логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > Дневник Синода, 20 октября: "Благодать таинства — это участие самого Христа в жизни супругов"

Дневник Синода, 20 октября: "Благодать таинства — это участие самого Христа в жизни супругов"

21 октября 2015 г.

 

Сегодня мы завершили работу в группах. Разговор вновь шёл о подготовке к венчанию. Мы поделились различным опытом подготовки к браку и сопровождения молодых семей. О том, как нам удаётся или не удаётся формировать христианское видение брака и семьи в сознании людей, чтобы таким образом оказывать влияние на гражданское общество (ср. Familiaris consortio, 66), чтобы строить новую цивилизацию истины и любви. Кто-то заметил, что в этом воспитательном процессе важную роль играет призыв к непрерывному диалогу между двумя людьми, которые становятся одной плотью. Семья становится прочной, когда  супруги приходят к уверенности относительно своего личного призвания и одновременно относительно глубокого единства их личностей, которое является дверью к единственности, нерасторжимости и плодотворности брака. Кто-то, слава Богу, отметил важную роль прощения в этом диалоге, чтобы взаимное прощение стало привычным и постоянным. Подготовка к таинству брака, как своего рода катехуменат, должен ясно показывать субстанциональное совпадение природного и таинственного брака, поскольку способность вступать в брак заложена в самой природе человека. Конечно, для этого необходимо говорить о добродетелях (ср. Humanae Vitae, 9; Relatio Synodi 2014, 39) как о стимулирующем факторе свободы личности и о неотъемлемой связи добродетелей с тем, что человек представляет собой по природе. Человек, стань собой!

 

И ещё. Воспитательный процесс катехумената должен помочь обручённым освободиться от навязанных идеологией представлений о личности и семье, чтобы вернуться к очевидности их реальной сущности, вписанной в саму природу человеческого сердца. На самом деле, стоит снова обратить внимание на некоторые основы учительства святого Иоанна Павла II о личности и семье, и особенно вновь развивать три этапа подготовки к браку, о которых говорит документ Familaris consortio: основной, близкий и непосредственный этапы. Также кто-то напомнил, что всё отнюдь не заканчивается браком, но наоборот, венчание — это начало, или вернее продолжение и совершение семейного призвания. Необходимо сопровождать будущих супругов, чтобы они смогли с удивлением обнаружить, открыть и принять благодать Таинства, которое поможет им помнить, что их природные ограничения станут для них возможностью постоянно возвращаться в дом Отца, обращаться к Христу: «Господи, к кому нам идти? Только у Тебя слова, которые дают жизнь, объясняют жизнь, позволяют узнать вкус супружеской жизни!» (ср. Ин. 6), потому что только во Христе находят удовлетворение самые глубокие стремления человеческого сердца.

 

Вновь кто-то обратился в своем выступлении к центру всего, ко Христу. Как через Крещение мы становимся частью тела Церкви в силу особой благодати — возникновения нового человека, преображения нашего бытия, начиная с самого его корня, через дар Духа, так и Брак является расцветом Крещения благодаря его собственной особенной благодати, которая и называется благодатью таинства брака. Что такое благодать таинства брака? Это участие самого Христа в жизни супругов, когда Он поддерживает их именно как супругов, делая возможным в их жизни единство и нерасторжимость брака. Были выступления, которые обратили внимание на важность предбрачного собеседования, которое должно стать вершиной всего времени обручального “катехумената” в преддверии брака: это не бюрократическая формальность, но огромная с точки зрения пастырского потенциала возможность, когда пастырь помогает будущим супругам всерьёз занять правильную позицию для последней проверки истины о себе самих и о собственном человеческом и христианском призвании к браку — об этом великолепно говорил Папа Бенедикт XVI в декабре 2011 года. Естественно, это говорит и о том, что нельзя откладывать на потом подготовку тех, кто курирует катехуменат перед браком, и призыв к пастырям (ср. Instrumentum laboris, 87-89), чтобы они по совести и подобающим образом проводили предбрачную беседу. Закрывая эту тему нужно также сказать — или, вернее, повторить, — что катехуменату перед браком должен предшествовать период, когда молодым людям будет предложена возможность насыщенной жизни в христианской общине и участия в литургии. Христианская община со своими литургическими ритмами жизни становится естественной школой, где молодые люди смогут узнать и проверить, что вера соответствует их жизни, открыть жизнь как призвание, распознать призвание к браку или к целомудрию, осознать, что поскольку жизнь есть дар, он должен быть “возвращён” через особую миссию, которая связана с их жизнью.

