логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2015 год > IV Всеепархиальная пастырская конференция: отчет о работе малых групп. Часть 2

IV Всеепархиальная пастырская конференция: отчет о работе малых групп. Часть 2

26 июня 2015 г.

 

С. Мария Стецка RSCJ (Москва): Наша маленькая группа – восемь человек – очень гармонична. Было четверо участников из России, четверо из-за рубежа, четверо мужчин и четыре женщины. Думаю, что свидетельства будут такие обобщающие. Что мы сделали? Мы, в первую очередь, поделились именно личным опытом, потому что этот «женский яд» нас задел, и когда мы делились опытом жизни в наших семьях, в России или в других странах, нам показалось, что все-таки наши любимые бабушки и мамы, которых обстоятельства заставили быть лидерами в семьях, не передавали нам «яд». Они передавали любовь, ценности, оставляли свободу и передавали жизненную мудрость. В каком-то смысле мы этим богаты как люди Церкви и люди веры, и можем делиться этим. Конечно, может быть, у кого-то были моменты более трудные, но тем не менее семья передавала эти ценности. Конечно, произошли изменения в структуре семьи, в культурной и цивилизационной структуре, но это богатство, которое, как нам кажется, мы можем принести новым поколениям в России. Это один пункт. 

 

Мы также затронули вопрос отношений сестер и настоятелей на уровне прихода. Было выражено большое желание (в некоторых приходах это хорошо работает, в некоторых, может, меньше), чтобы было больше общего обсуждения направлений работы прихода и конкретных шагов. Тогда будет разделение обязанностей и идей, и будет возможность для того, чтобы каждый участник этого приходского дела чувствовал себя нужным и на своем месте. Иногда, может быть, кто-то хочет доминировать, кто-то не понимает, какова его роль, но нужен диалог с настоятелем, который отвечает за направление пастырского служения в этом приходе. Систематический диалог помогает создавать группы и давать подсказки, потому что женский взгляд отличается от мужского. Женщина лучше может видеть конкретные нужды конкретных людей, мужчина больше видит структуры. Нужен диалог. 

 

А третий аспект связан с вопросами, которые подсказал о. Игорь [Ковалевский], и представил наш архиепископ. Это вопрос болезненных моментов в жизни приходов, особенно в больших городах. Из одного прихода было такое свидетельство, что половина членов прихода – это люди одинокие, или старики, или холостые и незамужние. Одинокие, не занятые никаким служением, но занятые чужой жизнью, потому что своя жизнь у них не сложилась. Тогда возникают такие тяжелые болезни, как алкоголизм, сексоголизм, наркомания и другие угрозы, которые из этого проистекают – это вызов для нашей дальнейшей пастырской работы. 

 

 

О. Дмитрий Новоселецкий (Пермь): Участники нашей группы в целом благодарят с. Павлу за доклад, который затронул и обозначил интересные точки – для кого-то больные, для кого-то не очень больные, но тем не менее, доклад вызвал двойственные впечатления у наших участников, у нас всех. Одно из мнений таково – доклад затронул и обозначил интересные точки, но не показаны пути выхода. Этот пресловутый женский «яд», который появляется в докладе, вызывает некий ассоциативный ряд: «Хотела быть доброй, но рождена коброй». То есть, образ женщины-змеи. Но змея – это не женщина, а это сатана, который искушает женщину. И мужчину тоже. Яд есть у всех, но все хотят быть любимыми. Тема нашей конференции «Церковь. Семья. Миссия». Слово «семья» находится в центре этой фразы. Образцом этой семьи является семья из Назарета, о чем говорили наши супружеские пары. Женщина – это Мария, Дева, Невеста, Матерь. А мужчина – это Иосиф, к которому мы нередко относимся невнимательно, хотя это достаточно серьезная фигура. Повторяя слова Александра – после благовещения Бог взаимодействует именно с Иосифом, и Мария относится к нему как к главе семьи. Снова подчеркивается авторитет мужчины в семье, связанный с ответственностью. То есть, все решения примет все-таки мужчина, несмотря на то, что женщина видит какие-то частные вещи и направляет мужа. Но она все равно уходит в сторонку, и все равно последнее слово за мужчиной. То есть, авторитет, связанный с ответственностью, не исключает диалога в семье между мужчиной и женщиной. 

