логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2016 год > Пастырское послание Архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года

Пастырское послание Архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года

16 августа 2016 г.

 

 

«Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,20)

 

 

Дорогие собратья во священстве,

монашествующие,

верные Народа Божия!

Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

 

 

1. Искать Христа прежде всего

 


«Се, Я с вами во все дни до скончания века» — таковы последние слова, которые Иисус произнёс перед тем, как вознестись на небеса. Господь «покидает» Своих учеников и одновременно говорит им, что будет с ними всегда, во все дни жизни — и не только их жизни, но и жизни тех, кто поверит в Него по свидетельству Его учеников (ср. Ин 17,20-21).


Христос, присутствующий с нами, даёт нам радость, которой никто не отнимет у нас (ср. Ин 16,22). Однако мы не должны забывать, что это присутствие Христа в истории — всегда тихое, таинственное, скромное. Как пишет Папа на покое Бенедикт: «Тайна Божия состоит в том, что Он действует очень тихо и неприметно; Он страдает и умирает и как Воскресший желает прийти к человечеству только через веру Своих учеников, которым Он и являет Себя; Он продолжает тихо стучать в двери нашего сердца и, если мы открываем Ему, постепенно делает нас зрячими» (Й. Ратцингер, Иисус из Назарета). Подлинно божественный метод заключается в том, чтобы не подавлять силой извне, но давать свободу и пробуждать любовь.


В начале предстоящего Пастырского года я призываю всех вас найти время, чтобы размышлять над этим методом Бога, особым образом вспоминая о своей первой и последующих встречах с Христом, обращая внимание на главное: что на самом деле определяет нашу жизнь и пастырскую деятельность? Можем ли мы сказать, что это Христос, присутствующий среди нас? Или же главное в нашей жизни — это наши планы, наши тревоги, организационные вопросы? На кого устремлен наш взгляд: на лик Христа, идущего нам навстречу, или же на нас самих и наше самолюбие?


Это значит, что мы должны, прежде всего, искать Христа, просить Его Духа, чтобы Он стал принципом нашей жизни и деятельности, что мы должны по-настоящему ожидать Его. Настоящая наша проблема не в том, что наши намерения неправильны, или усилия неэффективны, а в том, являются ли желание и ожидание присутствия Христа источником всякого нашего действия.


Вот почему для нас так важен нынешний Юбилейный год: праздновать Юбилей милосердия — значит вновь смиренно и уверенно искать Христа «днём и ночью, поместить в центр личной жизни и жизни наших общин отличительную особенность христианской веры — Иисуса Христа, милосердного Бога» (Франциск, Общая аудиенция 9.12.2015 г.). Праздновать Юбилей милосердия — значит, созерцая лик Христа, нести Его повсюду, передать всем сладчайшее присутствие Христа, чтобы Он господствовал над миром, и конец мира наступит именно тогда, когда Он придёт, и все должны будут признать Его.



2. Христиане в мире: свидетельство милосердной любви

 

Но до второго пришествия присутствие Христа в истории связано с нашим присутствием, присутствием Церкви — там, где мы живём, работаем, учимся, отдыхаем — одним словом там, где мы призваны жить и действовать ради спасения мира. Как говорит «Послание к Диогнету», сочинение первых веков христианства: «Что в теле душа, то в мире христиане. Как душа пребывает рассеянной по всем членам тела, так христиане — по городам мира. Душа обитает в теле, но она не от тела — так и христиане обитают в мире, но они не от мира (ср. Ин 17,11; 14;16)» (К Диогнету, 5-6). Наша задача как христиан — быть душой мира.


Вот почему встреча Папы Франциска с Патриархом Кириллом обладает огромной важностью для нашего свидетельства о вере. Эта встреча подчёркивает первенство веры, признание Христа присутствующего главным фактором нашей жизни. Христос позволяет нам смотреть друг на друга как на братьев, а не соперников. Христос призывает нас искать пути не просто сотрудничества, но совместного свидетельства. Христос побуждает нас молиться о преследуемых христианах. Христос призывает всех нас идти до концов земли, чтобы проповедовать Евангелие милосердия и любви, и это свидетельство будет подлинно достоверным, если будет свидетельством единого организма, сохраняющего, конечно же, всё своё многообразие.