 

В том, что касается передачи жизни, кто-то заметил, что искусственные методы оплодотворения работают всего в 30% случаев. Обычно в медицине, когда определённый метод даёт столь малые результаты, его оставляют, или в лучшем случае продолжают исследования. Однако в данном случае из-за экономические интересов такие методы продолжают “продавать”, не объясняя их опасность и неэффективность. Ещё одна цифра: оказывается, сегодня существует уже более 160 методик, связанных с искусственным оплодотворением. Это еще раз говорит о том, что мы воспринимаем себя хозяевами жизни, тогда как жизнь — дарована! Большое впечатление на меня произвело свидетельство о том, что во Франции много врачей и медсестёр, причем в большинстве своем не католики, отказываются от совершения аборта — и не по каким-то “идеологическим” причинам, а потому что понимают, что это отвратительно, потому что в результате чувствуют себя плохо.

 

Вечером мы вернулись в зал Синода для общего собрания. Были подведены итоги работы в группах над третьей частью рабочего документа. Необходимо оказывать поддержку семьям, которые радостно, просто и с рвением живут христианской вестью семьи. Нельзя приуменьшать великий идеал христианской семьи. Нельзя бояться передавать новым поколениям высокий и требовательный идеал христианской семьи. Молодым людям нужны высокие, всеобъемлющие идеалы, а не совокупность правил, которые всё больше унижают и выхолащивают христианский идеал. Архиепископ Филадельфии Чарльз Шапью обратил внимание на то, чего не хватает в рабочем документе: среди прочего в нем  не говорится о роли воспитания, о месте образования в Евангелии семьи, включая вопрос христианских школ, о воспитании как средстве ограничить, если не полностью исключить злоупотребления во взаимоотношениях в семье.

 

Относительно ситуации разведённых, вновь вступивших в гражданский брак, мне показался важным призыв изучать взаимоотношение между участием в общине и исцелением: эти два аспекта могут помочь открыть новые процессы на пути сопровождения этих наших братьев. В этом плане лучше назвать эти процессы путями примирения, чем путями покаяния. Также было отмечено, что смешанные браки не являются лишь источником проблем, но богатством, попыткой диалога и сближения на пути к единству.

 

Учительство энциклики Humanae Vitae — всё ещё актуально. Когда мы теряем из виду полную открытость к жизни и необходимость не разделять между собой единство супругов (bonum fidei) и деторождение (bonum vitae), мы утрачиваем понимание связи между сознанием, или точнее сказать совестью, и нравственной нормой. Нравственная норма — это не бремя для совести, но помощь для неё. И потому нельзя одно противопоставлять другому.

 

Завтра Комиссия Синода соберётся, чтобы обсудить все исправления и рекомендации, предложенные во время общих дискуссии и работы в группах. Непростая работа — позволить истине самой определить рамки, а не пытаться сузить её до пределов, заранее нами определенных... Так что, будем молиться и ...немного отдыхать. Пусть доклады, предложенные Святейшему Отцу, будут выражать единство Церкви в её многообразии, а не разделение на партии, даже если некоторым хотелось бы увидеть именно это.

 


 

Архиепископ Павел Пецци

Рим, 20 октября 2015 г.

 

 



 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

20 сентября 2017г.


Свв. Андрей Ким Тэ Гон, свящ., Павел Чон Ха Сан и их сподвижники, мчч., мученики в Корее, память

 

1 Тим 3, 14-16; Пс 111 (110), 1-2. 3-4. 5-6 (Пр.: 2а); Лк 7, 31-35

 

Св. Евстахий Римский

Св. Дормидонт, мч. (III в.)