 

Нередко, когда люди приходят в Церковь и хотят быть воцерковленными, у них в головах образ семьи не соответствует образу семьи, который предлагает Церковь и о котором Церковь учит. Мы как община и Церковь должны быть готовы помочь восполнить пробелы в головах этих людей. Дать им точку, которой им не хватает, то есть показать Церковь и общину как семью. Была подчеркнута необходимость центров психологической помощи, семейной консультации, психологической консультации как части духовного окормления, где должна быть не только психология, то есть, психология в том числе. Были реплики по поводу четырех [заданных с. Павлой] вопросов: понятно, что характер вопросов достаточно интимный, почти никто не высказался по этому поводу. Были реплики, касающиеся того, что сестры хотели бы видеть в священниках. Священники должны быть отцами, пастырями, чтобы помогать понять, что такое любовь Отца. Чтобы больше уделяли внимания прихожанам, не убегали сразу из ризницы, оставались отцами или старшими братьями. Была и такая реплика: «Какая разница, какие священники – главное, что они есть, потому что мы все разные, и это богатство». 

 

 

О. Фернандо Вера (Москва): Темы нашего обсуждения я свел к трем главным пунктам и к одному общему пункту. Первый пункт я назвал: «Наука и пастырство». Сестры и священники – это не профессиональные психологи, но для служения людям им необходимо иметь знания о прикладной психологии. Вторая идея – все-таки нужно признать, что есть и темные психологи, которые несут тьму, а не свет. Поэтому хорошо знать хорошую психологию, а не любую. Хорошо иметь хорошего знакомого верующего психиатра, к которому можно отправлять верных, нуждающихся в нем. Но оставлять этих людей без Христа не получится. То есть – у нас есть и своя роль, и мы не можем переложить ее на психиатров. 

 

Вторая тема – это общение между полами и их взаимодополняемость. Первая идея: избегать стереотипного мышления о мужчинах и женщинах. Это препятствует здоровому общению между мужчиной и женщиной. Говорить, что «все мужчины такие» и «все женщины такие» – это, кажется, никому не помогает. Вторая идея: священник – это близкий человек для всех. Но никто не должен переступать определенные границы во взаимоотношениях. Были разные примеры того, что такое границы. Нужно, чтобы каждый знал свое место: и священники, и девушки, и женщины, и мамы. Есть разные возможности, практические вещи – исповедальня тоже помогает благоразумно вести себя с девушками. Община, сестры и священники помогают друг другу не выходить из рамок нормального общения. Исходя из того, что священник – это близкий человек для всех, и для мужчин, и для женщин. Но возникают определенные проблемы. 

 

Третья тема: священник как  человек, который всегда рядом. Он ведет человека, иногда долгие годы. Был такой пример, как в течение пяти лет один священник помогал одному человеку выйти из какой-то проблемы. То есть, для решения некоторых проблем нужно время. 

 

Наконец уже как глобальный пункт: «Верность, община и молитва» – три вещи, которые помогают каждому найти свое место в Церкви и семье как мужчине или как женщине. 

 

 

О. Виталий Спицын (Тула): В первую очередь хотел сказать, что после доклада сестры Павлы действительно никто не остался равнодушным. Были очень разные мнения, и все очень-очень «горячие». Во время работы у нас в группе было несколько свидетельств, размышлений по тем вопросам, которые предложила сестра Павла – в том числе, об отношениях со своей мамой. И всех, конечно, очень зацепила тема «яда», который женщина вокруг себя распространяет, и что же такое этот «яд». Может быть, это такое топливо для женщины, которым она должна питаться? Может быть, капелька «яда» всегда должна быть в жизни также и мужчин, чтобы придавать вкус жизни? Это как соль, надо чуть-чуть добавить, иначе жизнь будет слишком пресной. А может, этот «яд» – это токсин, который опасен в любых дозах, как знак отсутствия Бога в душе и внутреннего покоя? 

