логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2016 год > "Вера побеждает зло". Проповедь архиепископа Павла Пецци в престольный праздник прихода Святых Петра и Павла в Москве

"Вера побеждает зло". Проповедь архиепископа Павла Пецци в престольный праздник прихода Святых Петра и Павла в Москве

4 июля 2016 г.

 

Дорогие отцы, монашествующие, возлюбленные братья и сестры,

 

в жизни святых Петра и Павла мы видим осуществление победы Христа над злом. Сегодня вновь  умножается зло без причины, о котором мы слышали в начале первого чтения. И во втором чтении апостол Павел в послании к Тимофею также говорит об этом зле. Кажется, будто оно никогда не оставит мир и саму Церковь. И сегодня христиане и люди доброй воли подвергаются гонениям, подвергаются злу. Однако мы видим, что апостол Павел, повторяя тот же самый Псалом, который мы пели сегодня, мог с уверенностью повторять: Ты, Господи, избавил меня от всякого зла (ср. Пс 34). Жизнь апостолов говорит нам, что эта истинно не только по отношению к Христу, который воскрес, но всему Его телу. Это правда и для нас. Победа Христа воскресшего над злом не только возможна, но она является реальным опытом и нашей жизни. Откуда возникает эта уверенность? Почему Павел может с такой уверенностью повторять: Господь Бог избавил меня от всякого зла?

 

Апостол Иоанн говорит, что эта победа называется верой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша» (1Ин 5,4). Под миром здесь имеется в виду именно зло. В чем заключается эта вера, о которой апостол Павел говорит, что он сохранил ее до конца в борьбе, которая длилась всю его жизнь? Эта вера заключается в признании Христа, Сына Божия, в признании Христа Освободителя, в признании Христа — единственного Спасителя, в признании Христа, который придает смысл и вкус нашей жизни, в признании Христа, без которого мы не можем ничего. Все, что мы можем сделать без Него, неустойчиво и ненадежно, тогда как все, что рождается из веры в Иисуса Христа, оставляет свой след во всей истории.

 

 

prev
next

 

Мы слышали в Евангелии, как Иисус со своими близкими учениками отправился в Кесарию Филиппову — город в 40 километрах на север от Галилейского моря, там, где находятся истоки святой для всего Израиля реки Иордан. И вот там, у этих истоков есть до сих пор очень странная «рана» в земле — бездонная пещера, которую называли и по сей день называют «вратами ада». Потому что кажется, что эта яма в земле как будто поглотит весь мир — и прежде всего одну скалу, которая находится прямо над этой пещерой. И вот Иисус, используя эту метафору, уподобляет веру Петра этой скале, которую готова поглотить пещера, но которая стоит, и стоит твердо, хотя никто на самом деле не знает, почему она до сих пор стоит.  

 

Такова вера, которая нам нужна. Такова вера, о которой свидетельствуют апостолы Петр и Павел, такова вера, которая полностью опирается на Христа. Такова вера, которая не нуждается в чем-то другом, вера, для которой Христос — это всё, и не нужно ничего другого. Эта вера освобождает мир, эта вера побеждает зло. И апостол настолько уверен в этой вере, настолько уверен во Христе, что может спокойно сказать, как мы слышали: теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь (. Эта смиренная уверенность не основана ни на каких претензиях — она основана лишь на признании Христа.

 

Но здесь есть еще один тонкий момент: слово, которое Павел использует, чтобы определить этот венец правды, — это то же самое слово, которое определяет имя Стефана — первого диакона и первого «свидетеля» Христа, которого, скажем прямо, убил апостол Павел. Лицо Стефана, прощающего своих убийц, навечно осталось запечатленным в памяти Павла, и вот теперь он открывает для себя смысл этого свидетельства. Его смысл заключается именно в победе веры над злом — и прежде всего внутри себя. Потому что самое ужасное зло — это то зло, которое остается в нашем сердце, от которого мы неспособны освободиться. Это то зло, из-за которого, если оно пускает корни в нашей жизни, мы теряем контакт с реальностью и начинаем видеть вокруг себя только врагов. И вот именно от этого зла был освобожден благодаря своей вере апостол Павел. Именно от этого зла был освобожден апостол Петр, когда он смог, несмотря на тяжелый грех, который он совершил, предав Иисуса, сказать Ему: Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21,17). Вот каково содержание этой веры: это бескорыстная любовь, любовь без меры, потому что поистине, как говорит апостол Иаков, — вера без дел любви мертва (ср. Иак 2,26).

 

Дорогие братья и сестры, давайте теперь, произнося Символ нашей веры, попросим об этой непоколебимой вере, об этой вере, полной любви, для нас, для наших ближних и для всего мира. Аминь.

 

 

 

 

Фото Натальи Гилёвой