логин:

пароль:

> 2 февраля – Сретение Господне

2 февраля – Сретение Господне

1 февраля 2018 г.

 

 

«Вот Господь наш грядёт со славою и озарит очи рабов Своих. Аллилуйя» - с пением этого антифона и горящими свечами в руках каждый год 2 февраля проходят по всем католическим церквам мира процессии верующих, символически подтверждая свою верность однажды принятому решению следовать за Христом – светом миру и «светом к просвещению язычников».

 

У праздника, отмечаемого в этот день, первого праздника рядового времени литургического года, несколько названий, в том числе, народных, например, «Candelore» в Италии, "Candlemas" в Великобритании и англоязычных странах, «Lightmes» в Германии и большинство этих народных наименований так или иначе отсылает нас к  слову «свет», соединяя его со словом «месса» и это закономерно – традиция освящать в этот день свечи, свет которых символизирует для нас свет Христов,  и совершать  процессию с ними почти полторы тысячи  лет.  Официально в литургии Католической Церкви праздник этот называется «Представление Господа».  В Католической Церкви России в последние десятилетия утвердилось название, принятое в Церквах Византийской традиции  – «Сретение», т. е. «Встреча».



Событие, которое вспоминает в этот день Церковь, хорошо известно каждому католику не только из Священного Писания, но и благодаря тому, что о нём мы размышляем в четвёртой радостной тайне Розария. Оно описано в  Евангелии от Луки (Лк 2, 22-38). Евангелист рассказывает, как после рождения Иисуса, Иосиф и Мария по прошествии предписанных после рождения первенца  сорока дней, в течение которых родильница считалась нечистой и не могла переступать порог храма, принесли в Иерусалимский храм Младенца Иисуса, чтобы, «представить Его пред Господа» (Лк 2, 22) и принести Богу в выкуп за Него, как за всякого израильского первенца, установленную жертву, как того требовал закон Моисеев. Согласно этому закону, всё первородное считалось принадлежащим Богу, и поэтому должно было быть выкуплено принесением соответствующей жертвы. Будучи бедны, Иосиф и Мария принесли самую скромную из возможных жертв – двух голубиных птенцов. Церковь обращает наше внимание на несколько важных аспектов этого евангельского повествования.  Прежде всего – на  смирение Святого Семейства, исполнившего все требования закона, несмотря на то, что ни Сын Божий не нуждался в искупительной жертве, которая приобрела в этом случае иной смысл – прообраза будущей жертвы на Голгофе, ни Мария, в материнстве сохранившая по воле Божией девственность,  не нуждалась в очищении. На смирение Иисуса, с первых дней жизни в человеческом теле принявшего нищету и убожество хлева, кормушку для скота вместо колыбели, бедность семьи, скромных средств которой хватило только на самую малую жертву, а вскоре ставшего на несколько лет изгнанником, вынужденным бежать в чужую страну.


В Иерусалимском храме, тогда ещё не до конца достроенном, два человека – старец Симеон и вдова Анна, жившая при храме, узнали в ребёнке, принесённом бедными супругами, Мессию, пришествия Которого ожидал с надеждой весь Израиль. О Симеоне, его истории и происхождении повествуют многие легенды и апокрифические евангелия. Протоевангелие от Иакова утверждает, что он был священником, и даже рассказывает историю его избрания вместо убитого священника Захарии.  Другие источники предлагают несколько версий того, при каких обстоятельствах Симеону было предречено дожить до появления Мессии. Лука же ограничивается тем, что называет его «…мужем праведным и благочестивым» и утверждает, что «…Дух Святый был на нём» и «…  Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Лука приводит полностью прекрасные слова, излившиеся из уст Симеона, когда он увидел Младенца, сегодня, наравне с гимном Марии Magnificat, входящие в Литургию Часов: «Ныне отпускаешь раба Твоего по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё…». Но не только то, что младенец – Мессия было открыто Симеону, внимающему Святому Духу, но  и то, что Спаситель пришёл в мир ради всех людей, а не только для избранного народа. Он - «…свет к просвещению язычников». Обращаясь к Марии, Симеон предсказывает, и разделение и «пререкания», которые принесёт в мир приход Христа, и его смертную муку, которая станет мукой и для Богородицы.  Сегодня, в день, когда Сын Божий был представлен в Храме и узнан святым Симеоном, Церковь  призывает нас молиться о святости священников, монашествующих и членов секулярных институтов.

