логин:

пароль:

> Архиепископ > "Наше призвание всегда связано с борьбой..." Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения мира и елеев в Москве, 23 марта 2016

"Наше призвание всегда связано с борьбой..." Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения мира и елеев в Москве, 23 марта 2016

23 марта 2016 г.

 

Чтения святой Мессы освящения мира и елеев предлагают нам размышлять о Христе, сосредоточиться в Нём, чтобы в Нём найти постоянный источник нашего призвания, священнического служения и миссии. Лука рассказывает, как в начале Своего служения Иисус в синагоге в Назарете описывает Себя и Свою миссию словами пророчества Исаии о Мессии, которые мы слышали в первом чтении: "Дух Господень на Мне, Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать лето Господне благоприятное".

 

Иисус — это истинный Мессия, Который принял подлинное помазание и стал священником и царём. Неотъемлемой частью Его миссии стала готовность подвергнуться опасностям и невзгодам человеческого бытия: "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр 2,17-18; 4,15). 

 

Иисус Христос есть тот свидетель верный, о Котором Иоанн в начале книги Откровения говорит, что Он поистине исцелил наши сокрушённые сердца, даровал нам, пленникам греха и смерти, освобождение, заплатив за него Своей Кровью, и потому сделал и нас, подобно Себе Самому, царями и священниками Богу. 

 

Дух Господень, как мы, — быть может, с удивлением, — услышали в начале Великого Поста, прежде всего направил Иисуса в пустыню: исполнение миссии Иисуса начинается с искушения. Иисус должен был уже в начале Своего служения пропустить через Себя всю драму, всю ложь и самонадеянность человека и всего рода человеческого. Это и есть время благоприятное Великого Поста и Страстной недели, завершающейся крестной смертью, сошествием в ад, и воскресением. Это благоприятное время становится для нас той пустыней, где совершается наше примирение и исцеление, путь нашего обращения и освобождения, потому что Иисус возлюбил нас настолько, что кровью Своею омыл наши грехи. 

Таким образом Иисус также показывает нам, что и наша миссия, наше призвание всегда связаны с борьбой. Эта борьба заключается прежде всего в том, чтобы преодолеть искушение отстраниться от Бога как от чего-то вторичного, лишнего, что можно отодвинуть в сторону ради более важных вещей, потому что оно мешает нашим планам. Однако если в нашей священнической жизни Бог превращается во что-то ненужное, то и все наши дела, казавшиеся такими важными, лишаются всякого смысла. 

 

Чтобы преодолеть это искушение, всегда присутствующее в жизни священника, нам необходимо полюбить молчание, тишину в нашей жизни, потому что в молчании, в тишине говорит Бог, открывается тайна Христа, мы обретаем способность почувствовать присутствие Бога в нашей жизни, и тогда мы начинаем желать, искать, видеть, осязать, обонять Его присутствие. Слова Луки, как и слова Иоанна, происходят из глубин молчания в присутствии Бога, перед лицом тайны Христа. Без тишины, без молчания мы со временем теряем отношения с Богом, и видим только нашу деятельность, перестаём расти, развиваться, не замечаем брата рядом с нами и его нужды. В результате мы теряем связь с реальностью и больше не знаем самих себя. Без молчания в нас ослабевает сознание нашего призвания, и мы теряем ориентир, позволяющий нам видеть приоритеты нашей миссии. Всё заканчивается тем, что мы не исполняем волю Божию, а утверждаем свою собственную. Без отношений с Отцом в молчании вся деятельность Иисуса, Его решения, Его шаги немыслимы и необъяснимы. Тем более это верно для нас!

В чём заключается миссия Христа? Миссия Иисуса, помазанника Господня, тождественна Его призванию: в Нём помазание и послание совпадают. Иисус пришёл в этот мир не для того, чтобы решить его социальные и прочие проблемы. Он пришёл в этот мир, чтобы проповедовать освобождение от того, что по-настоящему порабощает нас, то есть от греха и смерти. И чтобы проповедовать лето Господне благоприятное. 

Это «лето Господне» есть божественность Сына Божьего, божественность Слова Божьего, которые становятся пространственно-временной реальностью. И ещё это милосердие Божие, которое, воплотившись во Христе, обрело человеческое лицо. Однако поскольку Христос сделал нас священниками Своей милости, и мы в нашем служениии должны быть прежде всего свидетелями и вестниками этой милости, которой мы были призваны, помилованы и примирены с Богом.  

 

Иисус может по праву сказать: "Ныне исполнилось пророчество сие". Если правда, что пророчество Исаии исполнилось в прошлом в человеке Иисусе из Назарета, то для нас, пришедших после смерти и воскресения Иисуса Христа, это "ныне" совпадает с нашим настоящим, с нашим призванием в действии, с нашей миссией, потому что Иисус Христос воскресший — это "альфа и омега, начало и конец, грядущий, вседержитель", который и сегодня действует и примиряет человека с Богом через нас. Наши отношения с Христом возможны только в настоящем, и это значит — посредством Церкви. Наше священство может осуществляться только в Церкви и для Церкви. То, как мы относимся к народу Божьему, нам вверенному, отражает то, как мы относимся к Христу. 

 

Хочу подчеркнуть два момента этого отношения: Священное Писание и Таинства. В своих великопостных духовных упражнениях для священников кардинал Каффарра говорил нам, что размышление над Священным Писанием является неотъемлемой частью пребывания во Христе — чтобы в конечном итоге через это размышление Священное Писание вибрировало в нашем сердце, чтобы я вновь открывал истину о себе, открывал, Кто такой для меня Иисус Христос. Это и есть содержание того молчания, о котором я говорил в начале. 

 

И второе — это Таинства. Любовь к Евхаристии, к тому, чтобы пребывать в исповедальне, к тому, чтобы посещать больных, показывает — насколько в нас в действительности живо призвание благовествовать нищим и исцелять сокрушённых сердцем. 

 

В этих двух источниках — в размышлении над Священным Писанием и в Таинствах — мы будем черпать всегда новую, свежую воду для нашего служения, потому и говорит Иисус: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин 7,38). Не станем обманываться: если мы не будем постоянно черпать из этого источника, то станем поить себя и других грязной водой нашей гордыни, желания собственной славы и власти, которые не могут удовлетворить нас и сделать нас счастливыми. В то время как черпая из тех двух источников, мы сами станем источниками живой, свежей воды, потому что Христос обещал нам: "Вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин 4,14). 

 

Дорогие отцы! Пребудьте в общении с Христом! Аминь.