логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > Дневник Синода, 10 октября: “Cемейная жизнь — трудный, но прекрасный путь святости”

Дневник Синода, 10 октября: “Cемейная жизнь — трудный, но прекрасный путь святости”

12 октября 2015 г.

 

Семью можно понять только исходя из того, что человек является сотрудником Бога в деле сотворения, Бог дал ему задачу передавать жизнь и хранить творение. На самом деле, как заметил сегодня кто-то из выступающих, не только первая страница Библии, но и вся история отношений Бога с человеком, как о ней свидетельствуют Ветхий и Новый Завет, показывает, что в каком-то смысле Священное Писание начинается и завершается разговором о браке: оно начинается, в книге Бытия, с создания мужчины и женщины и их общности, семьи, и завершается в Апокалипсисе видением брачного пира Агнца с человечеством. История отношений Бога с человеком очень богата брачными темами, образами мужчин и женщин, которые различным способом, в верности или неверности, в счастье и в горестях наполняют эту историю.


Тема брака богато представлена в Библии, и синодальные отцы не раз призывали больше использовать эту историю в документах Синода. Этот брачный союз окончательно проявился в Воплощении, которое является браком Бога с человеком и человечеством. И всю историю Церкви можно созерцать как совершение и плод этого брака: Церковь постоянно рождает новых чад в Крещении, и эти чада являются чадами брака между Богом и людьми. Уже в Ветхом Завете пророки использовали этот образ любви, помолвки и брака, чтобы говорить о союзе Бога со своим народом. Но то, что в Ветхом Завете было образом, который осуществлялся с трудом, время от времени, противоречиво, в Новом Завете, напротив, является реальностью. Понимать это — значит понимать, что означает, что брак — это таинство. В связи с этим прозвучали предложения, чтобы итогом работы Синода стал документ, который показал бы красоту таинства брака, его пользу для жизни, “выгодность” брака как таинства. И более того, чтобы появился объемный, глубокий документ учительства о красоте и сути брака и семейной жизни.


Один из выступавших красиво говорил о чудесном превращении воды в вино на браке в Кане Галилейской, объяснив, что в действительности жених на этом браке — сам Христос. Брак в Кане — это начало Его чудес, и потому это начало явления вечного и окончательного союза Бога с человеком, который осуществился в Крови Христа, которую здесь символизирует вино. Действительно, количество вина, которое претворяется из воды, огромно. Сосуды содержали гораздо больше вина, чем нужно для одной свадьбы. Это огромное количество символизирует вечную плодотворность крови Христа в Его вечном брачном союзе с человечеством, который совершается во времени.


В этой перспективе открывается, что брак — это начало свершения призвания, начало пути святости, который будет длиться до конца жизни. Потрясающе, правда? Семейная жизнь — это приключение, приключение на пути святости! С этой точки зрения можно смотреть на любой кризис, который неизбежно происходит в жизни любой семьи, в том числе и на сегодняшний кризис и нападки на семью, прежде всего не как на проблему, а как на “кайрос”, “время благоприятное”, которое помогает нам понять, что семейная жизнь — это на самом деле трудный, крутой, но прекрасный путь святости. Этот путь невозможен без молитвы, и общей молитвы всей семьи. Как прекрасно, когда видишь, что семья вместе идет на св. Мессу, вместе молится дома, начинает и заканчивает день молитвой. Это нужно хотеть, желать и делать. Но понятно, что невозможно рассчитывать, что всё произойдет по волшебству, само собой — для этого нужно участие нашей свободы. Кто-то процитировал: “Семья, которая молится вместе, сохраняет единство, семья, которая молится вместе, живет в мире".


Была также затронута тема важности нерасторжимости брака для здоровой семейной жизни, для психического здоровья. Нерасторжимость принадлежит к природе брака и семьи, и это не какое-то бремя, которое Церковь придумала, чтобы обременить и без того сложную жизнь людей. Нерасторжимость — это дар, помощь, — в том числе и психологическая, опора, к которой можно постоянно возвращаться, и которая, в случае недействительного брака, позволяет тебе вернуться к идее призвания твоей жизни.  


В книге Бытия мы находим две большие темы: человек как образ Бога, вершина творения, — и его неполнота. Вот в каком смысле брак является призванием, заложенным уже в самом творческом акте Бога: мужчина и женщина предназначены для того, чтобы обрести полноту во встрече. Здесь сокрыт весь великий дар и тайна сексуальности. Это и есть та глубинная причина, по которой Церковь не может считать гомосексуальность нормальным явлением: в ней, помимо морального суда, есть противоречие тому плану Бога, согласно которому мужчина предназначен к встрече женщиной, и женщина — с мужчиной. Речь идет не просто о половом признаке, это не чисто сексуальная встреча, но одна из характеристик всего бытия мужчины и женщины, которая указывает на единое всеобъемлющее предназначение его бытия. Вот какая глубина заключена в реальности того исходного призвания, которое Бог предустановил в человеке, создавая его — и создавая его как мужчину и женщину! Из этого становится понятно, что предназначением человека является именно встреча с одним “ты”, в котором воплощается вечное предназначение мужчины и женщины.


Я вспомнил сегодня “Сотворение мира” Микеланджело в Сикстинской капелле, как Бог и человек прикасаются друг к другу! Я думаю, что у Микеланджело было в уме это выражение Библии: “Homo imago Dei”. Действительно, человек является образом Бога — образом, конечно, сотворенным, но полностью участвующим в тайне Бытия.



Архиепископ Павел Пецци

Рим, 10 октября 2015 г.

 

 

 


Литургический календарь

24 августа 2017г.


Св. Варфоломей, Апостол. Праздник

 

Лкц: том VI

 

Откр 21, 9b-14; Пс 145 (144), 10-11. 12-13ab. 17-18 (Пр.: 12); Ин 1, 45-51

 

Св. Иоанна Антида Туре (+1826)

Св. Мария Микаэла Десмесьерес (+1865)