логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2013 год > III Общеепархиальная пастырская конференция: итоги дискуссионных групп

III Общеепархиальная пастырская конференция: итоги дискуссионных групп

27 мая 2013 г.

 

 

 

В заключительный день работы III Общеепархиальной пастырской конференции модераторы шести дискуссионных групп, в которых участники конференции обсуждали роль мирян в Церкви, поделились результатами их работы.

 

 

 

 

Свящ. Януш Прусиновский, Гусев (Калининградская обл.)

 

В нашей группе мы в первый день попытались увидеть ситуацию мирян в общинах, а во второй день искали лекарства от тех недугов, которыми мы болеем. Наши ответы можно разделить на шесть тем.

 

Что делать, чтобы миряне жили благодатью крещения, как зрелые христиане? Прежде всего, нужна катехизация, укорененная в Библии. Необходимо глубоко понимать и развивать катехуменат, и особенно этап мистагогии, то есть период, следующий за Крещением. Помогать мирянам осознать, что на самом деле они сами отвечают за свою жизнь, что они отчитываются не перед нами, но перед Богом. Позволить мирянам делать ошибки. И, конечно, самое важное – переживание Пасхальной тайны как сердца нашей веры.

 

Что делать, чтобы миряне  не уподоблялись духовенству? Показывать позитивные определения мирянина. Читать вместе с мирянами документы Церкви. И не путать своих ролей. 

 

Что делать, чтобы миряне не помогали Церкви, а были Церковью? Прежде всего, очень серьезно подойти к роли приходских советов. Создавать условия для общения, группы для обратной связи в приходе, чтобы была возможность поделиться мнениями. Больше слушать мирян.

 

Что нужно, чтобы сделать этот «большой шаг в деле евангелизации», о котором говорил в докладе владыка? Если миряне зрело переживают свою веру, то сами начинают евангелизировать. Наша задача – обучить их разным методам евангелизации. Для этого – готовить лидеров, аниматоров общины. Не путать евангелизацию с катехизацией. Учить и помогать делиться верой на каждом этапе христианского пути. Не забывать о том, что наша поместная Церковь на третьем десятилетии своей истории уже вошла в зрелый возраст.

 

Куда идти – где эти «периферии», о которых говорит Папа Франциск? Конечно, это в первую очередь тюрьмы, это бедные, социально незащищенные люди. Однако на самом деле большинство католиков живет на «периферии», на окраинах Церкви. Нужно максимально использовать  ситуации, когда человек находится на решающих поворотах своей жизни – болезнь, смерть близких, личностный кризис, чтобы помочь услышать Евангелие.

 

Что делать, чтобы литургия воспитывала зрелых мирян? Для этого знаки и символы литургии должны быть аутентичными и правдивыми. Знать и развивать разные литургические служения. Не отбирать у мирян то, что по праву принадлежит им. Организовывать литургические группы в приходах.

 

Общий вывод таков: даже если с точки зрения служения мирян в наших приходах есть только что-то маленькое и слабое, нужно поддерживать и развивать это, а не бросать и критиковать.

 

 

 

Свящ. Дариуш Пеляк SVD, Москва: 

 

Что такое «миряне»? Может показаться, что эта категория возникает только после II Ватиканского Собора, хотя на самом деле она всегда присутствовала в Церкви. Нам очень понравилась идея подхода к роли мирян как к призванию. Ведь все начинается в Крещении, и это общее христианское призвание, начало любого христианского пути. Одна из сестер сказала, что и монашеское призвание проистекает из Крещения, и она чувствовала себя призванной раньше, чем ощутила призвание к монашеству.

 

И, более конкретно, если быть мирянином – это призвание в Церкви, то значит должен быть процесс, похожий на переживание других призваний, у которых есть разработанная система формации. Никто не становится священником после годовой подготовки. Значит должен быть разработан более серьезный процесс подготовки к переживанию этого призвания. Уже на этапе предкатехизации, нужно исследовать и очищать мотивацию человека, чтобы он не хотел стать членом Католической Церкви, потому что ему нравятся какие-то культурные ценности, но привести его к вере. 

 

И затем второй этап, после крещения или присоединения. Что дальше? Потому что появляется синдром исчезновения: присоединились, крестились, походили год-два – и исчезли. Или же люди живут в приходе 10-15 лет, но чувствуют, что не узнали ничего нового, понимают, что должны были что-то узнать, а что именно – спросить стесняются.

