логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > Архиепископ Павел Пецци: "Смотреть на социальные сети теми же глазами, какими Коперник или Ньютон смотрели на звезды". Выступление перед участниками семинара для приходских СМИ

Архиепископ Павел Пецци: "Смотреть на социальные сети теми же глазами, какими Коперник или Ньютон смотрели на звезды". Выступление перед участниками семинара для приходских СМИ

30 сентября 2017 г.

 

Москва, зал курии, 28 сентября.

 

 

О. Георгий Кромкин: Добрый вечер! Перед тем, как Владыка скажет нам очень интересные вещи (как мы надеемся), я представлю Владыке вас и вам друг друга. Очень коротко, потому что этот момент мы очень серьезно будем переживать завтра утром. О. Кирилл Горбунов, новый генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве, вот этот священник солидный, с бородой – это наш отец Кирилл. С нами рядом о. Николай Дубинин, главный францисканец России...

Архиепископ:
и не только...

Г.К.
... имеющий прямое отношение к нашему служению, потому что в каком-то смысле он медиамагнат, представляющий Издательство францисканцев, портала «Рускатолик» и другие проекты. Наши участники приехали из разных городов: это Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Березняки, Гатчина, Калуга, Курск, Воронеж, Брянск, Тула. Меня зовут о. Георгий, в отличие от прошлого семинара, теперь я в новой должности – директор информационной службы Архиепархии. Итак - слово Владыке.

Архиепископ: Добрый вечер. Мне сказали, что вы будете размышлять, дискутировать, главным образом, о социальных сетях. Я правильно понял?... 12 декабря 2012 года Папа Бенедикт XVI, сегодня Папа на покое, вошел в Твиттер. Это был, разумеется, первый раз, когда Папа Римский официально вошел в социальную сеть. Он вошел со следующими словами, таково было сообщение: «Я присоединяюсь к вашему разговору, к вашей беседе - великой, огромной беседе».

Говорят, что каждую минуту в Твиттере распространяется 220 млн новых сообщений. Тексты, короткие фразы. Недавно объявили, что длину сообщения удвоят. Аудио, видео. Также говорят, что в социальных сетях присутствует 3 млрд пользователей. По крайней мере, в наиболее традиционных и распространенных сетях. Поэтому вы себе представляете, сколько сообщений в течение даже только одного дня распространяется в этом пространстве. Есть такие страны, как Индия, или такой континент, как Африка, которые могут показаться нам очень далекими, и которые распространяют невероятное количество аудио и видео. Есть другие страны, о которых мы знаем меньше. Но вся эта информация разлетается по всему миру постоянно. Огромные цифры – практически невозможно распознать такое количество текстов, аудио, видео.

Но это говорит нам и о другом. Что социальные сети, в отличие от других средств связи – это, скорее, места, пространства, чем просто какой-то инструмент. Люди не просто используют социальные сети. Значительную часть своей жизни, своего дня они буквально живут в этом пространстве. Поэтому не случайно Папа Бенедикт говорил о беседе, о разговоре. Потому что беседа не означает лишь передачу информации, а именно какие-то взаимоотношения, какое-то пространство. В этом пространстве обитают, в основном, подростки и молодежь. Это понятно, потому что старшее поколение с трудом входит в это пространство. Я, например, не так легко туда вхожу.

В социальных сетях спорят, очень много ругаются, там очень много эмоций, но в любом случае это живое место. Это не книги или письма, это даже не альбом с фотографиями. В этом пространстве как будто существует только настоящее. Вчерашний день уже ушел. Не хочу сказать, что это хорошо или плохо, но это факт. Те, кто живет в социальных сетях, рискуют потерять свое прошлое, настолько они обеспокоены настоящим. В то же время еще нет созидающих сил для будущего, по крайней мере, для дальнего будущего. В этом смысле есть риск так называемой поляризации. Через каждое «мне нравится», «лайк» шаг за шагом люди оказываются в определенном гетто. В котором, не зная друг друга, люди разделяют более или менее одинаковые взгляды, вкусы, чувства. В таком случае люди попадают в эхо-камеры, echo chambers, где можно буквально закрыться как в закрытой комнате. Это еще один риск, что для них будет существовать только то, что находится в этом почти замкнутом пространстве. Рискованные отрицательные последствия.

