логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > IV Всеепархиальная пастырская конференция: отчет о работе малых групп. Часть 1

IV Всеепархиальная пастырская конференция: отчет о работе малых групп. Часть 1

30 июня 2015 г.

 

 

О. Сергей Альхименок (Санкт-Петербург): Наша поместная Церковь состоит, в основном, из немногочисленных приходов, и основной состав прихожан – это люди одинокие, пожилые, люди с теми или иными жизненными проблемами. Встречаются такие приходы, где полноценная семья, в которой есть отец, мать и хотя бы один ребенок – может быть всего одна во всем приходе. Возникает вопрос, как нам применять все то, о чем мы говорим на конференции, в нашей практической повседневной жизни. 

 

Говоря о семье, мы не должны исключать из нашей каждодневной пастырской практики людей, которые находятся во втором браке, чей первый брак не был признан недействительным. Эти люди, уже живя во втором браке, чувствуют некоторую ущербность. Некоторые из них уходят из Церкви, некоторые остаются и чувствуют на себе бремя тяжкого греха, и поэтому они пребывают в достаточно напряженном внутреннем состоянии, поскольку лишены возможности покаяния и возможности приступить к причастию. Это может быть одним из аспектов нашего пастырского служения с этой категорией людей. Также пастырство одиноких матерей. Среди этой категории встречаются матери с проблемными детьми, например, мама воспитывает мальчика, и этот мальчик либо алкоголик, либо наркоман. Безусловно, эта мать нуждается не только в том, чтобы ее выслушали, узнали о ее проблеме, но и чтобы ей как-то помогли.

 

Возникает вопрос, как помогать молодежи в подготовке к браку. Здесь есть ряд злоупотреблений. Говорилось о том, что в приходах бывает так, что к настоятелю приходит супружеская пара и просит о венчании, сообщая, что уже назначена дата. И настоятель охотно соглашается их венчать при том, что не знает хорошо этих людей. Эти люди, бывает, приходят извне, не являются прихожанами этого прихода, но настоятель их допускает к венчанию. Говорилось и о важности пастырской мудрости для настоятелей, когда супружеские пары приходят с просьбой о венчании. Тут упоминался ряд таких тонких моментов: например, женщина, которая существенно старше своего избранника, будущего мужа. Настоятель не обязательно должен отговаривать, но побеседовать с этими людьми о их будущем, о том, что будет с их союзом через десять лет, к примеру. 

 

Другая категория – это девушки, которые желают принять крещение в католической Церкви, либо совершить переход в католическую Церковь, руководствуясь желанием выйти замуж за католика, иностранца. То есть, цель у девушки – это стать католичкой не для того, чтобы понять, чем живет эта Церковь, не практиковать эту веру, но цель – это выйти замуж и венчаться с католиком-иностранцем.  

 

Важность преемственности веры также подчеркивалась в наших рассуждениях. Хорошо, когда вера передается из поколения в поколение, но здесь могут быть «перекосы». Например, бабушки не всегда могут адекватно передать свою веру при воспитании внуков. Говорилось, в частности, о воспитании мальчиков. Если происходит так, что бабушка приводит ребенка в храм и постоянно его одергивает – «это не так, этого нельзя, стой смирно» и так далее, у этого ребенка может в дальнейшем возникнуть не совсем правильное понимание своей роли в Церкви. Также матери и отцы детей, которые сегодня пришли в Церковь: дети посещают воскресную школу, при этом сами родители были лишены воспитания в вере, не было никакой катехизации. Опять же – как пастырски сопровождать этих людей, как им помогать? 

 

Следующее – роль мужчины в приходе. Какова она? Это вопрос. Если мужчина приходит, чтобы носить балдахин или хоругви во время процессии, то это, наверное, не совсем привлекательно для мужчин. Ни для кого не является секретом, что женщины составляют подавляющее большинство наших прихожан. Мы старались размышлять о том, где мужчина может найти себе применение в приходе. Высказывался ряд предложений: в частности, мужчина может входить в приходские экономические советы и быть весьма полезным в практической помощи настоятелю в конкретных повседневных делах. Важно заинтересовать мужчин в каких-то практических обязанностях. У нас практически нет приходов, где были бы какие-то группы для мужчин. Говорилось также об отсутствии отцовской ответственности за религиозное воспитание детей. Религиозное воспитание делегируется женщинам – это связано с тем, что отцы либо работают, либо считают, что это обязанность супруги, и отстраняются от религиозного воспитания детей. Говорили о воспитании министрантов, и здесь подчеркивался момент ответственности, чтобы молодые люди, которые становятся министрантами в наших приходах, учились самостоятельности. Чтобы не было постоянных одергиваний – л«делай сейчас так, делай это», «звенит колокольчик, значит ты должен делать то-то и то-то», – а чтобы они осмысленно понимали сферу своей ответственности и могли проявлять здоровую инициативу. 

