логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2016 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на богослужении Крестного пути по улицам Москвы, 19 марта 2016

Проповедь архиепископа Павла Пецци на богослужении Крестного пути по улицам Москвы, 19 марта 2016

19 марта 2016 г.

 

На кресте явилось всемогущество Отца, Который не пощадил Сына Своего (ср. Рим 8,32). Но перед крестом неизбежно проявляется и наша жизненная позиция: станем ли мы высокомерно говорить распятому Христу, прося у Него ещё одно знамение: "Спустись с креста и мы поверим Тебе"? Или же мы обратимся к к Нему, смиренно признавая свою малость перед Его бесконечным всемогуществом? В первом случае мы, собственно, даже не будем смотреть на распятого Христа  мы будем смотреть только на себя. Бог нам не нужен, мы сами будем разбираться со своими успехами и поражениями. В результате мы теряем связь с Богом, и Он, в конечном счёте, становится лишним. Во втором случае мы будем смотреть на себя с точки зрения Бога, мы обратим наш взор к Христу и увидим своё реальное положение: нам нужен Бог, потому что мы, на самом деле, живём Его милосердием. А милосердие  это что-то такое, чего мы не можем требовать для себя, что-то, чего мы не можем дать себе сами.

 

На кресте Бог во Христе уничтожил дистанцию между нами и Богом, заполнил бездонную пропасть наших грехов, предательства, безразличия. Стоя у креста, мы учимся подлинным отношениям с Богом. На кресте нам открывается путь нашего искупления, нам открывается истинное наше лицо: мы сотворены и продолжаем быть творимы по образу и подобию Божию. На кресте нам открывается доступ к жизни, которая преодолевает смерть и зло, потому что здесь исполняется пророчество Иисуса: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин 14,6).

 

Бог ответил на наш отчаянный крик, на нашу просьбу об освобождении и искуплении, послав Своего Сына, который умер и воскрес ради нас. Таким образом Христос распятый входит в нашу бренность, в нашу немощь, и делает то, на что мы сами не способны: Он, как невинный агнец,  берёт на себя наш грех, грех всего мира, и снова открывает нам путь к общению с Богом, Он делает нас истинными детьми Божьими. 

 

Здесь, в тайне пасхальной жертвы, открывается во всей своей полноте милосердное лицо Отца. Здесь, на славном кресте, являет себя всемогущество Бога, потому что, глядя на Христа, мы видим Отца (ср. Ин 8,19; 14,7), ибо Сын пребывает в Отце, и Отец  в Сыне (ср. Ин 14,9.11). Иисус Христос есть "образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов; Он есть прежде всего, и все Им стоит, и благоугодно было Отцу посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (ср. Кол 1,14-19).

 

Милосердие Отца проявляется в даровании Им Своего Сына и прощении наших грехов. Милосердие Отца  это бесконечная любовь и нежность Отца, Который снисходит к Своим детям, нуждающимся во всём: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Отца к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы  персть" (Пс 102,10-14). Сама наша слабость становится проявлением Его милосердия.

 

Однако, как можно увидеть милосердие Бога, глядя на крест Христа? На самом деле, перед лицом зла и страданий, многим, в том числе и нам самим, трудно поверить, что Бог действительно милосерден и милостив. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы милосердие решало все наши проблемы, помогло нам избежать трудностей и избавило нас от боли и страданий. И всё это, желательно, без усилий с нашей стороны. Но милосердие Отца проявляет своё всемогущество именно в том, что Он любит и уважает нашу свободу; Бог Отец желает, чтобы мы стали Его детьми и жили так, как жил Его Сын, в свободном и любовном общении с Ним. 

 

Милосердие Божие проявляется в Его долготерпении. На кресте мы видим, что сила Бога, Его милосердие проявляются не в истреблении власти этого мира, которая сопротивляется Ему, а в любви и прощении. И может показаться, что терпение Бога на кресте  это знак Его слабости. Но это не так, потому что лишь тот, кто по-настоящему силен, может терпеть зло, ожидая его обращения. 

 

В книге Премудрости мы читаем, что мудрый обращается к Богу с такими словами: "Ты всех милуешь, потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь всё существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты всё щадишь, потому что всё Твоё, душелюбивый Господи" (Прем 11,24-27). Только по настоящему сильный действует силой любви. И Бог, Которому принадлежит всё, потому что Он создал всё и всё Им стоит, показывает Свою силу в том, что любит всех и ожидает обращения всех, возвращения всех нас, людей, которых Он хочет видеть подлинно Своими детьми.

 

"Бог, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим 8,32). Всемогущество любви Божией не похоже ни на какую власть мира сего. Его власть открывается в полном даре Сына Своего на кресте, Который даёт жизнь Свою за нас грешных. Вот истинная, подлинная и совершенная божественная сила: она отвечает на зло не злом, но добром, на оскорбление  прощением, на убийственную ненависть любовью, которая даёт жизнь. И тогда, да, зло действительно побеждено, потому что смыто любовью Божией; смерть, наконец, побеждена, потому что преображена в дар жизни.

 

Дорогие братья и сестры, обратим свой взгляд на распятого Господа, на будем стыдиться Его страданий, но попросим, чтобы Он помог нам найти подлинную веру и дал нам силу свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем и о любви к Богу и ближнему. И тогда само милосердие Божие наполнит нас и сделает способными творить добро. 

 

 

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

23 октября 2017г.

 

Св. Иоанн Капестрано, свящ.

 

Рим 4, 20-25; Пс: Лк 69-70. 71-72. 73-75; Лк 12, 13-21

 

Св. Феодорит Антиохийский, свящ. и мч. (+362)

Св. Северин Кёльский, еп. (+400)