 

Вспоминая вчерашний доклад [о. Игоря Ковалевского], мы размышляли о разнице между мужчиной и женщиной и их ролях. Встал вопрос – где же место женщины, в чем ее роль в современной семье? В России трудно об этом размышлять, потому что образ матери всегда намного сильнее, чем образ отца, особенно в детских воспоминаниях. Говорили, что мужчинам намного легче прощать и принимать другого человека. То, что женщина не способна легко принимать и прощать – эта проблема иногда возникает в наших женских монастырях. Священникам намного легче, чем сестрам, быть вместе, высказать, что они думают. Потому что сестры часто создают свой маленький мир, выбирают близких подружек, и рождаются сплетни. И это большая слабость нашей Церкви. Тогда как харизма женщины – это, наоборот, принести гармонию в общество и помочь мужчинам найти свою роль. 

 

Говорили мы также о том, что есть этот опыт нашего прошлого, опыт отношений с родителями – и об этом надо размышлять и очищать те качества, которые мы приобрели в нашей семье. Женственность и мужественность – это действительно наше призвание, которое мы должны очищать. Может быть, мы можем очищать их через то, что будем стараться использовать эти дары для Церкви, для общины, а не для своего эгоизма. Всё, что испортил первородный грех, может быть очищено. Также помогает очищению мысль о том, что как брак, так и посвященная жизнь – это новый опыт, потому что это встреча с другим человеком, который помогает по-настоящему развиваться и открываться. Если людей в семье связывает любовь, то в общинной жизни тоже важно видеть этот объединяющий фактор как общую цель, братскую любовь и смотреть, чтобы этого «яда» не было в наших общинах. Обо всем этом очень важно говорить во время подготовки к браку. И говорить об этом красиво, чтобы люди поняли, что это на самом деле интересно. Окунуться в тайну своего призвания, тайну своей жизни, работать над собой, причем работать над собой вместе с Богом – это очень увлекательно и интересно. Это касается не только подготовки к браку, но и кандидатов, и особенно кандидаток в монастырь. Сколько в наших приходах девушек, которые мечтают о монастыре, но если присмотреться, то мы видим вокруг них много этого «яда», они влюблены иногда в священника, иногда непонятно во что. Мы должны помочь им понять, что на самом деле они найдут удовлетворение только в Иисусе Христе. 

 

Важно свидетельствовать о важности Бога в семье. Что Он не отдаляет супругов друг от друга, а наоборот, помогает раскрывать друг друга. Отношения с Иисусом Христом по-настоящему исцеляют лучше всяких психиатров и лучше психологии. Может быть, хорошо, что Бог – не психоаналитик, и Он не копается слишком глубоко в нашем прошлом, чтобы не допустить того, что мы окажемся в психиатрической клинике. Так Бог спасает наше будущее. И если мы, священники и сестры, не будем жить в единстве, то мы не можем называть себя учениками Иисуса Христа. 

 

Сейчас поинтереснее будет. Ожидания сестер от священников. Во-первых, несколько священников просило выразить огромную благодарность сестрам, которые служат здесь в России, за то, что они на протяжении всех этих многих лет выжили. (смех в зале).

 

Ожидания сестер от священников.

1. Сотрудничество. Это повторило несколько сестер. Отцы, запомните! Очень важно, чтобы священник услышал мнение сестер, которые вместе с ним служат в приходе. Очень обидно, когда священники выражают свои претензии по поводу того, что сестры не поняли то, про что настоятель подумал, что они должны понять. Так что у нас, у настоятелей, тоже есть такая проблема. 

2. Хотелось бы, чтобы сестер принимали как тех, кем они являются, то есть как женщин со своим видением мира, которое не «дефектное», но наоборот, оно обогащает этот мир. 

3. И чтобы священники не самоутверждались в отношениях с сестрами, но относились к ним с уважением. 

 

Ожидания священников по отношению к сестрам. Секретарь нашей группы хорошо заметила, что сестры говорили о том, чего они ждут от священников, а священники говорили о том, чего они боятся. Боятся со стороны женщин. Так вот, священники боятся, когда женщина не хочет быть женщиной, нас по-настоящему пугает отсутствие женственности, когда женщина пытается стать настоятелем, когда женщина пытается залезть в мою жизнь и подчинить ее себе. Вот это страшно. 

 

И еще один вопрос был задан: может быть, нам стоит размышлять о том, как относиться к смешанным семьям. Может быть, это такой хороший путь в плане экуменического диалога. То есть необходимо развивать особое пастырство семей, где есть супруги, принадлежащие к православной и католической Церкви. Спасибо. 

