логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2014 год > Архиепископ Павел: дневник Синода, 14 октября. Привлекательность вершины

Архиепископ Павел: дневник Синода, 14 октября. Привлекательность вершины

14 октября 2014 г.

 

 

Сегодня мы продолжили работу в группах. Работа началась достаточно напряженно: "Доклад после дискуссии" был сделан быстро, всего за два дня — хотя текст получился и хороший, он очевидно нуждался в исправлении, и работа в группах как раз была призвана исправить этот текст. Но когда мы начали работать, оказалось, что текст уже опубликован. Естественно, публичность этого текста не способствует дискуссии, потому что сразу же остро чувствуется давление со стороны СМИ к тому, чтобы подчеркивать определенные темы. На самом деле — почему общественный менталитет подчеркивает некоторые темы и игнорирует другие? Однако, работа в моей группе серьезна и полна живости, и никто не падает духом.

 

Мы начали обсуждать введение и первую часть. Интересно, почти все мы заметили, что есть риск думать, что все началось с этого Синода, тогда как на самом деле Церковь занимается семьей, можно сказать, с самого начала, и существуют вероучительные документы еще Флорентийского Собора 1439 года. По крайней мере, так авторитетно утверждает большой (больше 3500 страниц!) только что опубликованный "Справочник (Enchiridion) о семье и жизни", в котором собраны документы Церкви с Флорентийского Собора до Папы Франциска: очень тщательная и мощная работа.



Семья — это место, где встречаются аффективная жизнь супругов, открытость другому в даре себя, единство мужчины и женщины, и плод любви, которым являются дети. Аффективная хрупкость особенно заметна в жизни молодых людей.  После первородного греха уже нельзя больше говорить только об аристотелевских "душе и теле". Необходимо добавить "хрупкость" и, вслед за Павлом, — "дух". В последние десятилетия поведение людей в аффективной сфере, в том числе молодых людей и подростков, глубоко изменилось. По моему опыту Церковь не может удовлетвориться только лишь передачей доктрины, но должна показывать, как семья укрепляет аффективную жизнь: действительно ли критерий "делай что хочешь" реализует личность и отвечает на призыв к счастью мужчины и женщины? Задача не в том, чтобы "снизить" вершину, а в том, чтобы показать привлекательность вершины и тот факт, что есть Кто-то, Кто сопровождает нас во время подъема, в пути. Этот пример мне кажется удачным в дискуссии о том, каким образом не разделять истину и милосердие, доктрину и пастырство, истину и милосердную любовь.



"Евангелие Семьи". Мне кажется, это хорошее выражение, которое должно выразить вторую часть этого текста. Естественно, нужно выяснить, что это такое — Евангелие семьи? Я думаю, что это, прежде всего, то, что сам Иисус говорил и делал по отношению к семье. То, как Иисус относился к Самарянке и другим грешникам; то, как Иисус поступал с Иродом, и с теми книжниками и первосвященниками, которые предлагали Ему обсудить брак; то, что Иисус отвечал фарисеям и саддукеям по поводу единственности и нерасторжимости брака. Участие Иисуса в свадьбе в Кане Галилейской. В этом контексте, наверное, лучше было бы использовать понятие "педагогика Иисуса" вместо "закона градуальности (постепенности)". Евангелие Семьи — это возвещение красоты и ценности этого призвания для личности и общества. Это самый богатый и интересный дар, который Церковь может в этой связи предложить обществу. Именно исходя из этого возвещения Церковь способна предлагать помощь и тем союзам, которые существуют в современном обществе, но не совпадают с браком и не составляют семью.

 

 

Архиепископ Павел Пецци