логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2014 год > Пастырское послание на Великий Пост и Пасху Архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Народа Божия Архиепархии Божией Матери в Москве

Пастырское послание на Великий Пост и Пасху Архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Народа Божия Архиепархии Божией Матери в Москве

20 марта 2014 г.



Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божия!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

 

 

Великий Пост — это особенное время, которое призывает нас жить добродетельно и поддерживать друг друга на пути веры, надежды и любви. Вера побуждает нас жить встречей с Христом, чтобы наше свидетельство братской любви несло надежду нашим братьям и всем людям. Вера — это встреча с Христом, в которой мы переживаем уникальное соответствие Христа нашей человеческой жизни, и благодаря которой сами становимся возможностью встречи с Христом для других людей.

   

   

Таков путь Великого Поста и Пасхи. Младенец, которого мы созерцали в Рождество, отрок, мудрости которого изумлялись книжники в Храме, теперь стал взрослым человеком, который ходит по городам и селениям Палестины и проповедует Царство Божие. Великий Пост — это история этого человека — «Бога-с-нами», и история Его встреч с людьми. Неслучайно Воскресенья Великого Поста показывают нам Преображение — плод подлинной встречи с Христом, — и череду удивительных встреч: с самарянкой, слепорождённым, с семьёй Марии, Марфы и Лазаря в Вифании. И затем — глубоко волнующие наше сердце встречи воскресшего Христа со своими апостолами, и с учениками по пути в Эммаус (ср. Лк 24).


Без живой встречи с Богом вера не может войти в горизонт нашей жизни, она не может стать частью историю. С хронологической точки зрения моментом входа веры в историю является жизнь Авраама. Его встреча с Богом — это первая теофания, первое Богоявление. Неслучайно, споря с Иудеями, Иисус говорит им, что Авраам видел (в вере) день и час Христа, и возрадовался (ср. Ин 8,56; Гал 3,7.9.29). Однако в полном смысле вера вошла в историю с Богородицей — блаженной, ибо уверовавшей, как назвала ее Елизавета (ср. Лк 1,45).


Христианская вера имеет источник, который находится вне нас. Вера — это не что-то, что мы можем создать сами. Как часто нам хотелось бы самим создать в себе такую веру, которой мы желали бы обладать! Но если источник веры — вне нас самих, то, следовательно, мы не можем ни обрести, ни укрепить свою веру, копаясь в самих себе. Христианская вера настолько определяется своим объектом — Христом, что без встречи с Ним в настоящем, здесь и сейчас, она попросту невозможна.


«В параллель вере Авраама мы можем сказать и о христианской вере, что никто не обретает её в себе как нечто своё внутреннее. Христианская вера это не продукт нашего внутреннего опыта, но событие, происходящее с внешней стороны. Вера покоится на том, что нам встречается нечто (или некто), до чего наша опытная способность сама по себе не простирается. Категории встреча, инаковость, событие описывают внутреннее происхождение христианской веры» (ср. Йозеф Ратцингер, Вера Истина Толерантность). Мы не должны терять из виду эту истину. Она для нас одновременно — призыв и утешение. Призыв, потому что всегда есть искушение пытаться самим определять условия этой встречи, что невозможно: Бог не устаёт напоминать нам, что инициатива всегда исходит от Него. Но одновременно опыт встречи и утешает нас, потому что если Бог взялся за дело, если Он берёт на Себя инициативу, то чего нам бояться?


Наше положение перед Христом, присутствующим сегодня в Церкви, — это ситуация мытаря Закхея. Увидев его, забравшегося на смоковницу, Христос остановился и сказал: «Сойди скорее, Я иду в твой дом» (ср. Лк 19,1-10). Это положение вдовы, потерявшей единственного сына, которой Иисус говорит слова, кажущиеся нам неразумными и даже жестокими: «Не плачь, женщина!» Странно говорить матери, чей единственный сын умер: «Не плачь, женщина!» (ср. Лк 7,11-15).


Опыт этих встреч говорит нам о том, что «вера без дел мертва» (Иак 2,26). Первое действие, которое производит в нас встреча с Христом, — это преображение жизни. Для тех, кто встретил Христа, как и для нас теперь, это был опыт присутствия чего-то радикально отличающегося от наших представлений. И в то же время, удивительным образом, это присутствие отвечает самым глубинным ожиданиям нашей личности, оно способно полностью обновить нас, преобразить нашу жизнь: «Если вы во Христа облеклись, то вы новая тварь» (ср. Гал 3,27; Рим 6,3).