 

 

О. Михаил Нуцковский SDB (Москва): В нашей группе насчет этого «яда» была только одна реплика. Мы не искали противоядия, но подчеркнули, что яд бывает лечебный. Все вспомнили, что есть «змеиный яд», то есть мазь, которая очень хорошо помогает. И мы перешли высказываниям на тему «женщины в моей жизни». Однозначно первое место заняла мама. Потом мы выделили положительные и отрицательные черты женщин, которые были в нашей жизни. Такими женщинами являются, как я уже сказал, мама со своей мудростью, учительница, которая очень естественно вела себя и таким образом показала достоинство женщины, бабушки, которые всё понимают, всё разрешают, иногда показывают свою решительность, но в то же время знают свое место, место в своей семье, таким образом подчеркивая значение мужчин дедушки и сыновей. Сестра-монахиня, заботливая и тихая, привлекает следовать путем призвания. Тетя, которая передала дар веры и своим служением внесла обращение в семью, которая показала пример жертвенности и материнства. 

 

Женщины, которых боятся или которые настораживают, – это женщины, которые хотят быть похожими на мужчин. Когда женщины пытаются командовать, когда думают, что всё в их руках. Такими женщинами могут являться и являются мамы, которые вызывают страх не в том смысле, что их боятся и убегают, а в том, что мы каким-то образом не можем им угодить, не можем сделать то, что они ожидают от нас, и это вызывает страх. Также это могли быть учительницы, которые из-за своей несправедливости оставили оттенок негатива по отношению к женщине. Но не на всех женщин можно и нужно рассчитывать. И тут мы как раз подчеркнули положительные стороны. Все-таки в наших общинах и приходах нереально что-то сделать без женщин. На них приходится рассчитывать, и с ними надо жить, развивать наше пастырство. Но помня, что не на всех можно рассчитывать одинаково. 

 

Мы также затронули тему «Женщины в Библии».  Тут, понятно, все подчеркнули, что примером женщины в Библии является Мария. Она как бы корона, но тем не менее мы высказались и о тех женщинах, которые фигурируют как положительные – Анна, Мария, Руфь, Эсфирь, самарянка. И что характерно во всех этих женщинах, это великая жертвенность. Жертвенность ради народа, жертвенность ради сына, и это очень сильно характеризует именно ту женственность, которая исходит от Бога. Вот дары, которые есть у женщины.  Проекты домов З500 - http://z500proekty.ru/doma/tag-usadby.html

 

И последнее – то, что касается ожиданий и положительных черт священников и сестер. Положительные черты сестер – это заботливость, ответственность. Когда они являются хозяйками, но не пытаются стать хозяевами, знают свое место в приходе. То, что подчеркивает величие сестры – это смирение и жизнерадостность. Оптимизм, который они несут. Но, к сожалению, очень часто проявляются и негативные черты характера, которые мешают и в общине, и в жизни. Это эгоцентризм, собственничество, нетерпимость, и особенно ревность. И любопытство, которое очень сильно мешает. Когда слишком великая доза эмоциональности вносится во все сферы. Когда есть еще такая вседозволенность, и даже попытка заменить священника в исповедальне: отослать пенитента только за отпущением грехов. Это тоже мешает. Положительные черты, которые в священниках оценивают сестры – это мужественность, решительность, ясность ума. Заботливость, отважность, порядочность. Когда Иисус является центром их жизни. Это черты, которые помогают. Ну и соответственно, негативные черты, которые мешают – это трусливость и нерешительность. Не ставят Иисуса на первое место, а сами пытаются быть такими вот самыми главными. Это тоже раздражает и мешает. 

 

И от себя реплика, если можно. В эти дни мы не говорили об иконе Святого Семейства, которая тут стоит. Эта икона имеет большое значение для этого года, потому что эта икона Всемирной встречи семей в Филадельфии, она показывает полноту семьи, и в ней заключено очень много тем для размышления. Мы в первый раз видим Святое Семейство в полноте – то есть со святыми Иоакимом и Анной. На первом месте стоит Иисус, и Он единственный из всех, у которого видно ноги. Он стоит на первом плане, а остальные позади, то есть Он показывает тот путь, к которому призвана семья, и Он находится в центре. Поэтому я действительно хотел бы, чтобы мы задумались, насколько важно свидетельство этой полноты, в которую включены не только муж, жена и дети, но и те предыдущие поколения, благодаря которым мы получили дар веры, дар познания Иисуса, и чей путь мы призваны продолжить. Спасибо.  

