логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на открытие юбилейного Года милосердия, 13 декабря 2015

Проповедь архиепископа Павла Пецци на открытие юбилейного Года милосердия, 13 декабря 2015

13 декабря 2015 г.

 

13 декабря во время торжественной Мессы Третьего воскресенья Адвента архиепископ Павел Пецци открыл Врата милосердия в кафедральном соборе в Москве. Впервые в истории по решению Папы Франциска в Юбилейный год Святые врата открываются не только в Риме, но и в поместных Церквах по всему миру. В своей проповеди во время Святой Мессы архиепископ обратился к верным со словами:

 

Дорогие братья и сёстры!

"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе" (Пс 31). Первое проявление Милосердия Бога Отца по отношению к нам состоит в том, что мы собрались сегодня вместе.  Давайте почувствуем, прочувствуем, что мы не просто находимся рядом друг с другом, но поистине являемся частью одного тела. Потому что, когда пришла полнота времени, Христос — Бог, ставший человеком, присоединив нас к Себе, собрал нас воедино: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись... ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3,26-28).

 

Христос воплощает и олицетворяет милосердие Отца: вся жизнь и служение Иисуса свидетельствуют о том, что Бог ищет, взыскует человека. Таким был взгляд Бога, устремлённый на Закхея, на Петра, подобным взглядом, исполненным милосердия, Он смотрит и на нас сегодня. Как и все люди, я переживал и переживаю этот опыт благодаря тем, кто любит и принимает меня. В жизни нет ничего более удивительного и драгоценного, чем другой человек, который рад тебя видеть просто так, без какой-либо особой причины, потому что единственная причина  это ты сам. Просто ты. 

 

Вот в чем заключается безвозмездность, бескорыстие общины Церкви. Я говорю о безвозмездности, поскольку никто из нас не заслужил подобного к себе отношения. Бог приблизил нас к Себе: мы не видим Его рук, но ощущаем, что некое незримое объятие собирает нас вместе. И сегодня мы можем открыть милосердие Отца в нашем собрании, благодаря Бога Отца за милосердное присутствие наших братьев рядом с нами. 

 

Время Адвента — это время ожидания, бодрствования, время обращения, глубокой ностальгии по Христу. И что Бог есть милосердие, мы открываем в том, что не только мы тоскуем по Нему, но и Он, Бог, тоскует по нам. Не только нам не хватает Его, но и Ему, Богу, "не хватает" нас. Не только мы жаждем Бога, но и Он жаждет нас. Вот в чём дело: тот, кого нам не хватает, — это Бог, Которому не хватает нас. И мы можем утолить жажду Бога, возвращаясь домой, отвечая на Его вечный призыв.

 

Будучи предоставлен сам себе, человек неизбежно блуждает, теряется, бродит бесцельно. "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Я звал их, а они уходили прочь от лица моего. Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, ибо Я — Бог, а не человек; среди тебя — Святый" (ср. Ос 11,1-9).

 

Вершина откровения — это весть о милосердном Боге, который жаждет человека, который горюет из-за того, что человек бежит от него. Бог говорит нам: "когда ты отворачиваешься от Меня, Я люблю тебя, когда ты сопротивляешься Мне, Я всё равно тебя люблю". 

 

В Евангелии от Луки есть притчи, которые особым образом говорят нам о милосердии. Лука  это евангелист, который, пожалуй, больше других угадал это жаждущее сердце Бога, и третье Евангелие хорошо передает нам горе, страсть, беспокойство Бога: как сердце пастуха переворачивается из-за пропавшей овцы, как женщина волнуется о потерянной драгоценной монете, как отец неустанно ждёт сына. Сын не волнуется об отце, и уж тем более овца или монета... Кто заблудился, не думает о скорби, о страдании того, кто потерял его. Блудный сын возвращается домой, потому что голоден, потому что у него пустой желудок, а отец просто желает увидеть сына, и его желание бесконечно больше желания сына. Вот в чём вся разница. 

 

Милосердие – это и есть это волнение в сердце Бога. Нет ничего, что могло бы привлечь человека так, как проявление этой бескорыстной любви, которая вмешивается в его жизнь. Нет более убедительной причины возвратиться в дом отца, чем предчувствие или вспоминание этой бескорыстной любви. Мы любимы, хотя ничем этого не заслужили. Мы можем считать, что это в порядке вещей, но на самом деле это удивительное событие. 

 

Нас спасает только стремление навстречу Богу, которое рождается из осознания Его милости, из неожиданного удивления перед милосердием, о котором я даже не мечтал. И если человек признаёт эту бескорыстную милосердную любовь, если он признаёт неустанную инициативу Бога, то происходит чудо: человек принимает себя и отдаёт себя в руки этой любви, чтобы она преобразила его. 

 

В этом заключается настоящее сокрушение сердца, когда милосердие затрагивает глубину сердца человека: "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс 50). Это  настоящая боль, но исполненная радости, потому что человек радуется, когда знает, верит, что Бог с ним. 

 

Вот оно, чудо милосердия: желание измениться определяет настоящее человека-грешника. Потому что изменение, обращение не является плодом моего решения: "я должен измениться", может быть завтра, а может через неделю, как мы иногда поступаем, когда например хотим начать диету или бросить курить. Нет, милосердие Бога действует в настоящем: Он пробуждает во мне желание и даёт силу его исполнить. 

 

Просьба, молитва становится главным орудием, да и не только орудием, но позицией человека по отношению к Богу. Молитва  это главное жизненное решение. Она движется вперёд, исходя из уверенности, что раз Бог открылся мне как милосердие, моя молитва будет услышана. Святой Ансельм говорил: "Ты, дающий мне просить, ответь на мою просьбу!"

 

Исходя из этого признания, из этого положения мы начинаем действовать, как Отец: "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден" (ср. Лк 6,36). Отсюда мы понимаем важность конкретных дел милосердия. Они не являются нашей произвольной инициативой, но принятием милосердной любви, нашим ответом на тот факт, что милосердный Бог стал присутствием в нашей жизни и во всей истории. 

 

Я могу любить другого человека бескорыстно, только если черпаю из источника милосердия. Как прекрасно, что каждый день в молитве я могу встречать лицом к лицу любые испытания, осознавая связь всех вещей с источником прощения и добра, благодаря которому я могу выйти за пределы инстинктивных, эгоистических реакций по отношению к другому. 

 

И тогда человек снова начинает свой путь с осознания своей нищеты: он становится нищим, молящим о милосердии, и богачом, чье богатство – это возвещение, передача другим обретённого милосердия. 

Аминь.

 

 

Литургический календарь

19 августа 2017г.

 

Св. Иоанн Эд, свящ.

 

Ис Нав 24, 14-29; Пс 16 (15), 1-2а и 5. 7-8. 11 (Пр.: ср. 5а); Мф 19, 13-15


Св. Сикст III, Папа (+440)