Что отличает это новое творение? Милосердие — вот главное качество присутствия Бога во Христе среди людей (ср. Рим 9,22-24). Новый человек выражает себя, подражая Христу в делах милосердия. Дела милосердия показывают действие в нас Святого Духа, который созидает в нас личностную и подлинно убедительную веру, и помогает нам жить полнотой жизни, разумно и творчески, как подобает христианам. В этом состоит предпосылка для адекватного ответа на вызовы и требования времени и меняющихся исторических обстоятельств.


Папа Франциск в своём Послании на Великий Пост призывает нас к участию в милосердном служении самого Христа в Его Церкви: «В каждое время и в каждом месте Бог продолжает спасать мир посредством нищеты Христа, Который являет Себя нищим в Таинствах, в Слове и в Своей Церкви, которая есть народ нищих. Богатство Божье не может проявиться в нашем богатстве, но всегда и только в нашей нищете, личной и общинной, одухотворённой Духом Христовым.


В уподобление Господу, мы, христиане, призваны видеть беды наших братьев, касаться их, проявлять заботу и конкретно действовать для их облегчения. Мы можем выделить три типа бед: беда материальная, беда моральная и беда духовная. Материальной бедой мы привычно называем материальную нищету и касается она людей, живущих в условиях, не достойных человека. Оказываясь лицом к лицу с этой бедой, Церковь предлагает своё служение, свою диаконию, чтобы помочь в этих нуждах и исцелить язвы, искажающие лик человечества. В нищих мы видим Лик Христа; любя бедных и помогая им, мы любим Христа и Ему служим.


Вызывают не меньшую обеспокоенность моральные беды, состоящие в том, что люди становятся рабами порока и греха. Сколько семей находятся в тревоге, потому что их члены — часто молодые — подчинили свою волю алкоголю, наркотикам, азартным играм, порнографии! Сколько же людей потеряли смысл жизни, надежду, лишили себя перспектив на будущее! И эта же форма, одновременно являющаяся причиной экономического краха, всегда имеет связь с бедой духовности, которая бьёт по человеку, отдаляющемуся от Бога и отвергает Его любовь. Если мы полагаем, что не имеем нужды в Боге, протягивающем нам руку во Христе, потому что считаем себя самодостаточными, тогда мы вступаем на путь падения. Потому что Бог — единственный, Кто спасает и освобождает.


Евангелие — воистину противоядие против духовной беды: каждый христианин призван нести в любой среде эту освобождающую весть — что существует прощение совершённого зла, что Бог — больше, чем наши грехи и любит нас даром, всегда и что мы сотворены для общения и жизни вечной. Господь зовёт нас быть радостными вестниками этого послания милосердия и надежды!» (Папа Франциск, Послание на Великий Пост 2014 г.).



В мире христианин призван быть вестником милосердия и надежды! Надежда — это добродетель верующего во Христа, которая рождается на почве веры и любви, но которая одновременно оживляет их. Французский поэт Пеги сравнил надежду с маленькой девочкой, которая ведёт за собой веру и любовь. Веру и милосердную любовь мы сохраняем, укрепляем и передаём только если мы пребываем во Христе, в Котором мы обрели и надежду (ср. Рим 5,1-5). За несколько часов до Своей смерти Иисус обращается к ученикам с трогательными словами: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин 15,1-10).


У Фомы Аквинского есть интересный пример, показывающий, почему нам необходимо  пребывать во Христе. Он говорит, что если мы отклоняемся от правильного пути хотя бы на миллиметр, то чем дальше мы идём, тем дальше мы от исходного пути. И в какой-то момент оказывается, что мы сбились с пути, хотя в самом начале отошли от него всего на один миллиметр! И чем быстрее вы идёте, тем раньше заблудитесь, и тем труднее будет вернуться на путь истинный.


Мы учимся надежде, следуя за Христом — нашей надеждой. Следовать за Христом значит отождествляться с теми людьми в общине Церкви, которые живут верой с большей зрелостью, вовлекаться в их живой опыт, который передает нам свой динамизм и вкус. Следовать за Христом — это живой опыт! Это желание самому пережить опыт человека, который однажды стал для тебя присутствием Христа и остаётся таковым благодаря присутствию в жизни общины Церкви, которой ты предан и которая является твоим ориентиром в пути. 