 

Наши церковные проблемы, в частности, связаны с недостатком в приходах сформировавшихся личностей со зрелой верой. В это плане очень важна работа с молодежью, детьми, поскольку это будущие семьи и будущее Церкви. Это злободневный вопрос. Но как нам строить эту работу? Здесь нужно много еще думать о каких-то практических шагах и формах. Общество стремительно идет вперед. Мы слышали в докладе отца Игоря, что те проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, проникают глубоко в сознание человека. Но мы не должны бояться давать свое свидетельство веры, и это свидетельство может быть на различных уровнях: осваивать пространство интернета, проводить научные статьи и конференции, издавать различную литературу, и так далее, чтобы мы могли говорить о том, к чему призывает Церковь. 

 

Подготовка супружеских пар к венчанию – как лучше ее осуществлять? Епископ говорил об обручении – подчеркивалась важность пастырского сопровождения этих пар. Подумать, в каких формах это пастырское сопровождение обрученных могло бы проходить. Важно (и это уже делается во многих приходах) проводить Дни семей, отцов, матерей, духовные упражнения для семей. Бывает так, что некоторые проповедники, которые проводят реколлекции для прихода, делают отдельные встречи для отцов, матерей, что является весьма полезным. Также говорилось о том, что было бы неплохо иметь молитвенник для детей, и о том, что Гродненская епархия издала молитвенник для мужчин, который весьма полезен. Важной формой пастырства является возобновление супружеских обетов. Встречи для супружеских пар систематически проводятся в различных приходах, в частности, у нас в Петербурге, а также для пар, желающих вступить в брак, – такие формы служения нужно всячески развивать. 

 

 

О. Дмитрий Новоселецкий (Пермь): Мы слушали друг друга и поняли, что одним из главных методов реализации стоящих перед нами вопросов, является свидетельство христианских пар, которые пережили кризис, какие-то проблемы, встретились с Богом в общине. Один из этих путей – Неокатехуменальный Путь, но это не единственный путь, который может быть полезным для наших приходов. В нашей епархии есть такая программа как День Семинарии, то есть, представители семинарии едут в приходы и рассказывают о семинарии. Может быть, стоит сделать еще одну программу, когда супружеские пары приезжали бы в приходы и свидетельствовали, как Алессандро сегодня. Это очень интересное свидетельство. Полные католические семьи – это драгоценные камни в наших приходах, их мало, и нужно заботиться о них. Нужно, чтобы они развивались, и, может быть, это одна из конкретных форм, которые мы должны предлагать. Второй вопрос в связи с этим: что происходит с Центром Семьи, он должен как-то функционировать после реструктуризации, после изменения структуры в пастырском центре. Что может сделать бывший Центр Семьи более конкретно, более продуктивно на сегодняшний день и в Москве, и в Санкт-Петербурге? Еще мы просили о сайте, посвященном этой проблематике. Вот вопросы, которые есть на сегодняшний день. 

 

 

О. Фернандо Вера (Москва): Мы постарались свести все наши дискуссии в четыре темы. 

 

1. Помолвка. Идея нашей группе понравилась единогласно. Однако нет никаких конкретных предложений, как это делать. Нам кажется, что этому делу поможет объявление о намерении готовящихся к венчанию пар в приходе. Помолвка – это время распознания – жениться или нет, и официальное провозглашение этого намерения очень важно. Пара говорит родителям, Церкви и обществу, что они действительно всерьез думают о венчании. 

