логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2014 год > Блаженство нищих и торжество мучеников: в Москве началась Епархиальная встреча молодежи

Блаженство нищих и торжество мучеников: в Москве началась Епархиальная встреча молодежи

15 августа 2014 г.

 

 

Утром 15 августа, в торжество Успения Пресвятой Богородицы, в Москве началась Епархиальная встреча молодежи, собравшая более 80 участников из приходов и общин Архиепархии Божией Матери в Москве из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Смоленска, Курска, Тулы, Владимира, Рязани, Петрозаводска, Березников. Встреча получилась не только епархиальной, но и международной: в ней приняли участие также студенты из Боливии, Нигерии и Индии. 

 

Темой встречи стала первая из Заповедей блаженства — “Блаженны нищие духом”. К размышлению о Блаженствах Папа Франциск пригласил молодежь всего мира в течение трех лет перед следующим Всемирным днем молодежи, который состоится в Кракове в 2016 году.

 

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. О значении этих слов, открывая встречу, рассказал о. Виталий Спицын, настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Туле. Кто такие нищие духом — может быть, слабоумные? В библейском понимании это люди ни к чему не привязанные, лишенные самоуверенности, но во всем зависящие от Бога. Еврейское слово “anawim” в буквальном переводе значит просто — нищие, но для еврейского народа его смысл гораздо глубже: это “малый остаток Израиля” — люди, которых Бог обещает спасти, несмотря на грехи народа и его неверие. Это не какие-то выдающиеся, сильные, умные или богатые, но как раз смиренные, простые, добрые люди. Бог видит и спасает тех, кто никому не интересен, кто всем кажется неважным и незначительным, и через этих людей спасает весь народ, и в конечном итоге — все человечество. Так и сегодня Бог спасает нас не через наши сильные стороны, не через знания и умения, а через слабость и нищету, которые заставляют нас обратиться к Нему. 

 

Цель этой встречи, сказал отец Виталий, — это заглянуть внутрь себя и увидеть в своей душе этот Израиль, который избран Богом, но борется с ним. Так и мы нередко доказываем Богу и себе, что мы не такие уж плохие, что мы заслуживаем Его благодать, что мы достойны Божиего спасения. Но часто получается так, что то, на что мы больше всего рассчитывали, то, в чем считали себя лучше других, — вдруг рушится, падает, и не приносит нам былого утешения. И тогда мы погружаемся в депрессию, и может показаться, что Бог вместо того, чтобы помочь, “добивает” нас, потому что разрушает и остаток того, на что мы надеялись. И кажется, что абсолютно все, на что мы рассчитывали, разрушено, — но прежде всего потому, что все это было построено на наших фантазиях и нашей гордыне. 

 

 

Но это время разрушения — это часто время особой благодати, когда Бог начинает открывать нам настоящую нашу жизнь, нашу нищету, и Бог говорит, что вот это и есть то настоящее, что Он может и будет спасать. Вот почему для Бога так важно, чтобы мы перед Ним осознали свою нищету и воззвали к Нему. Приближаясь к нам, Бог делает нас все более и более слабыми. Нам это неприятно, нам хочется чувствовать себя сильными, чувствовать, что мы что-то держим в своих руках в этой жизни. Но Бог открывает нам, что наша настоящая сила — это способность полностью довериться Богу в своем бессилии и в своей нищете. 

 

Самый большой пример этой нищеты — это сам Господь Иисус Христос. Бог воплотился и стал человеком, Он взошел на Голгофу, чтобы принять смерть — это ошеломляет: вот насколько нищим Бог захотел стать, чтобы нас спасти.

 

Христианское призвание — будь то призвание к посвященной жизни или иному служению — это, по словам одного духовного писателя, путь тех, кто встретился с любовью Бога и содрогнулся от своей нищеты и слабости. Отец Виталий пригласил всех участников встречи посмотреть на себя и увидеть ту нищету, через которую Бог меня спасает, мою слабость, мои грехи, мою боль. Если я переживу эту свою слабость вместе с Богом и приглашу Его войти в нее, то Он даст мне Свою силу — и прежде всего это совершается в таинстве исповеди. 


Особый и наиболее драгоценный образ духовной нищеты — это пример тех верующих во Христа, которые ради Него и вместе с Ним обнищали до самого конца — до отдачи своей жизни. «Сегодня, как и во все времена, множество в нашем мире людей подвергаются гонениям только потому, что они утверждают, что Христос — это смысл жизни», сказал в своей проповеди на Святой Мессе архиепископ Павел. «Они свидетельствуют нам о том, что вера во Христа способна дать смысл и жизни и смерти. Они не любят смерть. Мученики не любят смерть — в отличие от тех, кто через свою смерть несет смерть другим людям. Нет. Мученик любит жизнь. Мученик любит Христа и не ищет смерти, и если он и принимает мученическую смерть, то лишь для того, чтобы утвердить жизнь во Христе».

 

 

Неслучайно, что центральным событием первого дня встречи стала поездка в Мемориальный центр «Бутово», который находится на бывшем Бутовском полигоне — крупнейшем в Московском регионе месте массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Как рассказал клирик храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне свящ. Артемий Цех, на сегодня по рассекреченным документам доподлинно известно о том, что только с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были казнены почти 21 тыс. человек, среди них — более 300 священников, в том числе, по всей видимости, и несколько католических. Исходя из того, что полигон «функционировал» с 1934 по 1953 год, а также по оценкам антропологов, частично исследовавших захоронения, в 13 рвах полигона могут покоиться останки более 40 тысяч человек. Здесь нашли свое пристанище люди более 70 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий — и обо всех них, независимо от национальности и вероисповедания, молятся сегодня в построенном на месте массовых казней храме.  

 

Эта молитва, как рассказал православный священник, — не просто дань памяти жертвам репрессий, но искренняя благодарность Бога за их свидетельство о том, что вера, надежда и любовь, рождающиеся из встречи с Христом — сильнее страха смерти и самой гибели. «Это было место скорби, место запустения, где многим людям просто страшно было ходить, потому что здесь были убиты, замучены и растерзаны тысячи и десятки тысяч людей», сказал отец Артемий. «И мы стали свидетелями того, как это место скорби превращается в место радости, в место духовного единения с Богом, место победы над смертью, которую принес Христос и которую утвердили мученики, отдавшие жизнь за веру во Христа».


 

Участники встречи прошли по этой земле, напоенной кровью мучеников, с молитвой Крестного пути, принеся его в жертву за братьев-христиан, которые сегодня подвергаются новым гонениям. «В силу нашей принадлежности телу Церкви мы хотим разделить с нашими братьями бремя нетерпимости, непонимания и жестокости, которое мир, отвергающий Христа, возлагает на их плечи», сказал, начиная Крестный путь, архиепископ. «Можно ли не ощущать неотложную необходимость в том, чтобы показать: мы рядом с гонимыми христианами!»

 

Первый день встречи завершился вечером свидетельств. Епархиальная встреча молодежи продлится до 17 августа.

 

 


Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

 


Фото Натальи Гилевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литургический календарь

23 ноября 2017г.


Св. Климент I, Папа и мч., память

 

1 Макк 2, 15-19; Пс 50 (490, 1-2. 5-6. 14-15 (Пр.: 23b); Лк 19, 41-44

 

Св. Колумбан (+615/616)

 

! В епархии святого Климента в Саратове:


Св. Климент I, Папа, главный покровитель епархии. Праздник

 

Лкц: том VI


! Богослужение в честь св. Климента