логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2017 год > V Общеепархиальная пастырская конференция. Итоги малых групп. Часть 1

V Общеепархиальная пастырская конференция. Итоги малых групп. Часть 1

12 июня 2017 г.

 

 

Первая группа. Модератор – о. Игорь Ковалевский

 

Мы вели нашу дискуссию и размышления в двух направлениях. Во-первых, мы обсудили более общие вопросы, связанные с докладом владыки, во-вторых, мы обсудили те конкретные вопросы, которые были заранее разосланы всем участникам конференции. Что касается самого доклада, самых общих вопросов, мы пришли к выводу о необходимости сохранения верности – верности своему призванию. Католическая Церковь развивалась в непростые времена, и в непростых ситуациях развивалась наша традиция. Необходимо помнить, что возрождение структур католической Церкви проходило в то время, когда некие традиции уже существовали. Был народ Божий, были храмы – пусть всего два, но в которых некая традиция уже существовала. Важно подчеркнуть преемственность традиции нашей Церкви. Бог проявляет себя в малом. Не все наши амбиции, может быть, были исполнены, это могло приводить к цинизму, к усталости, и даже к унынию. Здесь важно сохранять верность – верность своему призванию, и крайне важно говорить о том, чем я живу.

 

Наша пастырская деятельность связана с индивидуальным пастырством. Само наше присутствие является существенным фактором евангелизации. За нашим словом должна стоять наша христианская жизнь. Мы должны избегать идеализма и реалистично смотреть на мир, в частности, на ситуацию нашего общества, на ситуацию нашей Церкви. Обучать, воспитывать наших прихожан, учить их видеть проблемы, помогать каждому человеку стать реалистом. А это значит – взять личную ответственность за собственную жизнь, жизнь духовенства, все наши пастырские структуры. Мы можем передать некий опыт, помочь человеку, предложить, но человек должен это принять, должен выбрать этот путь, и мы не можем сами решить все проблемы каждого человека. Мы должны сопровождать, а не снимать с конкретного прихожанина ответственность.

 

Основное призвание человека – это призвание к любви. В широком смысле слова каждый призван к этому, но одновременно мы не должны забывать об особом призвании к священству и монашеству. Поэтому крайне важно сопровождение призваний в наших общинах и приходах. Важен ответ человека на призвание. Ответ должен быть активным, человек должен что-то делать, а именно, сохранять верность.

 

Не сделано у нас много. В частности, было обращено внимание на то, что работа на интеллектуальном уровне среди интеллигенции проводилась недостаточно активно. Но одновременно стоит обратить внимание на специфику нашего общества: крайнюю политизированность, попытки использования Церкви в политической борьбе, в политических целях, навязывание нам совершенно иных ценностей, навязывание ненависти. Поэтому Церковь и все христиане-католики призваны к особому благоразумию. Обратили внимание на то, что нашим прихожанам часто не присуща высокая ответственность за Церковь, членами которой они являются, за ее судьбу. Не исключено, что нам придется повторить опыт мучеников. На все Божья воля, однако это тоже не исключено.

 

Теперь что касается второй части, конкретных вопросов. Мы говорили, что можем предлагать чтение Священного Писания тем, кто интересуется: Евангелие от Луки, Деяния Апостолов, библейские кружки, во многих приходах и общинах есть опыт Lectio Divina, библейских встреч. В Москве действует Школа Библии. Можно предлагать прихожанам регулярно читать ежедневные литургические чтения. Священное Писание должно стать сердцем всей нашей евангелизации, особенно в наших условиях, когда верующие разных христианских конфессий очень плохо знают Библию. Хотелось бы иметь краткое изложение документа «Толкование Библии в Церкви». Хотелось бы также, чтобы в будущем вышли комментарии к Библии на русском языке. Жизнь прихода должна быть связана со Священным Писанием. Мы обратили также внимание на то, что христианство – это не религия Книги, как часто думают, это религия Слова Воплощенного, поэтому крайне важно интерпретировать и читать Священное Писание с точки зрения Христа, Слова Воплощенного. Священное Писание приобретает, таким образом, особую силу и становится путеводной звездой в жизни христианина.  

 

Что касается литургических практик и народного благочестия. Мы обратили внимание на то, что обрядоверие и вера для России часто являются практически тождественными понятиями. Смесь веры и обрядоверия – это огромная проблема для нашей культуры, а значит и проблема для наших общин. Евхаристия должна быть поистине вершиной нашей жизни, поэтому следует, скорее, избегать иных литургических и паралитургических действий после святой Мессы. В спонтанности литургии нельзя допускать провокаций, например, каких-то провокативных воззваний во время молитвы верных или провокативного поведения. Необходимо проявлять благоразумие, заботиться о красоте литургии, нельзя строить ее только на эмоциях.