2. Подготовка к браку. Сначала некоторые идеи, потом одно предложение. Мы начали с того, что многие начинают понимать, что такое супружеская любовь в Церкви, когда думают о Христе и о Церкви как о женихе и невесте. Чтобы подготовить пару к венчанию, важно начинать с родителей этой пары, с их отношений с ними. Очень важно простить своих родителей, простить ошибки в воспитании, принять своих родителей такими, какие они есть. Затем следуют разные моменты: роль Таинств, роль благодати для формирования личности, роль исповеди, причастия, вхождение в церковную жизнь. И, конечно, благодать самого Таинства брака. После заключения брака нужно продолжать сопровождать эту пару, включать ее в подготовку других пар, слушать их опыт, и чтобы священник тоже обязательно участвовал в этой подготовке. То есть, важно, чтобы в подготовке пары участвовали и священник, и другие семьи, чтобы дать более широкое представление о нашей вере. Нашей группе хотелось бы предложить архиепископу разработать рекомендации для курса по подготовке к браку и определить сроки этой подготовки – не по декрету, но как рекомендация. 

3. Роль отца или отцовства. Было отмечено, что роль священника – это специфически мужская роль. Священнический целибат не препятствует провозглашению христианской семейной жизни, а наоборот, способствует этому провозглашению. Иногда бывает, что священник – единственный достойный пример мужчины для ребенка, у которого нет отца. Это факт. Жена должна подчеркивать роль отца как мужчины в семье. 

4. Гомосексуальность. Наши размышления закончились вопросом «как быть» – это было конкретное рассуждение о конкретных проблемах, не только теория. Как быть с людьми, практикующими гомосексуальные отношения или с людьми, совместно проживающими в гомосексуальном партнерстве, но желающими принимать Таинства, креститься, исповедоваться, причащаться. Как быть? 

 

 

О. Виталий Спицын (Тула): Все мы согласились с тем, что пастырство семей связано с отцовством. Прозвучало много негативных примеров: наши семьи часто разрушаются, в наших приходах много неполных семей, пары, даже прошедшие подготовку к венчанию, разводятся. Есть клерикализация, феминизация, очень большая необразованность молодых людей в плане сексуальности и в плане подготовки к браку. Советские времена наложили очень большой отпечаток на психологию семьи в России, и это повлияло даже больше на мужчин, чем на женщин. Было высказано интересное замечание, что чувство отцовства не рождается на биологическом уровне: ребенок отлепляется от своей матери и попадает в руки к мужчине, и тогда мужчина начинает чувствовать себя отцом, поэтому отцовство, в отличие от материнства, надо с особым трепетом воспитывать. Святой Иосиф, который в биологическом смысле не был отцом, — это очень хороший пример отцовства для всех. 

 

Проблема наших приходов в том, что у нас очень мало примеров настоящих полноценных семей. Клерикализация выражается таким образом – священник или настоятель чувствует себя вождем. В России это особенно удобно: как батюшка скажет, так и надо делать, лучше инициативу никакую не проявлять. Это плохо влияет на наши приходы. Надо помогать мужчинам осознать свою роль в семье и в Церкви. Прозвучала такая фраза: «Кто держит в руках кошелек, у того и власть». Это касается не только женщин, но это обращение тоже и к настоятелю. Если настоятели рассчитывают держать все средства в своих карманах, опираться только на финансирование проектов, разные благотворительные организации, то приход никогда не будет здоровым. Настоятели должны «отдать свой кошелек» мужчинам в приходе. Довериться мужчинам, доверить им ответственность за приход, и тогда приход действительно становится больше похожим на семью. Иначе мужчины в наших храмах становятся похожими на декорации или на каких-то мальчиков, которые приносят и уносят хоругви или балдахины, как уже было сказано. Также в наших приходах есть проблема феминизации. Сестры, которые работают в наших приходах, и работают замечательно, часто берут на себя полную ответственность за детей и молодежь. Родители «сдают» своих детей в самом младшем возрасте, когда они уже способны ходить на занятия, и пока ребенок не вырастет совсем, им занимаются только сестры. Поэтому в катехизацию детей, подростков и молодежи очень важно включать священников и мужчин. 

