гатчинские католики. Нам надо ходить друг к другу в гости, и тогда мы будем друг другу интересны. Развитие межприходского паломничества рождает информационный интерес. Тот, кто был у вас в гостях, обязательно будет гостем вашей приходской страницы. Чем больше паломников будут в вашем приходе, тем больший интерес и стимул получат ваши приходские сайты и страницы. И наоборот – если вы ходите в гости, вы потом будете интересоваться, как у других. Не ставлю никаких точек. Спасибо. Теперь - ваше слово, ваши вопросы, ваши реплики.





Фото: Информационная служба Архиепархии / Наталья Гилёва

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

19 октября 217г.


Свв. Иоанн де Бребёф и Исаак Жог, священники, и их сподвижники, мчч.

 

или

 

Св. Павел Креста, свящ.

 

Рим 3, 21-30; Пс 130 (129), 1-2. 3-4с-6 (Пр.: 7bc); Лк 11, 47-54


Св. Иоиль, пророк

Св. Лавра Кордовская (+864)