Поэтому я призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, не бояться искать любые возможности для контактов и встреч с нашими братьями православной традиции. «Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли» (Совместное заявление, п. 6).


Задача христианина в этом мире заключается в свидетельстве о вере в своей жизненной ситуации, и это свидетельство зависит от двух факторов: первый — это любовь к самому Христу как единственная и исчерпывающая причина всякого нашего действия. А второй фактор — это наше стремление любить ближнего. Вот почему христиане осуществляют своё свидетельство, прежде всего, через бескорыстные дела милосердия, чтобы разделить нужды людей в их жизненных обстоятельствах.


Принимая во внимание эти два фактора и отвечая на слова Папы Франциска, призвавшего всех епископов оставить в епархиях какой-либо знак этого Юбилейного года, я принял решение установить общеепархиальный сбор на дела милосердия, который будет проходить в последнее воскресенье октября. Каждый год мы будем выбирать конкретное дело милосердия, которому будет помогать вся Архиепархия Божией Матери в Москве. В этом году я предлагаю поддержать бескорыстную милосердную деятельность прихода Святого Семейства в Калининграде. Это скромный, но очень значимый пример помощи нуждающимся, и что очень важно — эта деятельность вовлекает в себя всю приходскую общину.


Погружение в присутствие Бога начинается c исполненной изумления благодарности за дела, которые Господь совершает в нашей жизни, и более всего — за дело всех дел, действие Бога по преимуществу: Его прощение, восстанавливающее нас.


Сколько раз нам прощать брата, согрешившего против нас? — спросил Пётр у Иисуса, полагая, что семи раз будет достаточно, — и это уже казалось ему чрезмерным... Нет, — отвечал Иисус, — не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (ср. Мф 18,21-22), показав, таким образом, что верующие в Иисуса призваны подражать Богу именно в милосердии, в сострадании: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден» (ср. Лк 6,36; ср. Мф 5,48). Всякий, получающий прощение от Бога, должен прощать своих ближних, как и Бог простил его самого.


Отвечая на вопрос журналиста: «Почему, по-вашему, наши времена и человечество столь нуждаются в милосердии?», Папа Франциск говорит: «Потому что это израненное человечество, человечество, несущее на себе глубокие раны. Оно не знает, как залечить их, и даже полагает, будто залечить их невозможно. К этому добавляется драматичное представление о нашем зле, о нашем грехе, как о чём-то неисправимом, о чём-то, не поддающемся исцелению и прощению. Нам не хватает конкретного опыта милосердия» (Франциск, Имя Бога — милосердие, 2016 г.).


Вот почему, чтобы ответить на крик о помощи современного человека, Папа не ограничился размышлениями на тему милосердия, а предложил решение, которое позволяет всем нам на протяжении целого года переживать опыт милосердия. «Этот Юбилей — особый момент, когда каждый христианин и вся Церковь вместе должны научиться выбирать то, что Богу угоднее всего. А что угоднее всего Богу? Прощать Своих детей, являть им милосердие, чтобы и они в свою очередь могли прощать братьев, сияя в мире, как светочи божественного милосердия. Юбилей станет для Церкви благоприятным временем, если мы научимся выбирать то, что Богу угоднее всего, не поддаваясь искушению думать, будто существует что-либо более важное или первостепенное. Нет ничего более важного, чем выбирать то, что Богу угоднее всего, то есть Его милосердие, Его любовь, Его нежность, Его объятие, Его ласку!» (Франциск, Общая аудиенция 9.12.2015 г.).


А мы? Живём ли мы, ища, прежде всего, Христа и Его милосердного взгляда? Ощущаем ли мы потребность в милосердии Божием? Святой Бернард написал, что однажды Господь явился ему и попросил его отдать Ему всё. На что Бернард отвечал, что он уже всё отдал Ему. И Иисус продолжил: «Нет не всё, отдай Мне твои грехи». Опыт возрождающего нас милосердия начинается с признания нашего убожества и заканчивается принятием прощения, которое Господь предлагает нам.


С этими намерениями 12-19 сентября мы совершим паломничество в Рим, в котором примут участие представители всей нашей Российской церковной провинции. Одновременно с этим состоится и второе Епархиальное паломничество в Рим.