 

Необходимо помочь мирянам переживать свое призвание практическим образом: открыть свои дары и таланты, полученные от Бога, и развивать их. У современного человека есть много ран и искривлений, которые надо выпрямлять. Поэтому создается впечатление, что всему этому процессу вообще нужна глубокая реформа – может быть, нужно обновлять существующую практику, а может быть и придумать нечто совершенно новое. Иногда священники боятся входить в процесс формации зрослых. И конечно же, большую роль здесь играют церковные движения. 

 

Тема нашей конференции «Роль мирян в Церкви», однако их миссия – евангелизация той среды, где они живут. К сожалению, мы часто сталкиваемся с низкой активностью мирян, людям проще «потреблять» религиозные услуги. С другой стороны, есть инициативы, но иногда такое впечатление, что сами священники боятся инициатив, которые не исходят от них. 

 

Также шел разговор об инструментах возрастания, зрелости. Заботиться об улучшении духовного уровня паствы. Также нужно обратиться к «перифериям»: духовным и личностным. Хорошо, если есть возможность переживать свою веру в какой-то группе, где можно свидетельствовать и молиться. Надо вводить народ в молитву. Конкретные примеры таких сред, где можно получить такую формацию, предлагают различные движения.

 

Важна общая пастырская забота, иногда простой жест: если священник позвонит и поздравит с днем рождения, человек чувствует себя частью прихода. 

 

Вопрос зрелости священника: иногда в приходе священники не ладят между собой, и возникает элемент ревности – все это влияет на обстановку и дезориентирует народ. 

 

Прозвучал призыв со стороны мирянина: Церковь – это наше общее дело, доверяйте нам, мирянам, доверяйте нашей ответственности за Церковь.

 

 

 

Свящ. Евгений Гейнрихс OP, Петрозаводск

 

Наша группа, я думаю, может полностью солидаризироваться с той прекрасной систематизацией, которую представил о. Януш. Все отметили высокий уровень докладчиков и ясность докладов. Хотя возникали шутливые вопросы – можно ли мирян-докладчиков в полном смысле слова считать мирянами? Поскольку все-таки это люди посвященной жизни.

 

Мне бы хотелось отметить несколько ярких образов, которые могут помочь понять предмет нашего обсуждения. С. Тереза уподобила приходскую общину – оркестру. Это очень точный образ, потому что есть дирижер, и есть разные группы – смычковые, духовые. Исполнительское мастерство достигается посредством проб и ошибок во взаимном сотрудничестве. Дирижер никогда не создаст хороший оркестр, если не будет уважать своих оркестрантов. Он поневоле должен считаться с их талантом и возможностями. О. Хосе назвал это словом «взаимоответственность»: священник, как руководитель, наделяет ответственностью мирян, но вместе с тем не забывает о том, что за свой приход перед епископом и перед Богом отвечает он. Поэтому руководство должно быть деликатным, исполненным доверия, и по возможности незаметным. Человек не должен быть уязвляем в своих попытках что-то сделать, как-то послужить, он должен поощряться. Задача священника – всегда найти нечто положительное, даже если есть (не злостные) ошибки. 

 

Обращалось внимание на необходимость личностной зрелости священника, которая должна предупреждать зрелость мирянина. Потому что, если слепой поведет слепого, – мы знаем, чем это кончается. В некоторых случаях, правда, ничем это особым не кончится, пока оба не упадут от усталости – когда слепой ведет слепого по дну ямы.

 

Полезно разделять Церковь верующих от «церкви неверующих». Не канонически, конечно, но мы должны понимать, что мы в нашей католической общине имеем среди крещенных мирян Церковь верующих, которые хотят жить в Церкви, и если нет выраженной общинной жизни, то они по ней тоскуют, желают, просят священников. Или стесняются просить, но как-то об этом думают. И есть – это не обязательно, и даже наверняка не следствие советского прошлого – сезонные христиане, то есть клиентское отношение к Церкви: я пришел, сделал заказ, как в сапожную мастерскую или химчистку, заплатил деньги. И кажется, что все порядке: я нечто с трудом осознаваемое выполнил, и как-то себя обезопасил. Нужно это осознавать, и из этой «церкви неверующих» примером Церкви верующих вовлекать все новых членов, потому что понятно, что наша епархиальная община несет ответственность за всех католиков. Даже и за всех христиан, если говорить шире, но это особый вопрос.

