логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2016 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Святой Мессе завершения Юбилейного Года Милосердия в Архиепархии

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Святой Мессе завершения Юбилейного Года Милосердия в Архиепархии

13 ноября 2016 г.

 

 

Возлюбленные братья и сёстры!

 

Сегодня мы завершаем Юбилейный Год Милосердия в нашей поместной Церкви! И вот сегодня утром, проходя через Врата Милосердия в нашем кафедральном соборе в последний раз, я подумал: Врата закрываются, но наши сердца не должны закрываться. Пусть эти Врата остаются открытыми в наших сердцах.

 

Мы можем с пользой задать себе вопрос: стал ли этот год годом, когда мы глубже погрузились в милосердное, утешительное, привлекающее к себе присутствие Бога Отца и Сына и Духа Святого? Или же наши сердца помрачились от событий, подобных тем, о которых нам говорят сегодняшние чтения и особенно Евангелие?

 

На самом деле эти события происходят с нами для того, чтобы дать нам понять, что все, что происходит, не является карой Божией, но призывом к обращению. И обращение к Богу начинается c исполненной изумления благодарности за дела, которые Господь совершает в нашей жизни, и более всего — за дело всех дел, за действие Бога по преимуществу: это всегда действующее призвание нашей жизни, и Его прощение, восстанавливающее нас. Всякий, получающий прощение от Бога, должен прощать своих ближних, как и Бог простил его самого.

 

Хотя, как мы слышали в сегодняшнем чтении, ещё в эпоху пророка Малахии Закон включает в себя месть, однако уже в Ветхом Завете открывается, что милость Божия – это главный критерий Бог в том, какими должны быть взаимоотношения между людьми. Например, книга Левит Говорит: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь" (Лев 19,18).

 

Иисус Христос не только расширяет это понятие "ближнего", — вспомним Его притчу о Добром самарянине, — но Иисус Сам становится ближним, настолько, что ни один человек до или после Его воскресения уже не останется далёким от Него, потому что Он сам есть воплощённое прощение, милосердная любовь Божия. Иисус принимает на Себя слабость человека, чтобы искупить его не только от зла, которое люди причиняют, увы, друг другу, но от самогó источника зла — от сатаны, от смерти и греха. В свете жертвы Христа мы открываем подлинное лицо справедливости, которая не есть месть, но прощение, милость, жалость по отношению к ближнему.

 

В Евангелии, в действиях и словах Иисуса мы можем увидеть два аспекта прощения, которые неразрывно связано: с одной стороны это абсолютное бескорыстное прощения. Прощение не зависит ни от каких условий: Бог прощает — и все. Но с другой прощение Божие ка будто обусловлено нашим взаимным прощением. Яснее всего эти два аспекта выражены в Молитве Господней: "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (ср. Лк 11,4). То, о чём мы просим, является абсолютно бескорыстным даром, — настолько, что мы о нём просим: "прости нам долги наши". А с другой стороны это наша ответственность: "Как и мы прощаем должникам нашим".

 

Христос, говорит апостол Павел, умер за нас, когда мы были ещё грешниками (ср. Рим 5,6-8). И Он умер, простив тех, кто распинал Его, оправдывая их непонимание: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк 23,38). Тем самым Он подал нам пример, ибо говорит Господь: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5,43-45). Меру прощения нашей вины Иисус ставит в зависимость от нашей готовности без меры прощать вину ближнего.

 

Христос приглашает нас войти в отношения с Отцом, в которых Он пребывает Он Сам. Поэтому сегодня, как и в описанных в Евангелии встречах с людьми, Иисус всегда ставит на первое место готовность принять Его, а не то, что мы сделали или сделаем для Него. Иисус желает, чтобы Его ученики были милосердными, как милосерден Отец, чтобы они вошли во взгляд, в сердце Бога Отца, чтобы в нас были те же чувства, мысли, взгляды, что и в Иисусе Христе. 

 

И чтобы любить ближнего, любого ближнего, включая врага, противника, необходимо его простить. Отказываясь простить ближнего, я тем самым показываю свою отдалённость от Бога, потому что, как предупреждает нас апостол Иоанн, "кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин 4,20). Поэтому прощение ближнего — это не условие прощения Бога, а проявление Божией любви, откровение бескорыстно принятого прощения. Когда мы не прощаем ближнего, мы тем самым показываем, что бескорыстие и благодарность в нас мертвы. Это значит, что мы ещё не вошли в опыт прощения, что мы ещё руководствуемся мирскими, светскими принципами.

 

Дорогие братья и сестры, позвольте Христу жить в вас! Откройте врата вашего сердца для безмерного прощения Бога, дайте Иисусу воскресшему жить в вашей судьбе! И тогда и вы будете святыми, так как Бог Свят (ср. Лев 11,45). И тогда слова святого Павла станут ежедневным опытом в ваших сердцах, семьях и общинах: "Итак, — говорит апостол, — облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол 3,12-14). Аминь.

 

 

 

 

Литургический календарь

19 августа 2017г.

 

Св. Иоанн Эд, свящ.

 

Ис Нав 24, 14-29; Пс 16 (15), 1-2а и 5. 7-8. 11 (Пр.: ср. 5а); Мф 19, 13-15


Св. Сикст III, Папа (+440)