За время, оставшееся до закрытия Юбилейного года милосердия (13 ноября), я призываю всех, кто ещё не совершил паломничество, совершить это дело милосердия и прийти в Кафедральный собор в Москве, либо в один из храмов нашей Архиепархии, где были установлены Врата милосердия. «Войти в Святые врата — значит открыть глубину милосердия Отца, Который всех принимает и Сам выходит навстречу каждому. Оставим всякий страх и опасения, неподобающие тем, кто любим; станем же жить радостью встречи с преображающей всё благодатью» (Франциск, Проповедь, 8.12.2015 г.).



3. Во Христе — одна семья

 

 

Сознавая важность семьи для миссии Церкви в XXI веке, Папа Франциск с самого начала своего понтификата призвал к углубленному размышлению о семье, вершиной чего стали две ассамблеи Синода епископов в 2014-2015 годах, посвящённые «задачам пастырского попечения о семье в контексте евангелизации» и «призванию и миссии семьи в Церкви и в современном мире».


Изданный по итогам Синода документ — Апостольское обращение «О любви в семье» Amoris Laetitiа (AL), русский перевод которого был опубликован этим летом, — является не окончанием, а продолжением пути, новым этапом возвещения Евангелия семьи. И этот путь соткан из глубокого желания «интегрировать, распознавать, сопровождать» все семьи, уделяя особое внимание тем семьям, которые испытывают наиболее серьёзные материальные, душевные и духовные трудности.


Мне очень хотелось бы, чтобы в течение этого пастырского года в наших приходах и общинах укреплялось и развивалось пастырство семей. Не будем забывать, прежде всего, о том, что семьи — это конкретные люди со своими историями и трудностями, которые нуждаются в нашем внимании. И, конечно, в поле нашей пастырской ответственности входят не только те семьи, что регулярно бывают в наших приходах или общинах, но и те, которые приходят редко или даже совсем перестали бывать в храме, особенно если это семьи неполные. Поэтому призываю настоятелей и ответственных общин и приходов позаботиться о создании групп, «братств» семей, и о должной подготовке к браку. Сообщаю также, что скоро будет опубликован Чин Помолвки, о необходимости которого многие из вас говорили во время нашей последней Общеепархиальной пастырской конференции.


Папа показывает, что не любит заранее приготовленных и «упакованных» рецептов: «Учитывая множество конкретных ситуаций, понятно, что от Синода или от настоящего Апостольского обращения нельзя было ожидать нового общего, применимого ко всем случаям, канонического предписания. Можно лишь обновить призыв к ответственному личному и пастырскому распознанию в особых случаях», принимая во внимание, что «степень ответственности неодинакова во всех ситуациях, а значит, следствия и действия нормы необязательно должны всегда оставаться неизменными» (AL 300; ср. EG 44,47).


Что бы ни сделал человек и в какой бы трудной жизненной ситуации он ни находился, никто не должен чувствовать себя исключённым из жизни Церкви. «Логика интеграции — ключ к пастырскому попечению об этих лицах, чтобы они не только знали о своей принадлежности к Телу Христову, которое есть Церковь, но и могли извлечь из этого радостный и плодотворный опыт. Они крещены, они братья и сёстры, Святой Дух изливает на них дары и харизмы на благо всех» (AL 299). Именно исходя из этого контекста интеграции, Папа ясно утверждает истину о нерасторжимости брака как отражение христологического знака объективной любви Христа к Церкви (ср. AL 292) и как выражение человеческого желания «навсегда», которое заложено в сердце каждой женщины и каждого мужчины (ср. AL 123).


От пастырей требуется не только верно излагать учение Церкви, но и интересоваться ситуацией, совершить личное распознание каждого случая, имея в виду конкретных людей, а не абстрактные проблемы, и руководствуясь тем, что Папа называет принципом постепенности в пастырском сопровождении семей (ср. AL 293-295).


«Любовь в браке сохраняют, не говоря, в первую очередь, о нерасторжимости как об обязанности или повторяя учение, а укрепляя её благодаря неизменному возрастанию под действием благодати. Не растущая любовь начинает подвергаться опасностям, и мы можем развиваться, только соответствуя Божественной благодати через большее число проявлений любви, через более частые, насыщенные, бескорыстные, нежные, радостные проявления симпатии» (AL 134; ср. AL 62, 86, 243).