 

Традиция отмечать день принесения Младенца-Иисуса в Иерусалимский храм возникла очень рано. Известно, что уже в IV в.в Иерусалимской Церкви в память об этом совершалось особое богослужение. Подробно такое богослужение описано в письме благочестивой галльской паломницы Эгерии: «Четыредесятый день от Богоявлений празднуется здесь с большою честию. В этот день служба бывает в Воскресении, и все служат, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте евангелия, где в четыредесятый день Иосиф и Mapия принесли Господа в храм, и узрели его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают литургию, и затем бывает отпуст». В то время, память этого события отмечалась 14 февраля, так как Рождество Христа вспоминалось не 25 декабря, как принято теперь, а 6 января, одновременно с Богоявлением. Впоследствии, когда празднование Рождества выделилось в отдельное торжество, был перенесён на сороковой день по Рождестве и праздник в память о принесении Иисуса в Иерусалимский храм. Праздник получил название «συνάντησις» - «Встреча». Здесь, как это видно из названия на первый план выдвигалась встреча Симеона и Анны с Христом, которая и сегодня трактуется как символ встречи народа Ветхого Завета со Спасителем. Благодаря дошедшей до наших дней проповеди святого Григория Нисского «Слово на Сретение» мы знаем, что праздник этот уже в IV в.существовал и за пределами Святой Земли. В Константинопольской Церкви праздник Сретения был утвержден, как обязательный для всей империи в 534 г. в царствование императора Юстиниана. Хотя  праздник был Господским, Марии также воздавалась особая честь.



В Западной Церкви описанные Лукой и получившие на Востоке название Сретения события также считались очень значительными. На триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме можно видеть мозаику V в., изображающую момент Представления Господа, однако, в литургические книги он был внесён позже, чем на христианском Востоке. В Римскую литургию праздник вошёл при папе Сергии I (681-701), как один из четырёх праздников, посвящённых Богородице под названием «Очищение Пресвятой Девы Марии» и сопровождавшихся торжественными процессиями.  Именно в Риме обязательным элементом празднования стала торжественная процессия со свечами, сохранившаяся до наших дней. Некоторые историки считают, что свечи и зажженные лампады перешли в христианский праздник из языческого праздника Луперкалий, однако никакого серьёзного документального подтверждения этому до настоящего времени не найдено.  Начиная с VII в., праздник, отмечаемый 2 февраля, вошёл в римские богослужебные книги. Название его менялось от заимствованного из греческого языка “Ypapante”  до «Дня св. Симеона» (теперь празднуется на следующий день после Сретения – 3 февраля). В Миссал 1570 г. он вошёл под названием «Очищение Марии». До литургической реформы этим праздником завершался Рождественский период. После реформы 1960 г., перенёсшей окончание Рождественского времени на Крещение Господне название было изменено на Представление Господа, что вернуло ему первоначальный  статус Господского праздника, смысл которого трактуется Катехизисом Католической Церкви так:

«Сретение Иисуса во Храме показывает Его как Первенца, принадлежащего Господу. Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча). Иисус признан как долгожданный Мессия, «свет к просвещению язычников» и «слава Израиля», но также и как «предмет пререканий». Оружие, которое, как предсказано, пройдет душу Марии, возвещает то, другое жертвоприношение, совершенное и единственное, — оно свершится на кресте, принося спасение, которое Бог «уготовал пред лицем всех народов».

 

 

Анна Кудрик