 

Было предложение познакомиться с опытом неокатехуменальных общин, в которых как раз хорошо построено пастырство семей. Там в катехизацию включены не только священник или катехизатор, но и супружеские пары, которые дают свое свидетельство веры на самых первых этапах. Также очень важно в неокатехуменальных общинах, что мужчины имеют в них очень конкретную роль, как в семье, так и в общине. То есть, мужчина становится таким домашним священником, он отвечает и за молитву, и за некоторые домашние молитвенные церемонии. В неокатехуменальных общинах особенно хорошо, что священник воспринимается не как вождь, который за все отвечает, а как брат. 

 

Мы говорили также о том, что кризис отцовства в современном мире связан с кризисом женщин –женщина взваливает на себя все обязанности, хотя «не хочет» и жалуется на это. Поэтому хочется, чтобы женщины задумались, как они воспринимают мужчин. В нашем обществе страшно то, что мужчина часто должен бороться за то, чтобы быть отцом. Бороться как с матерью своих детей, так и с государством. Поэтому мы должны в нашем пастырстве наставлять и женщин, хотя бы просто говорить им, что они не должны делать всё. Надо позволять мужчинам принимать самостоятельные решения и действовать, и всегда давать какое-то пространство для этих действий. И последняя реплика, хотя с нее и началась наша дискуссия. Она красиво объединяет и вчерашний доклад владыки, и сегодняшний доклад отца Игоря, что главное – это не только вести людей, но и самим идти ко встрече с Богом. Важно осознать, кто мы сами такие, открыть в себе личность – это намного важнее наших самых грандиозных пастырских проектов, и важно всегда соотносить свою жизнь со Словом Божьим, которое исцеляет нас, и с воплощенным Словом.  

 

 

О. Михаил Нуцковский SDB (Москва): Мы хотели с самого начала подчеркнуть смысл лозунга  нашей встречи. Церкви без Иисуса, нет семьи без Отца, который нас собрал и который должен быть основой, и нет миссии без семьи. Осознание того, кто я такой,  начинается в детском возрасте. Ребенок, мальчик или девочка, пытается отождествить свою личность с какими-то животными –  лягушкой, с божьей коровкой, с персонажами из сказки, и очень важно, чтобы уже в этом возрасте присутствовало осознание того, что я, прежде всего, – дитя Божие, и мое самоопределение, в том числе и как мальчика или девочки, происходит в молитве, в диалоге с  Богом и Отцом. 

 

Очень важно, как мы подчеркнули, посещать семьи в их среде, в их домах, чтобы там была совместная молитва, именно там слушать об их трудностях веры, об их молитве, чтобы они почувствовали близость Церкви, которую и они призваны создавать. Что может помочь формации личности мужчины и женщины, будущего мужа и жены, отца и матери? В нашей группе мнения по сроку подготовки к таинству брака разделились: 6 месяцев, 3 месяца. Во многих общинах приходят просить о таинстве брака люди, которые уже годами живут в гражданском браке, то есть, зарегистрированы в загсе. Устраивать для них обручение, кажется, не имеет смысла. Но все однозначно подчеркнули необходимость подготовки к таинству брака, чтобы помочь осознать те христианские ценности, которые должны быть в семье. Поэтому тут отношение двоякое: с одной стороны это молодые пары, которые только готовятся к браку, – и им можно и нужно предлагать обручение, но для тех, кто приходит, уже состоя в браке, надо задуматься о другой форме подготовки. Однозначно подчеркнули необходимость иметь больше материалов для такой подготовки.  

 

Большинство подчеркнуло необходимость сопровождения семьи в браке. Регулярные встречи в приходе хотя бы раз в месяц независимо от количества семей, чтобы не оправдываться, что у нас одна-две семьи, поэтому проводить встречи нет смысла. Дать пространство именно для семьи: совместное времяпрепровождение, выезд за пределы прихода, регулярные духовные упражнения. Отдельные встречи для мужчин, отцов, женщин, матерей. Это также актуально и для молодежи как подготовка к браку в будущем: подчеркивать и обсуждать в раздельных группах достоинство и  обязанности, которые ложатся на мужчину, будущего мужа и отца, и на девушку, будущую жену и мать. Необходимо поощрять свидетельства семей в наших общинах. То есть, чтобы была возможность действительно показать, что и в наше время, в нашей среде есть семьи, которые не боятся рожать второго, третьего, четвертого ребенка. Не оправдывать себя отсутствием толпы желающих посещать такие занятия. 