Но есть не только негативная сторона. Я считаю, что нужно смотреть на социальные сети теми же глазами, какими Коперник или Ньютон смотрели на звезды. То есть, с определенным удивлением, любопытством. В любом случае это первое слово, которое я вам оставляю. Социальная сеть – это пространство, это реальное пространство. Привлекательное и удивляющее именно как звездное небо. Мы живем в эпоху колоссальных, но в то же время быстрых изменений. Это значит также огромный обмен опытом. Возможность поделиться опытом. Возможность поделиться опытом – это второе слово, которое я хочу оставить вам сегодня.

Вернемся к тому, что я сказал раньше: социальные сети – это живое место, не книги, не альбомы с фотографиями. Когда мы были в паломничестве в Сантьяго, я заметил одну интересную вещь. Когда я комментировал паломничество прямо на смартфоне, посылая фотографию моим друзьям, менялся мой опыт паломничества. Менялось то, как я смотрю на паломничество. Разделить с кем-то какое-то событие, которое я переживаю – это влияет на само восприятие мною этого события. Наверное, если вы об этом думаете, вы тоже пережили каким-то образом этот опыт. В тот момент, когда вы передали эту фотографию, вы сами больше и глубже поняли то, что вы сфотографировали.

Социальные сети становятся частью обстоятельств, в которых мы живем. Возможность поделиться воспоминаниями, изображениями, переживаниями позволяет нам преодолевать расстояния, барьеры, может разрушать стены эхо-камер. Естественно, необходимо преодолеть эти барьеры, необходимо делиться опытом, чтобы то, что мы передали, являлось существенно важным для нас. Или, другими словами, чтобы то, что мы передаем, было частью нашего опыта.

Твиттер родился в 2006 году. Я читал, что это произошло очень интересным образом. Четверо молодых людей находились в машине во время грозы в пробке, и им хотелось узнать, что делают их друзья. Тогда они придумали эту систему. Можно сказать, что потребности всегда одни и те же. Желание узнать, что делают твои друзья, это не что-то принципиально новое. А новое – это способ выражения желаний и потребностей. Раньше люди тоже желали поделиться своими переживаниями, имели те же самые потребности в истине, любви, счастье, справедливости, но сегодня они выражают все это по-другому. Поэтому необходимо интерпретировать по-другому. Если мы хотим передать нашу веру, нашу встречу со Христом сегодняшним поколениям, то мы не можем пройти мимо этих способов.

Я думаю, что интересно в связи с этим попробовать снова открыть значение слов, отличающих социальные сети. Стараться снова усвоить смысл таких слов, как например, «лайк» - «мне нравится». Что для меня на самом деле значит «мне нравится». На каком уровне я готов понять, раскрыть смысл этих слов. Или ключевые слова для Твиттера „follow” - следовать, „share”- делиться. Например, в христианском словаре эти слова имеют огромное значение. Следуют - за Христом. Следуют - за своей совестью. Делятся - своим настоящим опытом. Следуют - за своей интуицией. Также можно добавить „beauty” - красота, ключевое слово для Инстаграма. Ясно, что личности не созидаются только с помощью технологий. Но это еще одна дополнительная причина, потому что нам необходимо жить в этих пространствах.

Стремиться создавать пространства для других реальных, ощутимых встреч. То есть, пространства, которые преодолеют социальные сети, но через социальные сети. Если использовать лозунг, то можно сказать, что мы должны перейти от «смотри» к «смотри, но потом - "пойди и посмотри"». Необходимо завоевывать настоящее пространство аутентичной свободы. Места аутентичности и реального опыта, способные преодолеть политически корректное поведение и одновременно страх одиночества. Необходимо создать пространство подлинного общения.

Вот и всё с моей стороны.

Г.К.:
Благодарим вас, Владыка, не только за это слово, но и за готовность, которую вы показываете уже не первый год подряд: готовность вникать в те проблемы, в которые, по причине вашей, как Вы сказали "старости" не можете войти на практике. Несмотря на это, вы готовы учиться на ходу, принимать советы и консультации от тех, кто более или менее в теме, т.е. буквально в сети. У нас есть к вам вопросы. Дорогие участники! Такое начало семинара – это такой метод как щенка бросить в воду и заставить плыть. Это маленький вызов, первое задание. Здесь - Владыка, вы – журналисты. Интервью с ходу, без подготовки. Кто-то готовился? У меня первый вопрос...

 

 


(Продолжение - в отдельной публикации)