логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > «Блаженны миротворцы»: Послание Папы Бенедикта XVI на Всемирный день Мира, 1 января 2013 года

«Блаженны миротворцы»: Послание Папы Бенедикта XVI на Всемирный день Мира, 1 января 2013 года

27 декабря 2012 г.

 

1. Каждый новый год несет с собой надежду на то, что мир станет лучше. В этой перспективе я молю Бога, Отца человечества, даровать нам согласие и мир, дабы исполнилась для всех надежда на счастливую и благополучную жизнь.

 

Через 50 лет после начала Второго Ватиканского собора, который способствовал укреплению миссии Церкви в мире, отрадно видеть, что христиане, как Народ Божий в общении с Ним и ходящий среди людей, участвуют в истории, разделяя радости и надежды, печали и тревоги (1),  возвещая о спасении Христовом и укрепляя мир для всех. В самом деле, наше время, отмеченное глобализацией, с ее положительными и отрицательными аспектами, а также все еще продолжающимися кровавыми конфликтами и угрозами войны, требует обновленного и согласованного обязательства в поисках общего блага развития всех людей и всего человека, рассматриваемого во всех его аспектах.

 

Вселяют тревогу очаги напряженности и конфликтов, вызванные ростом неравенства между богатыми и бедными, господством эгоистичного и индивидуалистического менталитета, выражаемого также беспорядочным финансовым капитализмом. В дополнение к различным формам терроризма и международной преступности, опасными для мира являются также фундаментализм и фанатизм, искажающие истинную природу религии, которая призвана способствовать общению и примирению между людьми.

 

И тем не менее многочисленные начинания, направленные на достижение мира, свидетельствуют о врожденном призвании человечества к миру. В каждом человеке желание мира является основным и совпадает, определенным образом, с желанием жизни по-человечески полной, счастливой и во всем удавшейся. Иными словами, желание мира совпадает с основным моральным принципом, то есть с долгом и правом на всестороннее социальное объединяющее развитие, и это является частью Божьего замысла о человеке. Человек сотворен для мирной жизни, которая является даром Божиим.

 

Все это подсказало мне черпать вдохновение для этого Послания в словах Иисуса Христа: « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими » (Мф 5,9).

 

 

 

Евангельское блаженство



2. Блаженства, провозглашенные Иисусом (ср. Мф 5,3-12 и Лк 6,20-23), являются обетованиями: в библейской традиции блаженство является литературным жанром, который всегда содержит в себе благую весть, то есть Евангелие, достигающую кульминации в каком-либо обетовании. Поэтому блаженства – это не только какие-то моральные рекомендации, соблюдение которых предусматривает получение в свое время – обычно в другой жизни – награды, либо будущего счастья. Блаженство состоит, скорее, в исполнении обетования, обращенного ко всем тем, кто руководствуется требованиями истины, справедливости и любви. Те, кто верят в Бога и Его обещания, часто выглядят в глазах мира наивными и далекими от реальности. Ну так что же? Иисус говорит им, что не только в другой жизни, но уже в этой они узнают, что являются детьми Божьими, и что всегда и навеки Бог на их стороне. Они поймут, что не одиноки, потому что Бог поддерживает тех, кто подвизается за истину, справедливость и любовь. Иисус, откровение Отчей любви, не медлит принести в жертву Самого Себя. Когда принимаешь Иисуса Христа, Богочеловека, то переживаешь радостный опыт огромного дара: сопричастие жизни Самого Бога, то есть жизни благодати, залог абсолютно блаженного бытия. Иисус Христос дарует нам истинный мир, который рождается из доверительной встречи человека с Богом.

 

Блаженство Иисуса говорит, что мир есть мессианский дар и одновременно дело человека. В самом деле, мир предполагает гуманизм, открытый к трансцендентности. Это плод взаимного дара, взаимного обогащения благодаря дару, который исходит от Бога и позволяет жить с другими и для других. Этика мира – это этика общения и сопричастности. В таком случае важно, чтобы многие сегодняшние культуры преодолели антропологию и этику, основанные на чисто субъективистских и прагматических теоретически-практических положениях, в силу которых отношения сосуществования вдохновляются критериями власти или выгоды, средства становятся целями и наоборот, культура и образование сосредоточены лишь на инструментах, технологиях и эффективности. Предварительным условием мира является разрушение диктатуры релятивизма и положения полностью автономной морали, которая мешает признанию неотъемлемого естественного нравственного закона, вписанного Богом в совесть каждого человека. Мир – это созидание сосуществования с рациональной и нравственной точки зрения, опираясь на основу, мера которой создана не человеком, а Богом. « Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром», напоминает Псалом 28 (ст. 11).

 

 

 

Мир: дар Божий и человеческое деяние



3. Мир касается целостности человеческой личности и предполагает участие человека в целом. Это мир с Богом, в том, чтобы жить по Его воле. Это внутренний мир с самим собой и внешний мир друг с другом и со всем творением. Он заключается в основном, как писал блаженный Иоанн XXIII в энциклике Pacem in terris, – 50-летняя годовщина которой исполняется через несколько месяцев, – в созидании сосуществования, основанного на истине, свободе, любви и справедливости (2). Отрицание того, что составляет истинную природу человека в ее главных измерениях, в присущей ей способности познать истину и добро и, в конечном счете, Самого Бога, ставит под угрозу созидание мира. Без истины о человеке, вписанной Творцом в его сердце, свобода и любовь обесцениваются, справедливость теряет основу своего осуществления.



Для того чтобы стать истинными миротворцами, фундаментальными являются внимание к трансцендентному измерению и постоянный диалог с Богом, Отцом милосердным, через Которого мы молим об искуплении, достигнутом для нас Его Единородным Сыном. Таким образом человек может победить то семя тьмы и отрицания мира, которым является грех во всех его формах: эгоизм и насилие, алчность и воля к власти и господству, нетерпимость, ненависть и несправедливые структуры.