 

Надо призывать к более активному участию мирян в литургии. Мы уже давно ждем и надеемся на то, что в скором времени у нас появятся постоянные диаконы. Участники обсуждения согласились с тем, что это очень важный институт для нашей Церкви. Мы также очень ожидаем поставления аколитов, в частности, тех, кто уже является лекторами и уже несколько лет ждет, кто написал заявление, но до сих пор на него нет ответа. Обратили внимание на традиции в литургии, в частности некие русские традиции, обычаи, песнопения, которые можно и должно включать в нашу литургию, однако делать это благоразумно, не смешивая при этом обряды. Все обратили внимание на позитивное значение Причастия под двумя видами, которое практикуется в некоторых приходах. Одновременно мы призываем соблюдать принцип сакральности музыки. Наши прихожане привыкли именно к сакральной, а не к светской музыке в сакральном пространстве. Необходимо сохранять дух латинского обряда, а именно дух Святой Мессы, чтобы нелитургические действия, поздравления, вручения наград, цветов, речи и так далее не затягивали священные обряды литургии.

 

Что касается евангелизации и катехизации, то мы обратили особое внимание на необходимость серьезной катехизации и евангелизации взрослых, особенно тех, кто уже принял таинство христианского посвящения. Что касается евангелизации – как зацепить человека? Главное здесь – это личный опыт веры каждого конкретного христианина. Он может проявляться в разных ситуациях, в разных формах. Интересной была бы мысль делать видеосюжеты о различных темах, связанных с верой. Этот опыт уже есть в православной Церкви, у протестантов, было бы неплохо делать это и в нашей конфессии.

 

Что касается пастырства семей. Прежде всего необходимо работать над укреплением отношений между супругами. Почти все пастырство семей так или иначе у нас связано с темой воспитания детей. Это не совсем правильный подход. Правильный подход таков, что главным должно быть укрепление отношений между супругами, любовь между супругами. Когда есть любовь и понимание между супругами, тогда проблемы с детьми решаются. Если нет этой любви, все остальные темы, по сути дела, теряют всякий смысл. Роль самих семей в пастырстве семей не следует преувеличивать, прежде всего важен опыт семей, здоровые семьи должны своим личным опытом показывать другим пример и сами по себе являются знаком присутствия Христа.

 

Цель работы с молодежью – это привести к жизненному выбору, помочь сделать жизненный выбор. Что касается дел милосердия, то предпочтительное определение – это именно служение милосердия, а не Каритас как структура. Нужно подчеркивать, что дела милосердия – это форма присутствия Христа в Церкви, а не просто какой-то «навесок», не просто каритативная деятельность, филантропия.

 

Что касается культуры, к сожалению, здесь мы мало сделали. Очень хорошо было бы, чтобы мы активнее участвовали в жизни общества, однако одновременно следует проявлять благоразумие, не вовлекать Церковь в какие-то политические процессы. И в самом конце пожелание к курии: 1) хотелось бы издавать молодежный журнал в той или иной форме, 2) усилить и улучшить информационный обмен, 3) поменять формат пастырских встреч. Спасибо. 

 

 

Вторая группа. Модератор – о. Георгий Кромкин


Мы благодарим епископа за возможность такого обсуждения и за его, в определенном смысле, провокацию: от сохранения веры – к проповеди. Получается, что епархия входит в какой-то совершенно новый период: что-то закончилось, что-то начинается. Как мы это понимаем?

 

Да, Бог работает тихо, но есть риск не заметить Его прямого вмешательства. Он иногда вмешивается: фатимские явления, понтификат Папы Франциска, кадровая революция епископа. Есть соблазн в тишине застрять в храме, не выходить никуда: это не наша территория. И что такое нормальное функционирование?

 

Мы увидели с самого начала, что на самом деле есть пессимизм, скепсис, и то, от чего епископ предостерегает, – цинизм в результате анализа итогов: и количественных и качественных. И мы увидели движение «от - к» в том, что нужно смириться перед количеством и углубляться в качество. Смотреть туда и там видеть результаты. Отставлю в сторону пока наше обсуждение епископского доклада.