Когда совершается этот опыт веры, преобразующий верующего в милосердии, тогда происходит самое удивительное чудо: мы становимся свидетелями, мы становимся присутствием Христа для других — в том месте, где мы находимся: в семье, на работе, в школе или университете, в наше свободное время.


Это значит, что мы становимся Христом там, где мы находимся. Через преображение, которое производит в нас добродетельная жизнь, Христос делает нас Своим присутствием. Быть присутствием Христа — такова наша цель, цель Церкви. Быть присутствием Христа, независимо от  нашего темперамента и независимо от тех дарований, которые у нас есть, — это значит пребывать во Христе в любой ситуации, внутри отношений в семье, с друзьями, с родителями, когда мы учимся, читаем, размышляем, в конкретный культурный и политический момент истории. И делать это так, что если бы нас не было, то это отсутствие было бы заметно для всех. Мы делаем Христа присутствующим через то изменение, которое Он совершает в нас. Это и есть свидетельство. «Дорогие братья и сёстры, в это время Великого Поста вся Церковь готова нести живущим в беде материальной, моральной и духовной евангельское свидетельство, которое сводится к провозглашению любви милосердного Отца, готового обнять во Христе любого человека. Мы сможем совершить это в той мере, в какой уподобимся Христу, Который стал нищим и обогатил нас Своей нищетой. Великий Пост – это время, когда мы предаёмся раздаче милостыни; и мы хорошо должны себя спросить – в чём мы можем себя ограничить, с целью помочь и обогатить других своей нищетой. Не забудем же, что истинная милостыня включает в себя страдание – не станет действительной милостыня без покаянного измерения. Я не верю в милостыню, которая ничего не стоит и не включает в себя страдание» (Папа Франциск, Послание на Великий Пост 2014 г.).


Пусть наше свидетельство добродетельной жизни откроет дверь встречи с Христом для всех, кто реально ищет и желает Встречи с Богом. Среди многих различных способов нашего смиренного свидетельства, особое место во время Великого Поста занимает молитва Крестного Пути — величайшее богатство традиции Церкви. Поэтому настоятельно приглашаю всех вас, дорогие братья и сёстры, подать своё свидетельство смиренной и уверенной любви, и принять участие в богослужениях Крестного Пути, которые состоятся в ваших приходах и общинах. В Москве общегородской Крестный Путь пройдёт по улицам вокруг Кафедрального Собора в субботу, 12 апреля, в 15.00. В Санкт-Петербурге — в приходе Святого Иоанна Крестителя в Пушкине в Вербное Воскресенье, 13 апреля, в 16.30.


Священное Пасхальное Триденствие начинается с особой литургии, которая знаменует единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви. Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елеев, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий понедельник, 14 апреля, в 11.00, в соборе Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве — в Великую среду, 16 апреля, в 11.00, в Кафедральном соборе; в Калининграде — в Великий четверг, 17 апреля, в 10.00, в приходе Святого Семейства.


Пусть благодатное время Великого Поста приведёт нас к Пасхе Христовой, когда среди нас вновь зазвучит ликующее пение «Аллилуйя». И пусть знаменующее победу Христа над смертью приветствие «Христос Воскрес!» станет выражением живой веры, надежды и любви для нас и для всех людей доброй воли. Христос, истинный Бог наш, отдавший Себя как жертву благоугодную Богу ради нашего спасения, по ходатайству Богородицы Приснодевы Марии и всех святых, да укрепит всех нас в вере, надежде и братской милосердной любви.


Примите моё благословение на предстоящее благоприятное для нашего обращения время Великого Поста и Пасхи во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.





† Архиепископ Павел Пецци

Москва, 19 марта 2014 г.,
в Торжество святого Иосифа

Литургический календарь

25 мая 2017г.

 

Вознесение Господне. Торжество

 

Деян 1, 1-11; Пс 47 (46), 2-3. 6-7. 8-9 (Пр.: 6); Еф 1, 17-23; Мф 28, 16-20

 

Св. Беда Достопочтенный, свящ. и Уч. Ц. - память опускается

Св. Григорий VII, Папа - память опускается

Св. Мария Магдалина Пацци, дева - память опускается