логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2016 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2016

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2016

11 февраля 2016 г.

 

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2016

 

Сегодня мы как никогда нуждаемся в милосердии. Год милосердия, который пожелал установить папа Франциск, становится еще более насущной потребностью.

Особенно в это время Великого Поста Церковь призывает нас, верующих, обратить взгляд на Христа — лик Отчего милосердия.

Великий Пост — это один из тех моментов, когда мы ещё более настоятельно призваны неотрывно глядеть на Христа, — теперь уже не младенца, а взрослого человека, который ходит по улицам и площадям Палестины, и посылает своих учеников по двое, чтобы они стали знаком приближения Христа, приближения Царства Небесного Отца.

Глядя, не отрываясь, на Христа, постоянно снова обращаясь к Нему, мы открываем, что в Нём нам даровано всё, в чём мы нуждаемся.

Юбилейный год милосердия — это время, благоприятное для Церкви, чтобы свидетельство верующих становилось сильнее и действеннее. Церковь достойна веры, если она идет путем любви милосердной и сострадательной. Жить милосердием и лично свидетельствовать о нём — вот что имеет решающее значение для Церкви, вот от чего зависит доверие к её вести. Её слова и дела должны излучать милосердие, чтобы войти в людские сердца и побудить к возвращению на путь, ведущий к Отцу (ср. Булла Misericordiae Vultus, 12).

Милосердие отнюдь не является признаком слабости, но напротив, свойством Божьего всемогущества. Осознать это особенно важно в наши времена, когда зло становится всё более непроницаемым и жалит всё больнее. Именно теперь Бог, не перестающий удивлять нас, открывает нам Свое милосердие неожиданным образом.

Из глубины веков, с того момента, когда был заключен завет с человеком, вплоть до самогo явления полноты любви Божией в Иисусе, именно Его реальное милосердное присутствие в мире позволяет апостолу Иоанну утверждать в своём послании, в первый и единственный раз во всем Священном Писании, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4,16).

В Христе, лике милосердия, открывается природа Бога Отца, Который никогда не сдаётся, пока не устранит грех и не победит отказ состраданием и милостью (ср. Булла Misericordiae Vultus, 9).

Об этом мы будем читать и слышать в Литургии Слова во время Великого Поста, и особенно в воскресных Евангелиях. Ко всем вам я обращаюсь с призывом в течение Великого Поста найти время, чтобы читать Евангелие, — особенно те страницы, которые передают нам милосердный взгляд Иисуса: вспомним притчу о блудном сыне, рассказ о воскрешении сына наинской вдовы, или о призвании Матфея.

Эти страницы подобны окнам, распахнутым в тайну Бога, но в них отражается также живой опыт человека, его повседневная жизнь. Каждая из них приглашает нас войти в места и ситуации, где милосердие являет себя и открывает немыслимые прежде горизонты.

Нам нужно осознать, насколько глубока любовь Христова к нам, что Бог не выбирает иного пути, кроме любви, чтобы победить отказ человеческого сердца и привлечь всю нашу свободу.

И это как никогда важно именно сейчас, в тот исторический момент, когда, как говорил святой Иоанн Павел II, кажется, что всё "стремится вытеснить из жизни и извлечь из человеческого сердца саму идею милосердия" (Энциклика Dives in misericordia, 15).

Яркий пример связан со справедливостью — одной из главных человеческих потребностей. Кажется, что она никак не увязывается с идеей полного прощения.

И все же, если бы Бог остановился на справедливости, Он перестал бы быть Богом, и уподобился бы людям, требующим соблюдать закон.

Одной справедливости недостаточно, и опыт показывает: если мы апеллируем только к ней, есть опасность её разрушить. Поэтому Бог идет дальше справедливости — с милосердием и прощением (ср. Булла Misericordiae Vultus, 21), неизменно предоставляя грешнику шанс одуматься, обратиться и поверить.

Так в мир входит возможность настоящего прощения, в наши слабые руки вкладывается инструмент для достижения сердечного мира.

Отбросить обиду, злобу, насилие и месть — вот условия, необходимые для счастливой жизни (ср. Булла Misericordiae Vultus, 9).

Великий Пост — это путь веры, следуя которым, мы сможем быть «милосердны, как Отец» – таков девиз нынешнего Святого юбилейного года. Милосердие должно стать критерием, позволяющим всем нам понять, что значит подлинно быть детьми Божьими.

Однако не забудем, что мы призваны поступать милосердно не потому, что формально должны соблюдать какой-то принцип, а прежде всего потому, что прежде сами были помилованы, потому что мы получили великую благодать. 

Милостыня позволяет нам вспомнить это, вспомнить, что всё, что у нас есть, мы получили по милосердной благодати Божией, что жизнь — это дар, и что её нужно снова отдать целиком.

Вот почему благодаря милостыне мы можем переживать начинающийся Великий Пост как благоприятное время для того, чтобы усерднее чествовать Божью милость и ею жить (ср. Булла Misericordiae Vultus).

Пост учит нас благодарности Богу за все Его благодеяния, за все Его щедроты к нам, за прощение, которое мы получаем в таинстве исповеди. В это время Великого Поста будем чаще приступать к таинству исповеди, позволяющему нам прикоснуться к величию милосердия.

Молитва — это тоже возможность творить дела милосердия. Мы можем молиться, прося Бога, чтобы Он утешил скорбящих, чтобы больные исцелялись, а усопшие были приняты в Отчие объятия. В некоторых общинах я слышал, как верующие, читая Розарий перед святой Мессой, в конце каждой десятки молятся о врагах Церкви, о тех, кто преследует христиан, об обращении тех, кто творит зло. Это учит нас любить наших врагов, просить и для них благодати обращения, благодати жизни с Богом.

 

Аминь.

 

 

Литургический календарь

28 мая 2017г.

 

7-е воскресенье Пасхи

 

Деян 1, 12-14; Пс 27 (26), 1. 4. 7-8а (Пр.: 13); 1 Петр 4, 13-16; Ин 17, 1-11а

 

Св. Герман (+576)

Блаж. Ланфранк Кентерберийский (+1089)