логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2014 год > Паломничество в честь святого Олафа

Паломничество в честь святого Олафа

2 сентября 2014 г.

 


Одно дело – выбираться в паломничество самостоятельно, все зависит только от тебя. Совсем другое – быть организатором. Звать людей в дорогу, знать, что только от тебя зависит, будет вообще паломничество или нет.


Безумное, невозможное дело мы затеяли. Во-первых, паломничество в полном смысле слова, то есть пешее. Это в Европах и Америках (в обеих, Северной и Южной), в Украине и Белоруссии люди привыкли ходить пешком, до наших пенатов такая мода с трудом добирается. Во-вторых, паломничество католическое. В-третьих – с традиционной (старой) мессой, напополам с греко-католической службой. Все вместе дает сочетание странное, непривычное, а значит, и результат сомнительный.


И все-таки мы существуем! Не иначе, как по милосердию Божьему, подвигающему людей отправляться в странствие. В самом деле, нигде так отчетливо не видна Божья помощь, как в делах, с рациональной точки зрения безнадежных.


В прошлом году у меня было ощущение корабля, на котором мы плыли, едва касаясь окружающей действительности. В этом году стало ощущаться, что мы врастаем в эту землю. Это изменение чувствуется в реакциях людей: они стали больше задавать вопросов, кто мы такие и что делаем. Несколько прекрасных эпизодов, показывающих, что что-то начало меняться. Женщина, приехавшая в жаркий день на карьерное озеро, попросила помолиться за нее. Другая женщина вышла на дорогу и молилась Богу.

prev
next

 

Замечательная встреча: у обочины притормаживают две черные, большие машины, в которых любят разъезжать бандиты и чиновники. Из одной из машин выходит женщина, подходит к паломникам, кланяется и говорит, что мы освящаем эту землю, и благодарит. Большие мужчины стоят у машин. Женщина с охраной уехала, а мы остались в некотором недоумении – кто это был.


Самый примечательный эпизод – зоопарк. В буквальном смысле слова. Мы искали другое место для третьей стоянки – прошлогоднее место находилось в высохшем болоте, это и в прошлом году было неудобно, а в этом там развелись полчища слепней. Неподалеку мы высмотрели какие-то домики с большим зеленым двором со стриженой травой. Это оказался частный зоопарк. Хозяин зоопарка, к нашему немалому изумлению, не только разрешил поставить палатки на его земле, но и предложил переночевать в недостроенных комнатах, что мы и сделали. И не взял никаких денег. Пригласил зайти и в следующем году. Его не смутило даже, что мы католики. Будем молиться за его здоровье и процветание его цементного бизнеса, зоопарк пока ему дохода не приносит большого.


Думаю, один из самых главных результатов нашего паломничества – то, что окружающие люди вспоминают о Христе. Крестятся, видя распятие и хоругви. Хотя бы задают вопросы, кто мы и что делаем. В одной из администраций, где мы по необходимости согласовываем наше паломничество (более одного человека с религиозной символикой по закону о митингах и шествиях должны свои действия согласовывать с местными властями), был задан вопрос: какова цель нашего мероприятия? Ответить внятно не так-то просто.


В древности люди пускались в путь, чтобы достигнуть святых мест. Заодно они разнообразили свою жизнь, довольно бедную информацией, и совершали покаяние. Пути в те времена были куда более сложными и опасными, чем сейчас. То, что называется инфраструктурой – гостиницы, паломнические церкви, рыцарские ордена, охраняющие паломников, возникло позже, чем сами паломнические маршруты. Сейчас до любой точки мира можно добраться без особых проблем, и не нужно всю жизнь копить, чтобы посетить Святую Землю или Рим. Так в чем смысл?


В самом пути. В тех усилиях, которые предпринимает человек, чтобы преодолеть трудности. Предпринимает не ради собственной гордости – для этого есть спорт. А ради Господа и спасения души. Так уж устроен человек, что мало ценит легко доступное и привычное, а больше – то, что достается с трудом. Цель паломничества – обретение Бога, ни больше, ни меньше. Того Самого Бога, Который с нами в каждое мгновение, Чью Кровь и Плоть мы вкушаем на каждой Мессе. Это парадокс – но и правда, мы идем на поиски Того, Кто с нами всегда.


Я не очень люблю модные нынче «поиски себя». Вернее, не очень разделяю направленность вовнутрь. По моему глубокому убеждению, сознание человека существует на границе внешнего и внутреннего, и без обращенности вовне теряет ориентиры, уходя в бесчисленные лабиринты психических причин и следствий. Потому не формулирую цель паломничества как «поиски себя» - мы ищем Бога, а все остальное приложится, как сказано в Писании. Есть чудный мультфильм еще советского периода как раз на этот счет. Называется «Одуванчик», про мальчика, который отправился в путь в поисках смысла жизни. Но при этом он проходил мимо вещей, на которые, как он считал, нужно тратить себя: мимо просящих помощи людей, мимо любви… И в конце концов он состарился, оставшись ни с чем. Не потратив себя ради других, себя не обретешь.


Я согласна с тем, что нужно говорить с людьми в деревнях, проситься на постой. Это увеличит привлекательность маршрута для паломников. Но мне кажется, что нельзя забывать о том, что мы идем не ради красот природы (за этим можно поехать в соседнюю Карелию), не ради комфортного отдыха, даже не ради великих мировых святынь – а ради Христа и святых Его. Это подвиг и покаяние. Подвиг – потому, что сложно, потому, что приходится терпеть и преодолевать. И в то же время это подвиг, доступный многим, в отличие, скажем, от экспедиции на Эверест. 25 км в день – средняя скорость движения по пути Сантьяго де Компостелла, например, по которому идут ежегодно тысячи людей.