 

Необходимо, чтобы сосуществовали вместе разные модели – традиционная модель, назовем ее клерикальной, и для многих людей это единственный путь – для пожилых, немощных, для тех, кто не знает, как еще реализовать свое христианское призвание. Но для молодежи это, конечно, не путь – и здесь должна быть творческая работа священника, и епископа, и различных епархиальных консультативных органов. 

 

Не следует забывать, что миряне – это люди посвященной жизни, в ином смысле, чем люди институтов посвященной жизни, но Крещение включает нас в посвящение всей нашей жизни Христу, и нельзя лишать людей этого достоинства.

 

Еще несколько слов мне хотелось бы сказать о важности ответственного отношения к словам, которые мы употребляем – это помогло бы нам избежать многих досадных, а иногда и трагических ошибок. Слова, которые мы с легкостью употребляем, не думаем об их значении. Слово «храм» постоянно здесь звучит, но часто ли мы вспоминаем о  том, что Храм в религии живого Бога прекратил свое существование в 70 г. первого тысячелетия, разрушенный и сожженный войсками императора Тита Флавия. Храм – это место обитания Бога, храм – это место, где приносится жертва. Но когда мы освящаем наше церковное здание, мы говорим чаще в посвятительных молитвах о «Доме Церкви» – то есть это стены, которые позволяют собираться Церкви. Мне очень понравились чьи-то слова: не мы приходим в церковное здание, потому что там живет Христос, а Христос приходит туда, потому что там есть мы. Нужно внимательно относиться к изначальному, евангельскому смыслу тех слов, которые мы произносим. Иначе начинается раскручивание ветхозаветной модели. Мы путаемся там, где сами могли бы этой путаницы избежать. Мне хотелось бы привести слова русского богослова, который сказал, что в отличие от ислама, и даже в значительной степени в отличие от иудаизма, христианство – не религия Книги, а религия Слова, и Слова Воплощенного. И наша задача – каждому на своем месте стать буквой в этом слове.

 

 

 

Свящ. Иакинф Дестивель OP, Санкт-Петербург

 

Я хотел бы представить вашему вниманию некоторые результаты размышлений четвертой группы, в которой я имел честь быть модератором. Наша группа состояла из 16 человек, и я пользуюсь случаем поблагодарить каждого из них за возможность совместно обсуждать такую важную тему. Приятно отметить, что дискуссия в нашей группе показала большой интерес и внимание участников к прочитанным на конференции докладам в частности, и вообще к проблематике того, что одни из нас называли «ролью» или «местом» мирян в Церкви, а другие – «мирянским призванием».  

 

Я бы хотел кратко перечислить три или четыре пункта из того, о чем мы говорили, а затем попытаться обобщить высказанные участниками предложения.

 

Во-первых, мы обсуждали само название нашей встречи, ибо всегда важно сперва договориться о терминах. Во фразе «Роль мирян в жизни Церкви» можно говорить о каждом слове. И каждое из них можно понимать по-разному. Слово «роль» напоминает о какой-то функции, и, на самом деле, его можно заменить словами «место» или «миссия» мирян. Даже незаменимое слово «Церковь» в данном контексте нуждается в уточнении смысла. И ветхозаветный кагал, и экклесия, и convocatio – это не институция, а общность, собрание всех призванных. Главное в Церкви – призвание Богом Своего народа, так что миряне сами по себе, как призванные, – уже Церковь. «Миряне» – тоже неудачное, хоть и освященное традицией, слово. Христиане, коль скоро они крещены, уже не от мира, так что они уже не миряне в собственном смысле, они по ту же сторону, что и все прочие члены Церкви. В заключение этих размышлений о названии некоторые из нас отметили, что мы больше, на самом деле, говорили о роли Церкви в жизни мирян, чем о роли мирян в жизни Церкви.