Именно исходя из того, что речь идёт о даре, который супруги вновь и вновь вместе принимают на своём жизненном пути, Папа Франциск говорит о безотлагательной задаче пастырей вместе с христианской общиной интегрировать, распознавать и сопровождать. И в этом смысле ключевым является контекст Юбилейного Года милосердия (ср. AL 5, 291, 309): это путь, предложенный всем нам, грешным, и особым образом тем детям Церкви, которые переживают скорбный опыт раненной семьи. Нам необходимо начинать путь «сопровождения и распознания, направляющий таких верных (т.е. разведённых, вступивших в новый союз) к осознанию своего положения перед Богом. Беседа со священником во “внутреннем форуме” позволяет собрать информацию для вынесения правильного суждения о том, что препятствует возможности более полноценного участия в жизни Церкви, и о том, какие шаги следует предпринять, чтобы укрепить это участие. Поскольку в законе нет постепенности (ср. FC 34), такое различение ни в коем случае не может пренебречь евангельскими требованиями истины и любви, которые предлагает Церковь.


Для этого совершенно необходимы смирение, доверие, любовь к Церкви и её учению, искренний поиск воли Божией и стремление к совершенству. Такое отношение фундаментально важно для того, чтобы избежать серьёзной угрозы ошибки, например, ложного представления о том, что любой священник может быстро пойти на “уступки” или что есть люди, которые могут получить сакраментальные привилегии в обмен на услуги. Когда ответственная и тактичная личность, не претендующая на то, что её желания стоят выше общего блага Церкви, встречается с пастырем, способным распознать серьёзность обсуждаемой проблемы, нет никакой опасности, что определённое распознание приведёт к мысли, что Церковь поддерживает двойную мораль» (AL 300).
В течение этого пастырского года я предлагаю на наших пастырских встречах работать над этим Постсинодальным обращением, чтобы среди нас возрастали и умножались такие пастыри и такие верующие. Пастыри и паства должны помогать друг другу «находить возможные пути ответа Богу и развития среди ограничений» (AL 305). Это станет возможным, если мы примем всерьёз предложение Папы Франциска: «Так давайте же, семьи, двинемся дальше, будем продолжать идти! Нам обещано намного больше. Не утратим надежды из-за наших слабостей, но и не откажемся стремиться к обетованной полноте присутствующей любви и общения» (AL 32).

 


Дорогие братья и сёстры!

 


Христос, присутствующий посреди нас через свидетельство Церкви, наполняет нас радостью и побуждает свидетельствовать о Нём в любой ситуации. Мы малы и сознаём нашу ограниченность, наши каждодневные предательства, хрупкость наших усилий. Однако вслед за Павлом мы уверены: Отец избрал нас такими, какие мы есть, чтобы благодаря этому с ещё большей ясностью открылось, что только Он по-настоящему силён, Он, Который с нами во все дни до скончания века. 


Хочу завершить своё послание призывом святого Максимилиана Марии Кольбе к доверию милосердной благодати Божией через Богородицу Марию: «Мать Милосердия спешит, даже без зова, к тем душам, которые более всего нуждаются в Ней. Чем больше душа обезображена грехом, тем больше оказывает Она душе милосердия Божьего, олицетворением которого и является собственно Непорочная… И когда мы обнаруживаем, что мы — орудия в Её руках постольку, поскольку Сама Она — орудие в руках Бога, тогда милосердие Его действует в нас более плодотворно».

 

 

Примите мое благословение на предстоящий Пастырский год — во имя † Отца, и † Сына, и † Святого Духа.

 


Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam.

 

 

 

† Архиепископ Павел Пецци

 

 

 

Из Москвы, 15 августа 2016 г.,
в Торжество Успения Пресвятой Богородицы

 

 

 

Литургический календарь

25 мая 2017г.

 

Вознесение Господне. Торжество

 

Деян 1, 1-11; Пс 47 (46), 2-3. 6-7. 8-9 (Пр.: 6); Еф 1, 17-23; Мф 28, 16-20

 

Св. Беда Достопочтенный, свящ. и Уч. Ц. - память опускается

Св. Григорий VII, Папа - память опускается

Св. Мария Магдалина Пацци, дева - память опускается