 

О священном Писании. Мы заметили, что есть тенденция вообще к отказу от чтения. И когда молодёжь вообще не хочет читать, не использует этот метод в своей жизни, тогда трудно и предложить им чтение Библии. Лучшим планом для знакомства с Библией мы сочли цикл литургического года, к которому есть достаточное количество русских коротких комментариев из надёжных церковных источников. Очень хорошо, если пастырь видит, точнее, строит проповедь так, что она соответствует содержанию библейского текста. Если пастырь сам не любит Священное Писание, то тогда никакие призывы не будут услышаны. Это будет воспринято как фальшь. Нужно передать собственную любовь к Священному Писанию, собственный результат его анализа, и тогда можно на что-то рассчитывать. Предложено, как один из методов, давать фрагменты из Библии как епитимью на исповеди.

 

Литургия. Использовать всё богатство Миссала, а не только вторую евхаристическую молитву. Вотивные мессы в особых случаях. И очищать литургию от того, что ею не является. При всём достоинстве литургии часов и дозволительности соединить её с мессой, мы увидели в этом методе большой риск и считаем более полезным найти особую обрядовую форму для общинного богослужения литургии часов. Литании, Адорация, процессии должны быть явным образом за пределами Святой Мессы. Было бы красивым, нужным, полезным знаком не только сказать: «идите месса завершилась», но чтобы священник при этом ушел в ризницу и переооблачился. И если дальше в расписании стоит Адорация, Литания, то нужно дать прихожанам ответственную свободу уйти. Использовать в проповеди и такой жанр, как катехизационный, поскольку по-прежнему есть большое число прихожан, которые не понимают, не знают значения определённых частей Мессы.

 

Мы должны работать с локальными литургическими группами. Министранты должны понимать, что они не участники спектакля, а молитвенники. Хор не должен быть концертным, но участником молитвы. Группа чтецов должна быть готова не только грамотно прочитать текст, но и осмыслить его. В приходах, как правило, нет служения добровольных помощниц в ризнице: это только монахини и больше никто. Также храмах на туристических территориях было бы полезно служение привратника, помогающего туристам не мешать во время богослужения. И к этому нужно привлекать мирян.

 

Евангелизация и катехизация. Катехизация не должна представлять собой форму подготовки к таинствам. Подготовка к таинствам нужна, но это не катехизация. Это только один из её элементов, одна из её частей. Больше уделять внимание постоянной формации верных. В конце концов, язык катехизации – это не только язык формул, не формальные догматы, но содержание катехизации – это любовь, это проповедь живого Бога, и для этого нужно использовать всю креативность, которая у нас есть. Существенным элементом катехизации должно быть понимание прихода не как отдельной структуры, но как части большой вселенской Церкви. Во время катехизации важно воспитание интереса к соседним общинам, к тому, как живут соседи – ближние или дальние. Очень грамотно и осторожно использовать определённые формулы, слова, обороты. Воскресная школа – очень опасный с нашей точки зрения термин, особенно, если мы знаем, какие сейчас школы. Что такое школа для ребёнка – особенно в воскресенье, и как он расскажет одноклассникам, где он был в воскресенье: в воскресной школе? И это только одна деталь.

 

Народное благочестие действительно является духовно полезным, но должно быть факультативным, не обязательным. Очень многим людям помогает понимание, что это совсем не обязательный элемент присутствия в общине. И это тоже своя педагогика: педагогика свободы. Бесполезно ставить в рамки или запрещать сложившиеся в приходе формы благочестия, но стоит бороться за их «христианизацию».

 

Служение милосердия. По-прежнему есть наследие ошибочных первых шагов, когда и у нас тоже рождались «рисовые» или, как, оказывается, говорят на определенных территориях, – «тряпочные» христиане. Когда пастырство священника «с хорошим карманом» обернулось определёнными проблемами, которые мы пожинаем и сейчас. Это рождает трудности в том, чтобы призвать приход к каритативной деятельности. Очень часто служение милосердия оказывает богатый священник и монашеские общины. Сами прихожане наблюдают за этим со стороны или даже недовольны тем, что в приходе, например, есть бомжи. Полезно предлагать очень простые советы: богатым людям превращать их денежку в молитву. Бедным людям – превращать время в помощь. Служение милосердия помогает делать веру живой. Иначе она очень индивидуальна и эгоистична. Очень красиво сказал один из участников: самые наши активные католики на самом деле – активные потребители. Они пришли, потребили всё, что есть, всё богатство в приходе, потребили все таинства, все молитвенные группы и… ушли. И ничего не отдали.

