логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2014 год > "Адвент учит нас ждать Бога, Который уже пошёл нам навстречу." Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1 Воскресенье Адвента. 30 ноября 2014

"Адвент учит нас ждать Бога, Который уже пошёл нам навстречу." Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1 Воскресенье Адвента. 30 ноября 2014

30 ноября 2014 г.

 

Сегодня начинается Адвент – предрождественское время, наполненное ожиданием и надеждой. В нашей жизни мы больше ожидаем Христа, нежели видим Его. Христос — более долгожданный, чем видимый. И это прекрасно выражает это время Адвента, когда ожидание преобладает над видением. Это и есть природа надежды, которой мы живем. Христианская община с радостным трепетом готовится праздновать великое событие Рождества своего Спасителя и передаёт это чувство предвкушения праздника всем людям доброй воли.

 

В период Адвента христианский народ с обновлённой силой устремляется к конечной цели своего земного странствия — обретению полноты жизни в Боге. Первым нашим чувством в это время должен быть искренний, сознательный поиск Бога. Это даёт нам подлинное осознание наших ограничений, недостатков; осознание того, что мы ушли с пути смиренного пребывания в общении с Богом: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?». Это осознание того, что мы пошли по пути своеволия, даёт нам мужество снова смиренно просить: «Обратись ради рабов Твоих! О, если бы Ты расторг небеса и сошёл!» 

 

Мы идём по долгому, поднимающемуся всё выше пути, направление которому задаёт наш поиск Бога. Для человека, совершающего путь, главная цель вновь начинающегося времени Адвента, — в том, чтобы не потерять вкус к пути, к тому, чтобы жить как путник. И именно по этой причине в начале всегда заключен универсальный критерий: начало есть дар, выражение предпочтения Богом нашей жизни, подобно тому, как начало жизни есть незаслуженный дар, самый великий знак отношения с тем, кто пожелал, чтобы мы существовали. Вот почему всякое начало дает особую возможность вспомнить, что мы для кого-то желанны, что мы появились в мире не случайно, что есть некто, Бог, Единственный, Который хочет, чтобы мы были сейчас, Который хочет нашего существования прямо сейчас: «Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей».

 

Путь христианского народа долог, но сами поиски уже несут в себе обретение встречи с Богом: «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих». Для того, чтобы мы ступили на путь исканий, чтобы уже первый шаг дал нам веру в то, что сам Бог ищет встречи с нами, — для этого нам была послана весть: Слово Божие должно было быть возвещено нам. И действительно, «христиане рождавшейся Церкви рассматривали свою миссионерскую весть не как пропаганду, которая должна была служить росту влияния их группы, но как внутреннюю необходимость, которая проистекала из природы их веры: Бог, в Которого они веровали, был Богом всех, Богом единым и истинным, Который показал Себя в истории Израиля и, наконец, в Своём Сыне, дав тем самым ответ, которого, в своей глубине, ожидали все люди» (Бенедикт XVI).

 

Сегодня наше ожидание — это уже ожидание славного возвращения Господа Иисуса Христа. Адвент учит нас ждать Бога, Который уже пошёл нам навстречу. Поэтому мы с волнением вспоминаем Рождество Младенца Иисуса в Вифлееме, уже как бы склоняясь перед Его Яслями. Любая другая причина – не миссионерская, не движимая желанием вновь встретить грядущего Господа – была бы не адекватна этому новому началу Адвента: «Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца».

 

Именно в этой перспективе сегодняшнее Евангелие призывает нас смотреть, бодрствовать и молиться. Человек смотрит внимательно, когда он устремлён к пришествию Христа. И мы обращаем наш взор туда, где Иисус снова рождается: в Церкви, в её сердце — Евхаристии. В это время Адвента я призываю всех вас с усердием участвовать в таинствах, стараясь почувствовать присутствие Бога в радостях и страданиях ближних, чтобы принять в себя Его любовь, Его желание, чтобы все люди спаслись. Мы учимся этому, смотря на Марию.

 

Мы все должны участвовать во вселенской спасительной миссии Церкви, Главой которой является Христос. Господь призывает священников, монашествующих и мирян идти в мир, войти в его реальное положение, чтобы сотрудничать в созидании Царства Божия. И они делают это множеством способов, свидетельствуя и возвещая Христа, присутствующего среди нас. Это свидетельство созидает общины, строит их через различные пастырские служения. Это свидетельство действует любовью и живыми делами милосердия. Свидетельство созидается через множество дел, осуществляемых в апостольском духе: через научные исследования и диалог с культурой, через деятельность на благо народа и страны, через восстановление столь желанной Богу справедливости, и не в последнюю очередь — через сосредоточенное созерцание триединого Бога и Его восхваление.

 

Мы живём в ожидании последнего пришествия Христа. «Итак бодрствуйте!, — говорит Иисус, — ибо не знаете, когда придёт хозяин дома». Краткая притча о хозяине, отправившемся в путь, и о слугах, получивших задание исполнять его обязанности, подчёркивает, сколь важно быть готовыми принять Господа, когда Он внезапно возвратится. Христианская община с трепетом ждёт Его явления. Это ожидание реализуется главным образом через молитву: с ней мы входим в движение вселенной, соединяясь с Христом. Молитва — это не только просто текст, не просто чтение вслух. Это движение самого нашего существа. Это устремлённость к Богу, выраженная в человеческих словах. 

 

Помолимся Господу, чтобы Он помог нам искать Его не только умом, но всем нашим существом, чтобы обрести Его. Когда мы ищем Его, мы выходим из ограниченности нашего опыта и погружаемся в реальность, действительно всеобъемлющую. Входя в общение с Богом, мы входим в общение с Церковью, которая живёт Им. И мы входим не в маленькую группу, не в узкий коридор правил, действующих в пределах какой-то группы: напротив, мы выходим из нашей ограниченности. Мы выходим из тесноты на простор единственной истины, великой истины Бога. Входим в общение со всеми братьями и сёстрами, со всем человечеством, потому что в наших сердцах живёт желание Бога.

 

Адвент — это также время, когда христианам надлежит пробудить в своих сердцах надежду на то, что, с помощью Божией, они смогут обновить мир. Надежда христиан обращена в будущее, но она остаётся глубоко укоренённой в событии настоящего, имеющего корни в прошлом — когда пришла полнота времени, Сын Божий родился от Девы Марии.

 

С первого воскресенья Адвента начинается новый литургический год: народ Божий вновь отправляется в путь, чтобы пережить тайну Христа в истории. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»; история же, напротив, меняется, и требует постоянного свидетельства; она нуждается в том, чтобы её постоянно обновляли изнутри, и единственной истинной новостью является Христос: именно Он является её полным свершением, светлым будущим человека и мира.

 

Сын Божий, уже пришедший в Вифлеем двадцать веков тому назад, каждое мгновение приходит в души и в общины тех, кто готов принять Его, и Он вновь придёт в конце времён, чтобы «судить живых и мёртвых». Поэтому верующий человек всегда бодрствует, движимый глубокой надеждой встретить Господа. 

 

Пресвятая Мария, Дева Адвента, да испросит для нас милость прожить это время благодати бодрствующими, молящимися и деятельными в ожидании Господа.