 

Вторая из идей, ставших полем нашего обсуждения – понимание основы призвания мирян, лежащей в их Крещении. II Ватиканский собор напомнил нам об этом, говоря, что именно Крещение приобщает каждого из членов общины Церкви к призванию христианина – уделу в пророческом, царском и священническом служении Христа. В этом состоит суть призвания мирянина, впрочем, как и любого христианина вообще. И это призвание есть ни что иное, как призвание к святости. Основа и источник всего этого пути находится в Крещении. Известно, что Папа Пий XI как-то сказал, что самый важный день его жизни – это день его Крещения. Из общности Крещения как основы призвания проистекает необходимость стремления к святости прежде и именно на месте бытия каждого человека, там, где он живет, работает, в семье. Стремление к святости – это не бегство от жизни в здание храма. Много мы в нашей группе говорили и о профессионализме. Хорошо делать свою работу – одна из добродетелей, малых по названию, но не по значению. Честность, благодарность, вежливость – вот с чего, а не с ежедневного чтения целиком молитвенника, начинается человеческий путь мирянина к возвещению Евангелия. Ну и, разумеется, настоящая «Малая Церковь» – это семья, в которой каждый из членов имеет свое призвание. 

 

Третья идея – через все эти размышления, как ни странно, – возвращает нас к разговору о призвании священника, призвании духовенства. Как священник может помочь мирянам осознать свое место в Церкви? Во-первых, он может помогать найти свое призвание, дать возможность проявить свои особые таланты. Священник, при условии собственной достаточной зрелости, помогает прихожанам достигать зрелости и дает им необходимую свободу в реализации их призвания. При этом важно соблюдение принципа субсидиарности, особенно на приходском уровне. Многие вопросы могут быть решаемы на более низком уровне, и священник призван не бояться ответственности мирян. Священники также должны быть воспитаны в любви и знании истории своей общины и поместной Церкви, чтобы в этой же любви воспитывать мирян. А иногда ведущая роль в этом процессе отводится, как раз, мирянам. Важно также истинное, а не формальное понимание единства Церкви, когда основой, если можно так выразиться, самосознания мирян становится, с одной стороны, не бояться быть католиком, а, с другой, не замыкаться в себе и развивать братское общение с православными.

 

Так, незаметно, мы переходим к некоторым нашим предложениям. Во-первых, необходимо развивать в разных измерениях то призвание, которое дано мирянам в Крещении. Например, часть царского достоинства мирян – это их участие в приходском или экономическом совете, если и когда они действительно влияют на жизнь общины. 

 

Священническое достоинство мирян, прежде всего, должно быть явлено через их участие в Литургии, о чем так подробно в своем докладе говорил отец Николай. Чтобы Литургия действительно совершалась при помощи мирян, необходимо развивать институты аколитов и чтецов. Также важно участие мирян в окормлении тех, кто не может быть на Мессе, дежурство в храмах и другие служения.

 

Катехизация – наверное, главный из аспектов пророческого служения мирян, которые незаменимы как катехизаторы и восприемники.

 

Но, кроме этих трех классических измерений призвания, мы в нашей группе также подчеркивали важность образования лидеров в наших общинах. Очень важно, чтобы из мирян избирались ответственные, особенно в отдаленных приходах и пастырских пунктах, чтобы верные могли самостоятельно собираться даже без священника, чтобы они могли созидать церковное общение. Для всех перечисленных выше целей полезно было бы шире открыть возможности для работы различных мирянских движений, огромный опыт которых сможет во многом ответить на наши вопросы и нужды.

 

 

 

Свящ. Юрий Дорогин OP, Санкт-Петербург


В нашей группе мы попытались сосредоточиться на фактах, на опыте наших очень различных приходов, и назвать то, что есть положительного и отрицательного. 

 

Констатация факта: миряне хотят быть активными, но очень часто не могут в одиночку реализовать свою активность. Поэтому они ищут в приходе или вне его какие-то группы и движения, которые помогли бы им углубить и упорядочить свою духовную жизнь через следование каким-то уставам и предписаниям. Также важным является свидетельство тех монашеских общин, которые окормляют приходы. Не тайна, что наибольшую активность хотят проявлять неофиты, для которых очень важно свидетельство христианской жизни тех людей, с которыми они здесь встречаются.

