логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > Дневник Синода, 5 октября: “Синод — это сама Церковь, ведомая Святым Духом...”

Дневник Синода, 5 октября: “Синод — это сама Церковь, ведомая Святым Духом...”

6 октября 2015 г.

 

 

Сегодня Синод начал работу. Когда мы читали молитву Дневного часа, мне вспомнились слова святого Амвросия, которые я читал утром в Бревиарии: “Когда ты молишься сам о себе, молишься один. Если же молишься о всех, все будут молиться о тебе. Ибо и ты — меж всеми. Тогда и воздаяние станет изобиловать, ибо, молитва отдельных верных каждому из них может исходатайствовать то, о чем просит весь народ”. Кардинал Марадиага, комментируя чтение Дневного часа, призвал к молитве о мирном пути для этого Синода.


Несколько цифр: всего в XIV ординарной ассамблее Синода участвует 270 “синодальных отцов”, то есть участников, обладающих правом выступать и голосовать, из которых 74 кардинала, 170 епископов, 2 епархиальных священника и 13 монашествующих. Кроме того, в Синоде участвует 24 эксперта и 51 аудитор, среди которых 17 супружеских пар и 14 делегатов от разных церквей и общин. В этом году Синоду епископов исполняется 50 лет: его установил блаженный Папа Павел VI с намерением, чтобы то изобилие даров, которое открылось в течение Второго Ватиканского Собора, продолжало обогащать христианский народ.


Папа Франциск в своем вступительном слове призвал всех нас идти вместе, имея перед глазами благо Церкви и спасение душ. Синод — это не парламент и даже не совет. Синод — это сама Церковь, ведомая Святым Духом, которая вместе, в единстве идет вперед, и размышляет о содержании веры, чтобы оно было живым источником жизни. Этот метод пути требует апостольского мужества, евангельского смирения и верной молитвы.

 

Вводное выступление секретаря Синода кардинала Бальдиссери помогло мне вернуться к работе над "Рабочим документом" (Instrumentum laboris). К сожалению, подготовительная работа к Синоду в наших епархиях могла бы быть более тщательной. Тем не менее, эта работа показала и подтвердила, что, как это всегда было в истории, лишь меньшинство переживает и поддерживает "Евангелие семьи" так, как его переживает, поддерживает и предлагает Церковь. И речь не о каком-то далеком мире, не о “Западе”, а о тех, кто живет рядом с нами, о наших коллегах и друзьях, наших товарищах и соседях... Это не значит, что эти люди — плохие, но это вопрос к нам: насколько наше предложение является привлекательным? Конечно, еще св. Фома замечал, что верующие всегда будут меньшинством в этом мире, чтобы, как он остроумно говорил, вера никогда не стала бы просто привычкой — верить, потому что все так поступают... Однако мы не можем не задаваться вопросом: переживаем ли мы на самом деле радость семьи? Способна ли наша вера преобразить нашу повседневную семейную жизнь? В Филадельфии Папа Франциск говорил: “Наши дома, наши семьи являются подлинными домашними церквами. Семья — это самое подобающее место, где вера становится жизнью, а жизнь — верой”.



Кардинал Эрдё предложил очень хороший обзор рабочего документа. Мне понравилось, как ясно были обозначены обстоятельства, проблемы и перспективы работы Синода. Больше всего меня впечатлила сосредоточенность на Христе, которая позволяет по-настоящему понять и оценить личность и ее основные социальное проявления — семью и отношения с другими людьми.


Свидетельства в начале работы Синода несколько проигрывали от краткости выступлений: всем дается всего лишь по три минуты… Семья из Мексики успела сказать только, что пастырство семей — это пастырство третьего тысячелетия, но эта мысль впечатлила всех. Наверное, так придется выступать и нам: поскольку всем синодальным отцам будет дано по три минуты, надо заранее продумать несколько ярких фраз, а не пытаться изложить какую-то тему.


Затем начались выступления по первой части рабочего документа. Большая часть выступлений была сосредоточена на проблемах и на том, что нужно делать, и на мой взгляд в них лишь отчасти говорилось о главном, что лежит в основе любого пастырства семей, — личности. Кто-то также совершенно справедливо заметил, что мы никогда не должны забывать во всем исходить из Откровения.


К сожалению, распространенное сегодня стремление защищать достоинство человека далеко не всегда сопровождается защитой и поддержкой именно личности. Всемирная глобальная власть — как на западе, так и на востоке, на севере и на юге — заинтересована в распространении ничем не сдерживаемого, позвольте мне это выражение, — дикого индивидуализма. Это так, потому что, как известно, массой управлять куда легче, чем сознательной и свободной личностью. Создать человека-потребителя, готового принимать все, что предлагает власть, — это намного проще и выгоднее, чем по-настоящему любить благо личности и семьи.



Неудивительно, что молодежи, да и не только ей, стало намного сложнее дать обещание навсегда, "во все дни моей жизни": вот почему так нужны свидетельства семей, которые своей жизнью показывают, что стоит сказать "да" своей жене, своему мужу на всю жизнь. Любой "срок годности" портит отношения с самого начала, в то время как обещание, данное навсегда, делает семью ежедневным приключением — да, именно приключением, а не скукой! Вот вызов, который нельзя бояться бросать нашей молодежи. И ещё развитие потребительского общества отделило сексуальность от плодотворности — и это очень печально... Простите, но таким образом даже секс потерял вкус и привлекательность.


Сегодня существует много заблуждений относительно значения и подлинного блага личности. Распространению этих заблуждений способствуют СМИ, которые контролируются власть имущими, и которые с готовностью возводят любое желание в ранг права. Кто-то уже говорил о том, что мы живем при диктатуре желаний. Есть тенденция упразднить категории личности, природы, тварности. Всё как будто находится в моих руках: я сам должен выбирать свои сексуальные тенденции, я сам должен определиться согласно тому, что чувствую в данный момент... Но никто не говорит, что на самом деле все эти "желания" определяет власть, которая, уничтожив семью, теперь взялась уничтожить саму личность. Но при этом забывают, что личность — это не плод чьего-то решения. Человек не творит сам себя — он сотворён. В этом смысле правда, что уравнять всех, чтобы делать с людьми все, что захочется, и, в конце концов, уничтожить человека, его идентичность, разницу между мужчиной и женщиной — это не решение проблемы, это часть проблемы, как говорит Папа Франциск.



Архиепископ Павел Пецци

Рим, 5 октября 2015 г.



Фото: L’Osservatore Romano