Открытие этого года – не только чудесные местные люди, но и священники. Отец Паоло уехал в Рим на орденские реколлекции, потому служить Мессу мы позвали двух священников из Белоруссии, двух отцов Виталиев – Сапегу (ОП) и Мышону. Отец Сапега, между прочим, из рода тех самых Сапег, которые участвовали в смуте XVI века. Помните знаменитого полководца и авантюриста Яна Сапегу? Отец Сапега был с нами в пятницу, а отец Мышона служил на окончание паломничества.


Еще с нами был греко-католический священник с Украины, отец Василь, и питерский греко-католический священник отец Кирилл, который неизменно сопровождает наше паломничество и является по сути соорагнизатором его. Все священники разные, и каждый по-своему замечательный. Отец Василь – мягкий, уютный, домашний. Даже животные проникались к нему симпатией – в зоопарке то верблюдица подходила, то внезапно окружали овцы и козы, так что отец Василь не знал, куда деваться от всей этой живности.


Отец Сапега – бритый, в камуфляжных штанах под белой доминиканской рясой, полностью соответствовал образу походного священника, каких много в том же Шартре. Очень надеемся, что в следующем году он тоже сможет приехать, больше, чем на один день. Отец Мышона ехал из Белоруссии на машине, с водителем, племянником и органистом, которого по этому случаю занял в соседнем приходе. Они были в России вообще в первый раз. Служба отца Виталия Мышоны производит впечатление очень торжественное, его манера служить вызывает какие-то военные ассоциации – настолько четко и быстро он все делает.


Особенно заставила лично меня задуматься проповедь отца Мышоны. Там было две главных идеи. Первая – не нужно каяться в чужих грехах, когда достаточно своих. Почему-то сейчас принято самоообвиняться в насильственном крещении язычников, крестовых походах, инквизиции и притеснении Галилея. При этом как-то умалчивать о том, что христиан убивают в странах Ближнего Востока и Африки, а в цивилизованных странах разрушают храмы и запрещают религиозную символику в школах.


Вторая мысль – что язычники не агнцы, и для самого существования веры приходилось браться за оружие. Думаю, что и древних, и современных примеров не счесть, достаточно заглянуть в исторические или современные хроники.


Лекции нам читать приезжал из Питера отец Юрий Дорогин (OP). Три раза, туда и обратно.


Все вместе, все эпизоды и то, что не опишешь, но то, что происходит – этот путь шаг за шагом, изменили нас. Надеюсь, к лучшему. И надеемся на продолжение пути – на следующий год. Приходите – вас ждут, вам рады, и поверьте, что затраченные усилия того стоят!


Ольга Белоконь, Москва



 

Уже второй год подряд мы прошли паломническим путем из Луги в Великий Новгород. Сто километров пешком, четыре дня пути и ночлег в палатках. Сравнив два паломничества, уже можно увидеть, как зарождаются и закрепляются свои небольшие традиции.


Визитной карточкой паломничества св. Олафа стало чередование обрядов – один день греко-католическая Литургия, другой – латинская Месса, совершаемая по старому чину. Эта идея прижилась, да и календарь ей споспешествует: 28 июля Церковь празднует память Владимира Красное Солнышко, принадлежавшего к греческому обряду, а 29 июля – память Олафа Норвежского, латинского святого. Но в этом году появилось новшество – молебен святым Владимиру и Олафу, одобренный греко-католической литургической комиссией.


В прошлом году паломничество было задумано как ответ на призыв Папы Бенедикта XVI в Год Веры в каждой земле вспомнить ее местных святых. И по случаю Года Веры Папа даровал индульгенцию всем тем, кто внимательно и благочестиво посетит три лекции, посвященные документам Второго Ватиканского Собора. Тогда их прочел о. Кирилл (Миронов), а в этом году оказалось, что тем самым он заложил целых две традиции. Первую нам помог поддержать митрополит, испросивший у Святого Престола индульгенцию для участников паломничества и на этот год. А вторую – о. Юрий Дорогин OP, прочитавший три лекции о месте политики в жизни христианина. Увы, другие дела не позволили о. Юрию идти с нами, и он каждый день приезжал из Петербурга на место нашей ночевки. Низкий за это поклон о. Юрию и самому активному представителю Una Voce Russia в Петербурге, Данилу Ведерникову, который трижды после работы садился за руль и привозил о. Юрия на своей машине, а потом отвозил обратно. В общей сложности они преодолели ради нас едва ли не тысячу километров. Сами лекции о. Юрия можно посмотреть в видеозаписи, а из того, что на камеру не попало, мне вспомнился забавный эпизод. О. Юрий процитировал энциклику Папы Льва XIII, и один из паломников спросил: «Она есть в русском переводе?». Оказалось, что он сам перевел ее много лет назад и забыл об этом, а она опубликована в интернете, ее читают.


Еще одной традицией стала молитва перед памятником погибшим во Второй мировой войне, мимо которого паломники проходят на третий день. И, конечно, гостеприимство новгородского настоятеля, о. Владимира Тимошенко, который второй год подряд встречает нас на пороге храма, кропит святой водой и приглашает в трапезную – тоже стало своего рода традицией.


Перед паломничеством я получил от нескольких католиков письма и смски с просьбой молиться за них в пути. И это значит, что паломничество святого Олафа врастает не только в Лужскую и Новгородскую землю, как написала Ольга, но и в жизнь поместной Церкви. И, значит, в следующие годы мы еще не раз выйдем 25-го июля утром из Луги, чтобы 28-го вечером войти в Великий Новгород и поклониться иконе св. Олафа.


Три лекции о. Юрия можно увидеть здесь:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Евгений Розенблюм, Москва


 

Авторы фотографий:


Евгений Крашенинников-ст.,
Екатерина Крашенинникова,
Ольга Белоконь