 

Проблема клерикализации. Тут можно выделить два аспекта: во-первых, это активность внутри прихода. Действительно, иногда это проблема нереализованных амбиций в миру. Но с другой стороны это хорошо, потому что именно эти люди заботятся о содержании и украшении храма, проявляют свою активность в молитвенных и каритативных группах. С другой стороны клерикализация носит негативный характер, когда миряне пытаются заменить собой священника и диктовать ему, что он должен делать или не должен. Это проистекает из христианской и человеческой незрелости, когда в священнике видят некоего идола, которому служат, а с другой стороны хотят сами занять его место. Люди недавно пришедшие в храм часто видят в священнике или сестрах именно такого идола без изъяна и упрека, а когда видят, как те проявляют человеческие слабости, пытаются этого идола свергнуть и уничтожить. Еще одно проявление негативной клерикализации, это когда приходской совет диктует священнику, что и как нужно делать. Лекарством должна быть зрелость священика – человеческая и духовная. Он должен быть лидером, тем, кто вдохновляет, и поощряет, а не зарубает инициативы, происходящие от мирян, но одновременно держать эти инициативы под контролем и направлять.

 

Наличие разных групп в приходе создает возможности для возрастания мирян – в частности, были упомянуты «Матери в молитве» и «Домашняя церковь», – а с другой стороны это помогает выйти за пределы храма в мир, где миряне и должны реализоваться по преимуществу, хотя и не только.

 

Вывод был такой, что очень важно взаимное доверие между духовенством и мирянами, мудрое умение подчиняться и служить. В конце было отмечено, что среди докладчиков были только мужчины, и опять же – не было "чистокровных" мирян: все-таки это были миряне посвященной жизни. Хотелось бы, чтобы был услышан голос, во-первых, женщин, и, во-вторых, людей, которые не принадлежат к каким-то специальным движениям. 

 

 

 

Свящ. Дмитрий Новоселецкий, Пермь


Наверняка все заметили, что несмотря на тему нашей конференции, количество участников-мирян – минимальное. Причины этого могут быть разные, но сам парадокс красноречив. Во-вторых, можно было бы предоставить мирянам слово, послушать их свидетельства, чтобы была некая обратная связь: как они это чувствуют и видят, чего они ожидают от нас. Было также высказано пожелание пригласить Неокатехуменат – движение со своими особенностями, где однако очень ярко выражена роль мирян. 

 

На протяжении двух дней многие темы в докладах пересекались. Одной из тем, общих для первых докладов, было воспитание ответственности. Во второй день – зрелость. Вопрос для всех понятен: нужно воспитывать ответственность мирян – но как? Не буду повторяться, добавлю только, что нужно строить так называемые горизонтальные связи в приходе – помогать мирянам узнавать друг друга. Понятно, что в маленьких приходах это проще, в больших мегаполисах значительно сложнее собрать людей после богослужения и поговорить. Очень важно для повышения ответственности мирян самим священникам участвовать в делах вместе с ними: иногда бывает такое искушение, что священник как хороший администратор только распределяет роли, а сам куда-то исчезает. Мирян мотивирует личное участие священников в тех группах – в частности молитвенных – которые есть в приходе. 

 

Встал вопрос формирования личностных ценностей – честность, искренность, трудолюбие и так далее – на основе доклада Александра Хаварда. Кто формирует эти качества? Каким образом Церковь участвует в формировании этих ценностей, или же они формируются в семье? Понятно, что семья должна быть той средой, где воспитывается человек, но в виду нашей неблагополучной ситуации с семьями, Церкви приходится на себя брать некоторые функции, которые должны осуществляться в семье.

 

Тема о тройственном служении христианина обычно звучит только в докладах, на теоретическоим уровне, и когда люди, простые миряне, впервые слышат об этом на проповедях, они очень удивляются. Это либо тема научных трудов, либо тема конференций, или часть катехизации, но большинство людей об этом не знают. Они удивляются: как это мы можем быть царями, священниками и пророками? Поэтому просьба: почаще затрагивать этот момент на проповедях, чтобы помочь понять, что происходит из этих служений: не только права, но и обязанности.

 

И в заключение прозвучала мысль, что несмотря на все трудности становления нашей поместной Церкви, не нужно отчаиваться, Господь дает все возможности, и эти возможности нужно использовать для становления зрелости и мирян, и священников. В конце концов, как говорит богословия, человек сотворен как существо «в пути».

 

 

 

Фото Натальи Гилёвой

 

Литургический календарь

28 июля 2017г.

 

Св. Владимр, память

 

Исх 20, 1-17; Пс 19 (18), 8. 9. 10. 11 (Пр.: Ин 6, 68b); Мф 13, 18-23

 

Св. Виктор I, Папа (+199)