 

Пастырство семей предполагает осознание того, что мы живём в очень недружественной среде. Кризис семьи как института – это и российская проблема. Есть и другие типично российские проблемы: смешанные семьи, неполные семьи. Эти проблемы всем ясны. Мы назвали большой проблемой клерикализацию подготовки к браку, когда пару к браку готовит только священник или только монахиня. Понятно, что недостаток нормальной, идеальной образцовой семьи в наших приходах – это тоже проблема. Но там, где они есть, лучше привлекать к катехизации именно семьи. Очень хорошо, если в приходе есть публичное празднование юбилеев венчаний или каких-то семейных праздников конкретной семьи. И не надо бояться тратить деньги, не надо жалеть денег, если есть какие-то встречи, на уровне епархии или конкретных харизм, в этом направлении.

 

О молодёжи. Надо увидеть её такой, какая она есть, а не в той маске, в которой она пришла. Молодежь боится показать свою подлинность, часто очень греховную, раненую и слабую. Когда тот, кто встречает молодёжь первый раз или работает с ней, показывает свою человечность, свою усталость, слабость, отсутствие даров в определённых областях, тогда этот открытый диалог с молодёжью может быть успешным. Учить молодёжь не формальным истинам веры, но видеть во всём цель ответственности за верное пониманию свободы. Не забывать, что бóльшую часть времени молодёжь присутствует в особой реальности – в социальных сетях, что требует особого пастырства, ответственного присутствия там. Не нужно сразу сосредотачиваться на призвании к семейной жизни, но для началоа на призвании к жизни как таковой. Ты нужен Богу, ты уникальный, ты уникальная для Него, у Него для тебя есть задание соработничать с Ним. Он тебя хочет. Многим молодым людям этот открывает очень большие горизонты для внутреннего роста.

 

Говоря о харизмах, мы благодарим за что, что они есть в поместной церкви. Иногда есть несомненные проблемы, но харизмы – несомненный дар, особенно в служении молодёжи. Нужно помнить, что они у нас есть, советоваться с ними, использовать их опыт и, ещё раз, не упускать никаких возможностей и не жалеть никаких денег на то, чтобы отправить группы или одиночных молодых людей на встречи и реколлекции.

 

Культурное служение. Стены храма как молчащий, но, по сути, кричащий элемент апостольства или антиапостольства. Как он выглядит снаружи, открыт ли он, как он выглядит изнутри. Насколько гостеприимны его сотрудники. Всё это может быть очень красивым способом тихой спокойной евангелизации.

 

Мы услышали много примеров, что Бог приводит к нам тех, кого мы на самом деле не ищем. Он по-прежнему хочет быть в наших общинах, и нужно доверять Ему наше настоящее и будущее. Надо капитулировать перед Ним, а не перед нашими проблемами. И если народ Божий не видит в пастыре примера дружбы с Христом – трудно этому пастырю поверить. Нужно отдавать много времени не формальной катехизации, а учить народ Божий молитве, разговору с Христом. Честному, доверительному, может быть конфликтному, но разговору с живой Личностью. И в проповеди избегать манифестации собственного богородичного или иного благочестия, если оно не связано, по крайней мере, на уровне языка с направленностью к Христу. Христос должен оставаться живым Другом для каждого нашего прихожанина, а не картинкой, героем Библии. И опыт молитвы в этом смысле играет очень большую роль.

 

Что касается «миссионерского положения», о котором напомнил епископ, то первый шаг – это открыть храм. Мы не можем выйти с транспарантами и громкоговорителями, но нам нужно открыть храм. Не можем выходить, нет сил, умения, желания выходить – значит надо дать возможность зайти, не мешать зайти даже в молчаливый храм. Использовать все возможности проповеди для приходящих: похороны, на которых очень много чужих; венчания, на которых много гостей; крещения, на которых точно бывают не прихожане. Использовать все наши культурные мероприятия: концерт – это не только концерт, но и возможность для вступительного и заключительного слова священника. Экскурсии по храму там, где это возможно или вообще кричит о необходимости. И что-то нужно делать с преодолением у молодёжи и старшего поколения страха перед публичным позиционированием себя как католиков.

