логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > Дневник Синода, 15 октября: "Современный человек не ждёт повторения правильной, но абстрактной доктрины о браке"

Дневник Синода, 15 октября: "Современный человек не ждёт повторения правильной, но абстрактной доктрины о браке"

15 октября 2015 г.

 


Выступления по поводу третьей части рабочего документа должны были быть сосредоточены на миссии семьи, однако это не всегда получалось... В своём послании в начале этого пастырского года я написал: "Необходимость свидетельства обусловливает важность нашего пастырского служения семьям, потому что семья – миссионер по природе, она свидетельствует о Христе и воспитывает веру". Именно в деле миссии община играет важнейшую роль. Я постоянно говорю об общении, общине, как о наиболее важном аспекте жизни верующего. Теперь мы можем добавить, что это же касается и семей. Группы семей должны быть вовлечены в жизнь всей общины...

Говорить о миссии невозможно, если мы не сосредоточены на Христе, - заметили некоторые отцы синода. И слава Богу! Я вспомнил недавнее чтение из Бревиария: "Христе, сладчайший Спаситель наш, Ты Сам возжег светильники наши, да горят вовек во храме Твоем и сияние вечное да почерпают от Тебя, Свет Незакатный, да освещают сумерки наши и изгоняют тьму мира. Молю Тебя, Иисусе мой, даруй свет светильнику моему, да узрю во свете его Святое Святых, обитель безмерную, в нём же Сам Ты, Первосвященник вечный, пребываешь, да буду лицезреть Тебя Единого, лишь Тебя созерцать и Тебя жаждать, да узрю Тебя любовию, и светильник мой да светит и пылает пред Тобою" (св. Колумба).


В любом случае современный человек не ждёт повторения правильной, но абстрактной доктрины о браке. Он ждёт ответа, что жить в браке возможно, что семья стоит того, чтобы жить ей. Я в своём выступлении я говорил о призвании и миссии семьи как существенно важных элементах периода подготовки к браку, и об обновленном открытии обручения (или помолвки) как подобия новициата sui generis, способствующего благу брака и будущей семьи. Я опирался на пункты 84-86 ("Подготовка к браку») 2-й главы III части Instrumentum Laboris ("Семья и формация»). Ситуация у нас в России постепенно привела меня к осознанию того, что мы пребываем в глубоком неведении относительно тайны личности и семьи, и это вопрос, который касается и нас, а не только "гибнущего" запада... Это касается в том числе верующих христиан, особенно молодёжи, которым не только чужды идеи призвания и миссии, но при этом им трудно представить, что нечто может быть «навсегда», что требуется «воспитание», что основополагающими характеристиками отношений людей в браке являются единственность, нерасторжимость и плодотворность. Это не должно нас удивлять, потому что такое же неведение имеет место и в отношении другого великого призвания и миссии христианина — целомудрия. В этом смысле, рассматривая вопрос личности и семьи, я говорил после прошлогодней сессии Синода о своего рода «духовном Чернобыле», который распространяется господствующей культурой. Действительно, это невежество поддерживается господствующей идеологией, разрушающей брак и семью.


Кто-то заметил, что если на семью и не нападают открыто, и даже, возможно, поддерживают в теории, то в реальной повседневной жизни она не получает никакой поддержки. Иными словами, существует очень сильное искушение отделить право на семью от самой природы человека. В основе этого процесса лежит радикальное недоверие к личности как таковой и неприятие человека в его сущностном единстве, неотъемлемой частью которого является такой элемент как отношения: человек есть отношение с Богом, в силу чего он наделяется правами и обязанностями (свободой), и он открыт другим существам и реальности, он находится в отношениях, которые реализуются через взаимность (супружество и родительство). Здесь можно попасть в ловушку: власть притязает на то, чтобы «обезличить» человека, привести его в противоречие с его природой. Это несомненно ведёт к прогрессирующему и спланированному ослаблению личности, для чего вымарываются объективные элементы личности и превозносятся наиболее эмоциональные и сентиментальные её аспекты.


Осознание этого подтолкнуло меня к размышлениям, в результате которых я предложил более серьёзно проводить подготовку к браку в нашей епархии, и вновь открыть важность этапа обручения, предложить его как самый настоящий новициат, пусть и своего рода. Речь идёт о пути христианского посвящения, подобном катехуменату. Это время «новициата», предшествующего браку, должно начинаться с конкретного литургического акта - обручения.


Еще одна тема, которую затрагивали многие выступления - это, конечно, вопрос сожительства. Многие, особенно в так называемом "западном мире", но не только, просто соглашаются с этим видом союза, потому что им кажется, что он не требует большой ответственности (с чем, конечно, трудно согласиться). Но меня поразили выступления, которые говорили о том, как широко распространяются такого рода "стабильные" союзы: то есть пары, которые решаются на этот союз и остаются верными ему до конца жизни, потому для них христианство ничего не значит, или они ничего не знают о нём, или просто не хотят делать что-то формально. Всё это говорит о том, что наша миссия - не в том, чтобы "обязать" людей венчаться, а в том, чтобы показать им выгодность, привлекательность христианского брака, красоту христианской семьи.


В Синоде участвует семья из Неокатехуменального пути, в которой двенадцать детей, и младший, Давиде, которому ещё не исполнился год, так ясно "говорит", или даже вернее сказать - "кричит" о миссии своей семьи, о красоте жизни в семье, и напоминает всем нам, что когда мы говорим о семье, то должны всегда свидетельствовать об этой красоте, прежде чем "нападать" на семью, или даже "защищать" её.


И конечно - пища для журналистов! - было много выступлений о положении в церкви "разведённых" и живущих во втором "браке". Я должен сказать, что было много конструктивных выступлений, которые старались описывать конкретные ситуации, а не исходить из предвзятых идеологических позиций. Об этом мы поговорим позже, после дискуссии в группах, где нам предложили выработать конкретные предложения с учетом выступлений на общих собраниях.


Архиепископ Павел Пецци
Рим, 15 октября 2015 г.

 

 


Литургический календарь

28 марта 2017г.

 

Иез 47, 1-9. 12; Пс 46 (45), 2-3. 5-6. 8-9 (Пр.: 8); Ин 5, 1-16


Блаж. Рената, мч. (+1794)