логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2013 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Сретение Господне, 2 февраля 2013 года

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Сретение Господне, 2 февраля 2013 года

2 февраля 2013 г.

 

 

Сретение Господне, сегодняшний праздник, — это воспоминание того дня, когда Младенец Иисус был принесён в Храм через сорок дней после Его рождения. Мария и Иосиф, соблюдая закон Моисея, пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу своего ребёнка и посвятить Его Господу (ср. Лк 2,22-24). Сегодня сороковой день после Рождества Христова, и тот свет, который наполнял собой всё рождественское время, и засиял особенно ярко в торжество Богоявления, освещает и этот праздник, по слову праведного Симеона: «Свет к просвещению язычников и славу Народа Твоего Израиля» (ср. Лк 2,32). 

 

Сегодня святой Симеон как бы приносит этот свет Христов миру, благословляя Бога и вознося покоящегося на его руках Младенца как некий светильник, озаряющий из поколения в поколение путь человечеству льющимся с Небес светом Откровения:

 

«И образ младенца с сияньем вокруг 

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту чёрную тьму,

в которой дотоле ещё никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась» (И. Бродский. Сретение). 

 

Призванные Святым Духом Симеон и Анна обрели в Младенце Иисусе великий свет, расширяющий путь всего человечества. Это великий знак, исполняющий обещания, завершающий долгое ожидание. 

 

Сегодня, как и тогда, свет Христов может быть незаметным, не ослеплять нас своей силой. Однако всегда будет некто, кто открывает для себя его великую новизну, как её открыли Симеон и Анна. Всегда в общине Церкви есть и будет кто-то, кто, изумлённый светом Христа, указывает на него другим. 

 

Сбывается обещанное в откровении, и старцы видят обетованного Мессию, видят спасение Божие. Взяв крохотное, почти невесомое, тельце Божественного Младенца на руки, Симеон, исполнившись пророческого духа, произносит слова, которые с той поры были и будут до конца времён повторяемы бессчётное количество раз: 

 

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, 

по слову Твоему с миром; 

ибо видели очи мои спасение Твоё, 

которое ты уготовал пред лицом всех народов. 

Свет к просвещению язычников 

и славу народа Твоего Израиля» (ср. Лк 2,31-32).

 

Сегодня, следуя намерению блаженного Папы Иоанна Павла II, мы также празднуем Всемирный день посвящённой жизни. Церковь молится обо всех тех, чья жизнь особенным образом посвящена Богу, — о монашествующих, о мирянах, входящих в общины посвященной жизни, не забывая и о том, что жизнь каждого христианина посвящена во Христе Богу. Кем бы он ни был, и как бы ни строилась его жизнь — независимо от пола, возраста, цвета кожи, уровня образования и достатка, профессии или общественного положения — жизнь каждого христианина, с момента крещения и навсегда, посвящена во Христе Живому Богу и принадлежит Ему. Поэтому сегодня мы вместе со всей Церковью молимся о внимании христиан к зову Святого Духа Утешителя, о верности избранному пути и о настойчивом стремлении к духовному совершенству.

 

Посвящение себя, своей жизни, своих трудов и надежд Богу и есть, по сути, — неотступное и всеобъемлющее следование этому Свету-Христу во всём, что составляет нашу жизнь. Этот изгоняющий тьму свет ведёт нас непреткновенно не только путями земной нашей жизни, но и из времени — в Вечность Божиего Царства.

 

Следовать за Христом означает возрастать в разделении чувств Иисуса и в принятии Его образа жизни: «Братья! Имейте те же чувствования, какие и во Христе Иисусе!» (ср. Фил 2, 5). Смотря на Христа, на образ жизни Иисуса, мы открываем евангельские советы, определяющие жизнь, посвященную следованию за Христом, и восходящие своими корнями к Крещению. 

 

Иисус Христос, будучи богат всем богатством Божиим, сделался нищим ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой (ср. 1 Кор 8, 9). А в Послании к Евреям мы слышали, что Иисус Христос должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым… для умилостивления за грехи народа (ср. Евр 2, 17). Христос, сделавшись человеком, чтобы приблизить человека к Богу, назвал бедных блаженными. Желающий следовать за Христом призван отказаться от привычки опираться на материальные блага, потому что всё благо, вся надежда для него исходят от веры во Христа. 

 

От этого полного доверия Иисусу происходит и целомудрие. Иисус жил для Отца, и поэтому — для людей. В Евангелиях мы видим, что Иисус, как человек, молится. Молясь, Он вводит Свою человечность и человечность всех нас в сыновние отношения с Отцом. Этот диалог становится затем, всегда по-новому, миссией по отношению к миру, и по отношению к нам. Эта миссия ведёт Его к чистому и безраздельному посвящению Себя людям. Иисус смотрит на людей взглядом Отца; Иисус любит людей в Отце, исходя из Отца, — и таким образом Он любит их такими, какие они есть, в их реальности. Вхождение в этот взгляд, в эти чувства Иисуса Христа, вдохновило старца Симеона на те удивительные и всегда новые слова, которые он произнёс, когда на руки взял Младенца Иисуса.

 

Целомудрие означает способность видеть и понимать все таким взглядом, взглядом Христа; иметь эту связь с живым Христом, и, исходя из этого — с Отцом. В целомудрии мы посвящаем себя не одинокой или замкнутой жизни, но посвящаем себя Иисусу, потому что «уже не мы живём, но живёт в нас Христос. А что ныне живём во плоти, то живём верою в Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (ср. Гал 2, 20). Таким образом, мы без остатка служим Царству Божию, и тем самым служим людям. 

 

Всю Свою земную жизнь, от сокрытых лет в Назарете и до Своей смерти на Кресте, Иисус прожил, слушая Отца, в послушании Отцу. И мы, предавая себя на волю Отца, находим в послушании путь к полному обретению себя, к полной свободе. В Иисусе мы открываем, что, кто отдаёт себя другим, тот обретает себя, и становится свободным тот, кто связывает себя послушанием, укорененным в Боге и вдохновлённым поиском Бога. Слушание Бога и послушание Ему не имеет ничего общего с внешним принуждением и утратой самого себя, потому что, входя в волю Бога, мы достигаем нашей истинной судьбы. Свидетельство об этом опыте необходимо сегодня миру, который отчаянно ищет себя, ищет быть самим собой. Без самоотдачи невозможно обрести себя. 

 

Однако Иисус, Которому мы призваны отдать свою жизнь, присутствует для нас конкретным образом только в Своём теле, в Церкви. Как сказал некогда кардинал Ратцингер, «Вера — это послушание сердца той форме обучения, которой мы отданы». 

 

В этот Год веры вы, посвятившие себя Богу через евангельские советы, призваны углубить ваши отношения с Христом в вере. Именно живя евангельскими советами, вы укрепляетесь в вере, в уповании на Бога, и в деятельной любви. Эта особая близость с Христом становится бесценным свидетельством для всей церковной общины и для всего мира.

 

Пресвятая Богородица, сохранившая слова Своего Сына Иисуса в Своём сердце и все святые, посвятившие себя Богу, да ходатайствуют о нас, чтобы нам оставаться верными христианскому призванию. Аминь.