 

 

 

Третья группа. Модератор – монс. Збигнев Круль


Наша группа работала по такому же принципу, как и первая группа о. Игоря Ковалевского. Можем полностью подписаться под тем, что отец Игорь изложил, поэтому повторяться уже не буду. Во-первых, в отношении всех пунктов нашей конференции прозвучало то, что мы должны постоянно возвращаться к христианским корням. Для нас, служащих, и для наших прихожан, корни – это Священное Писание. У нас много разных способов толкования Священного Писания, работы со Священным Писанием, есть разные предложения: старые журналы, газета «Свет Евангелия», журнал «Слово с нами», разные формы Lectio Divina, библейские курсы, например, иркутский библейский курс, но самое главное – каждодневная, хорошо подготовленная проповедь.

 

Литургия. Очень важно, чтобы эта литургия была подготовлена, чтобы, как сегодня было сказано, священник не прибегал служить Святую Мессу в той же одежде, в какой косил траву. Уважение и сама вера священника тоже создают привлекательный момент, как и проповедь. Важно, как сам священник относится к святым местам, к разным формам народного благочестия, то есть, к паралитургии, к алтарю, к освященным вещам, как он ведет литургию, как одет. Бывает, что у священника красивая белая рубашка, но корпорал и всё остальное – как будто не стираны тысячу лет или вытянуты из кармана. Поймите, людей это очень раздражает. 17 лет люди помнят, в какой обуви я приехал служить Святую Мессу. И 17 лет об этом повторяют.

 

Народное благочестие. Обратим внимание на то, что мы можем его использовать, как делается и в нашей епархии: иконы, образы, крестный путь. Следует шире пользоваться православной библейской или литургической лексикой, поскольку мы живем в такой среде, где люди употребляют эти слова. Российская традиция благочестия – это не торопиться во время служения Мессы. Каждый жест имеет определенное значение. Надо петь, как русский народ привык, ведь даже русский язык – это певучий язык. Наши люди воспринимают красоту литургии во многом как и православные: когда все нараспев, красиво, священник поет и народ поет.

 

Дела милосердия – очень широкий аспект деятельности для нас и наших прихожан. Наша группа не согласна с тем, что это зависит только от кармана настоятеля, священника или монашествующего. Есть много примеров в нашей епархии, где сами прихожане берут в свои руки благотворительные дела. Надо учить наших прихожан совмещению Cлова Божия с хлебом насущным.

 

Пастырство семей. Семья имеет свой естественный порядок. Все начинается с семьи. Вообще вопросы пастырской деятельности должны быть первостепенными для настоятелей, священников, монашествующих и всех, кто работает и служит в приходе. Мы должны повсюду быть миссионерами. Наши семьи, наши прихожане тоже должны быть миссионерами. Мы должны привлекать своим примером.

 

Культура. Да, мы приносим разные традиции, но человеческая культура, личная культура проявляется в том, как мы относимся к российскому культурному наследию, и как другие относятся к той культуре, которую мы приносим. Например, есть слово «здравствуйте». Значит употребляем слово «здравствуйте», а не «здрасьте». Если кто-то ко мне обращается «здравствуйте», то, естественно, я отвечаю «здравствуйте». А если я обращаюсь к кому-то «Слава Иисусу Христу», то культура велит ответить «Во веки веков, аминь». Кто-то может насмехаться надо мной, что я его приветствую как Христа. А я не тебя приветствую, я приветствую в тебе образ Христа.

 

Если идет речь о молодежи, то надо быть с молодежью, надо тратить время на молодежь.

 

Католическая Церковь в России имеет свою идентичность, она должна стать меценатом культуры. В том числе культуры поведения, о чем я уже говорил: как священник одевается у алтаря, как он ведет себя в храме. Но если мы не уважаем святых мест, не почитаем дарохранительницу в храме, то, естественно, люди тоже быстро научатся неуважению. Если я как настоятель болтаю с каждым по очереди в храме, то и люди начнут превращать храм в базар. Там, где священники или монашествующие сразу после мессы или до мессы болтают с прихожанами, то там и есть базар. Место молитвы – место святое.

 

Пожелания для курии и епископа. Попробовать создавать католические школы, детские сады в России. Попробовать перевести на хороший русский язык Священное Писание. Вернуть издательство, вернуть газету «Свет Евангелия» в том формате, в каком она была. И сделать лучше епархиальный сайт.

 

 

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

29 июня 2017г.

 

Свв. Пётр и Павел. Апостолы. Торжество

 

Лкц: том VI

 

Деян 12, 1-11; Пс 34 (33), 2-3. 4-5. 6-7. 8-9 (Пр.: 5b); 2 Тим 4, 6-8. 17-18; Мф 16, 13-19


! Сбор пожертвований на благотворительную деятельность Папы ("грош св. Петра")


Св. Кассий Нарнийский, еп.  (+558)