 

 

О. Юрий Дорогин OP (Санкт-Петербург): В нашей группе мы больше сосредоточились на взаимоотношениях священников и сестер, но прежде всего мы отметили роль матерей и бабушек – особенно бабушек, наверное, как носительниц мудрости, как семейного психолога, как тех, кто передавал веру и какие-то очень важные вещи для нас. Но больше, как я уже сказал, мы сосредоточились все-таки на практике – что мы хотим друг от друга? Прежде всего, наверное, открытости. И сестры от священников, и священники от сестер. Мы хотим диалога, мы хотим, чтобы все мы делали одно дело. Чтобы мы были некой семьей, где у каждого есть свои задания, и эти задания не конкурируют, а дополняют друг друга. Конечно, основная ответственность лежит на настоятеле. Он за всё отвечает, он руководит, и поэтому сестры не должны стараться его заменить. Не удалиться в какую-то сферу деятельности – «вот это мое и всё, вы сюда не лезьте», – но согласовывать свои действия с настоятелем. 

 

В свою очередь сестры хотят от настоятеля (наверное, как любая женщина от мужчины) внимательности, каких-то слов благодарности, чтобы их замечали, чтобы им доверяли. Чтобы настоятель понимал, что сестра-монахиня может быть в чем-то компетентнее, чем он. Чтобы этого не боялись. Если возникают какие-то проблемы, чтобы их озвучивать, а не прятать куда-то. Как бывает иногда: сестра на что-то обиделась, а когда спрашиваешь, что случилось – «нет, ничего, всё в порядке», но понятно, что проблема существует. Чтобы можно было поговорить об этом, озвучить проблему – тогда ее можно будет решить. Умение прощать, умение принимать критику, какие-то замечания, не обижаться на это – это взаимно, и сестры ожидают этого от священников, и священники от сестер этого ожидают. Важная черта сестры – ненавязчивость, скромность, но и не совсем подчиненное состояние, а может быть, когда священнику нужно что-то подсказать, чтобы он понял, что это было его решение, хотя инициатором была сестра. 

 

Наверное, другая очень важная вещь, но уже не на этом уровне, а между сестрами и прихожанами: чтобы сестры помнили, что они тоже миряне, и не пытались свысока разговаривать или руководить мирянами. В этом отношении они равны, хотя у них тоже есть свое достоинство, свои ценности, свой опыт, но это, опять-таки, не конкуренция. Не искать своего, но искать общего блага прихода. Приход должен быть такой семьей, где у каждого есть свои обязанности, свои права, и они не должно быть какой-то конфронтации. Это, наверное, самое главное. Ну и, конечно же, священники отметили и высказали свою огромную благодарность сестрам за то, что они есть – это великий дар Божий. В приходах есть сестры, которые несут любовь, мир, доброту – и вот это они, наверное, должны стараться делать прежде всего: быть источником тепла, доброты, любви, заботы. То есть, как мать в семействе. Наверное, тогда наши приходы, наши общины будут действительно подобием семьи, и будут нести свою миссию гораздо более плодотворно, будут привлекательны для людей, которые ищут Бога, ищут подлинных отношений в Церкви. Если священники помнят, что они отцы – внимательные, заботливые, открытые, и что очень важно, доверяющие обязанности мирянам и сестрам, не контролирующие постоянно –  «что ты там делаешь?» Но, с другой стороны, сестры тоже не должны пытаться взять всё под свой контроль. Тогда будет более здоровая атмосфера в приходах, и Церковь сможет более активно и плодотворно действовать в этом мире. Это, наверное, всё. Спасибо большое. 

 

 

 

 

Литургический календарь

29 мая 2017г.


! В архиепархии Божией Матери в Москве:


Блаж. Урсула Ледуховская, память

 

Деян 19, 1-8; Пс 68 (67), 2-3. 4-5ас. 6-7ab; Ин 16, 29-33

 

Св. Герард, пустунник (+940)