 

Очень важно подчеркнуть незаменимость мужчин в наших общинах, важность их помощи, давать больше ответственности мужчинам, в том числе и в вопросах организации, приглашать к совместному служению. Также напоминать о том, что отец является священником домашней церкви, на котором лежит обязанность благословлять, который должен осознавать ту жертву, которую он приносит ради блага своей семьи. Очень важно подчеркнуть, что ребенок рождается от отца и матери, а не является ребенком только матери. Очень часто можно слышать, как мать говорит — «я родила ребенка, это мой ребенок». Проекты домов З500 - http://z500proekty.ru/doma/tag-usadby.html А отец часто может чувствовать себя лишенным такого права – «это ребенок моей жены». Женщины должны помнить, что они в свою очередь воспитывают будущих мужей и отцов, поэтому очень важно слышать — «это наш ребенок», это включает мужчину в ответственность за воспитание. Нужно больше говорить о том, что у нас есть полноценные здоровые семьи, чтобы мы не думали, что все так плохо, и чтобы в наших общинах утверждался оптимизм.  

 

 

О. Юрий Дорогин OP (Санкт-Петербург): Что мы можем сделать в приходах, чтобы воспитывать людей, матерей, отцов? Начали мы с вопроса, который затронул вчера владыка, это вопрос обручения. Мы решили, что это действительно очень важная вещь. Высказывались мнения, что нужен год или даже полтора года такой подготовки, которая должна сопровождаться конкретной катехизацией, разъяснением конкретных вопросов и представлением полноты учения Церкви о браке, о семье. Потому что очень часто у людей бывает только выборочная информация, и они не представляют всего, что Церковь говорит по поводу Брака. 

 

Есть два момента. Один теоретический – это различного рода катехизация, курсы, встречи, теория. Второй – практика, в которой должны участвовать прежде всего семейные пары, которые должны показывать молодым, готовящимся к браку, ценность брака, совместной жизни, ответственности. Это как раз задача мирян. Но священники и монашествующие тоже могут сделать здесь очень много. Во-первых, давая свидетельство о себе, а именно свидетельство своей верности призванию, обетам, личному опыту, вынесенному из своих семей. В этом отношении, мне кажется, что мы в России находимся в привилегированном состоянии, потому что у нас есть много приезжих иностранцев, у которых опыт другой, нежели у нас в России, и они могут поделиться с нашими семьями своим опытом семейной жизни, своего воспитания, отношений в своей семье. В монашеской общине тоже бывают различные кризисы, проблемы межчеловеческих отношений, и мы можем свидетельствовать о том, как мы в наших монашеских семьях решаем эти вопросы. Не бегством, а именно позитивным решением. 

 

Плюс, конечно же, обучение совместной молитве, тáинственная помощь – и эта обязанность лежит уже, прежде всего, на священнике. Во время исповеди мы можем помогать людям, особенно тем, кто переживает какие-то кризисы. Говорить о том, как можно решать такие проблемы именно по-христиански. Вообще для того, чтобы изменялась ситуация, нужно начинать с самого раннего детства. Воспитывать детей, катехизировать, показывать им пример достойных семей, достойных отношений. Такая «катехизация» должна продолжаться до самой старости. Это нужно в разном возрасте. 

 

Еще один, наверное, очень важный вопрос – это терминология. Это не просто подготовка, катехизация, какие-то такие формальные термины. Важно, чтобы это звучало привлекательно, в частности, «встречи для влюбленных», «встречи семейных пар», что-то такое, что позволило бы людям не относиться к этому как к очередной галочке, как к очередному событию из, скажем так, программных. А чтобы это действительно помогало понять ценность того, о чем говорит Церковь. Естественность брака, естественность взаимоотношений между мужчиной и женщиной, ценность для конкретного человека. Не просто, почему Церковь так учит, а почему это важно для меня конкретного, и тогда, наверное, это будет действовать. То есть, нужна соответствующая мотивация, а для этого нужна и соответствующая терминология. 

 

Мы отметили важность образования для священников, для монашествующих, которые говорят о семье, о браке, чтобы это можно было делать профессионально. Некоторые хотят что-то сказать, но не всегда могут найти слова, войти в ситуацию. Поэтому здесь, наверное, нужны семинарские курсы, потом курсы повышения квалификации. Важна именно подготовка к браку, а не просто к венчанию. Важно готовить людей к семейной жизни. Потом, когда будет заключен брак, также нужно не оставлять эту новую семью на произвол судьбы – «пусть занимаются, чем хотят», – но постараться включить ее в приходскую жизнь. Здесь очень важны движения, которое существуют в Церкви, типа «Каны» или «Семейной Церкви», где семьи друг другу помогают, делятся опытом, молятся друг за друга и на своем собственном опыте помогают решать какие-то трудные проблемы, которые возникают в семейной жизни. Конечно, священники или монашествующие тут тоже могут помочь. Довольно часто бывает, что люди, находящиеся в кризисе, приходят, чтобы поговорить со священником о своих проблемах. Здесь тоже нужно быть очень внимательным, деликатным, чтобы дать какой-то действительно мудрый совет по решению этих вопросов, этих трудностей. 

 

Было также несколько тем, которые мы попытались, но не успели развить. Тема взаимоотношений между верующими и неверующими супругами. Конечно, верующему супругу нужно стараться привести к вере своего неверующего супруга, прежде всего, своим примером христианской жизни. И другая тема – «мужчина в храме». Наверное, действительно мужчина должен почувствовать, что он здесь нужен, найти, так сказать, свое место в храме. Но мы вспомнили позапрошлогоднюю конференцию, где говорилось, что есть опасность замкнуться только на храмовой жизни. Но речь ведь идет о мужчине в Церкви – не просто в храме, а в Церкви. Соответственно, для того, чтобы мужчина понял свою роль в Церкви и в храме, он должен понять, для чего ему все это нужно. Что его присутствие в Церкви, на службе, в приходе, помогает ему потом реализовать свои повседневные обязанности в миру, в Церкви как в общине, как мужу, как отцу и так далее. Спасибо. 

 

 

О. Георгий Кромкин (Владимир): Я хотел бы обратить большее внимание на слово «помолвка». Не «обручение», а именно помолвка. В этом корне, как он звучит в русском языке, есть очень важное слово «молва». Молва – это объявление, это известность. Он и она объявляют родителям и общине, что они, быть может, будущие муж и жена. С этого момента мы часто убегаем вперед и начинаем их сразу готовить к браку. А может быть, их нужно готовить не к браку. Может быть, им нужно увидеть, что они к конкретному браку не призваны. Что он должен искать другую, а она должна искать другого. Здесь община может помогать, и хорошо, что здесь прозвучал пример Неокатехумената. 

 

Другой момент, который мне кажется очень важным, – мы все констатируем огромное количество минусов, которые есть в нашей российской действительности. Мы их перечисляем – мало полных семей, здесь плохо было, там плохо было, и всё. И живем дальше. А это отвергать нельзя. Нужно предложить молодым людям обратить внимание на свои семьи. На своих родителей. Не просто констатировать – вот у мамы с папой не получилось, папу я не знаю, или знаю, но он непонятно где. Нужно предложить молодым людям, готовящимся к браку, пуститься в это приключение, очень часто трагическое приключение, по жизни своих родителей. Изучить эту семейную историю, и там могут рождаться разные выводы. Прежде всего, простить маму и папу за то, что они не знали, что у Бога для них есть задание – задание по-христиански воспитывать своих детей. Они не знали, или знали, но не смогли, не получилось у них. Очень важно увидеть историю своих родителей и простить им все недостатки. Не забыть, не констатировать – «все плохо, у нас в России плохие семьи». Нет. Это может быть великая, интересная история твоей семьи, в которой ты найдешь очень много ответов. В конце концов, Бог – властелин времени. Не только властелин настоящего и будущего, но и прошлого. Это не значит, что прошлое семьи можно изменить, но это значит, что размышления и молитва могут помочь молодым людям исцелить последствия неудачного воспитания, неудачной работы родителей. 

 

 

 

Литургический календарь

28 июля 2017г.

 

Св. Владимр, память

 

Исх 20, 1-17; Пс 19 (18), 8. 9. 10. 11 (Пр.: Ин 6, 68b); Мф 13, 18-23

 

Св. Виктор I, Папа (+199)