Достижение мира зависит прежде всего от признания того, что в Боге все человечество является одной большой семьей. Она строится, как учит энциклика Pacem in terris, через межличностные отношения и институты, которые поддерживаются и оживляются общинным "мы", заключающим в себе внутренний и внешний нравственный порядок, где искренне признаются, согласно истине и справедливости, взаимные права и обязанности. Мир – это порядок, движимый и дополняемый любовью, так чтобы чувствовать нужды и потребности других людей как свои собственные, чтобы делиться с другими тем, что имеешь, и содействовать все большему распространению в мире общности духовных ценностей. Этот порядок осуществляется в свободе, то есть так, как подобает достоинству людей, которые по самой своей рациональной природе берут на себя ответственность за свои действия (3).

 

Мир – это не мечта и не утопия: он возможен. Наши глаза должны видеть глубже, под поверхностью видимости и явлений, видеть позитивную реальность, которая существует в сердцах, потому что каждый человек создан по образу Божию и призван расти, способствуя созиданию нового мира. Это факт: Сам Бог, через воплощение Сына и совершённое Им искупление, вошел в историю, положив начало новому творению и новому завету между Богом и человеком (ср. Иер 31:31-34), дав нам возможность иметь «сердце новое» и «дух новый» (ср. Иез 36:26).



Именно поэтому Церковь убеждена, что есть безотлагательная необходимость в новом возвещении Иисуса Христа, первого и главного фактора всестороннего развития народов, а также мира. Иисус и есть наш мир, наша праведность, наше примирение (ср. Еф 2:14, 2 Кор 5:18). Миротворцем, в соответствии с блаженством Иисуса, является тот, кто действует во благо другому, желает ему полного блага души и тела, сегодня и всегда.



Из этого учения можно сделать вывод, что каждый человек и каждое сообщество – религиозное, гражданское, образовательное и культурное – призвано действовать на благо мира. Мир, в сущности, является реализацией общего блага различных сообществ, главных и промежуточных, национальных, международных и всего мира в целом. Именно поэтому можно считать, что пути реализации общего блага являются также путями, которыми следует идти для достижения мира.

 

 



Миротворцы – те, кто любят, защищают и поддерживают жизнь в ее целостности



4. Путь достижения общего блага и мира заключается прежде всего в уважении к человеческой жизни, рассматриваемой в многообразии ее аспектов, начиная с момента зачатия, в ее развитии и до ее естественного конца. Поэтому истинными миротворцами являются те, кто любят, защищают и поддерживают человеческую жизнь во всех ее измерениях: личном, общественном и трансцендентном. Полнота жизни является высшей целью мира. Желающий мира не может терпеть преступлений против жизни и покушений на нее.



Те, кто не осознают достаточно ценность человеческой жизни и, как следствие, поддерживают, к примеру, либерализацию аборта, вероятно, не отдают себе отчета в том, что таким образом они предлагают добиваться иллюзорного мира. Бегство от ответственности умаляет достоинство человека, а тем более убийство беззащитного и невинного существа никогда не смогут дать счастья или мира. В самом деле, как можно думать о достижении мира, всестороннего развития народов или о той же защите окружающей среды, не защищая право на жизнь самых слабых, начиная с ожидаемых детей? Любой ущерб жизни, особенно в ее начале, наносит непоправимый вред развитию, миру, окружающей среде. Так же неправильно кодифицировать обманным образом ложные права или произвол, основанные на ограниченном или релятивистском видении человека и на ловком использовании двусмысленных выражений, с целью способствовать так называемому праву на аборт и эвтаназию, поскольку это угрожает главному праву на жизнь.



Следует также признать и укреплять естественную структуру брака как союз между мужчиной и женщиной, в противовес попыткам юридически приравнять его к радикально отличающимся от него иным формам союзов, которые, в действительности, наносят ему вред и содействуют его дестабилизации, омрачая его особый характер и его незаменимую социальную роль.



Эти принципы являются не истиной веры, а всего лишь ответвлением права на религиозную свободу. Они вписаны в саму природу человека, распознаваемы разумом и, следовательно, являются общими для всего человечества. Таким образом, деятельность Церкви по их защите не имеет конфессионального характера, но обращена ко всем людям, независимо от их религиозной принадлежности. Такая деятельность тем более необходима, чем больше отрицаются или неправильно понимаются данные принципы, потому что это является оскорблением против истины человека, серьезной раной, нанесенной справедливости и миру.



Поэтому столь же важно для дела мира, чтобы судебные системы и законы признавали право на использование принципа возражения совести по отношению к законам и правительственным мерам, покушающимся на человеческое достоинство, таким как аборт и эвтаназия.



Среди основных прав человека, в том числе и для мирной жизни народов, есть право индивидуумов и обществ на религиозную свободу. В этот исторический момент становится все более важным, чтобы это право продвигалось не только с негативной точки зрения, как свобода от – например, от обязанностей и принуждений относительно свободы выбирать свою религию, – но и с позитивной точки зрения, в ее различных формах, как свобода для: например, свидетельствовать о своей религии, проповедовать и сообщать ее учение; оказывать помощь и вести воспитательную, благотворительную деятельность, которая позволяет применять религиозные предписания; существовать и действовать как социальные организмы, структурированные в соответствии с присущими им доктринальными принципами и учредительными целями. К сожалению, даже в странах древней христианской традиции множатся эпизоды религиозной нетерпимости, особенно по отношению к христианству и тем, кто носит отличительные знаки своей религии.



Миротворец должен также помнить о том, что в растущей доле общественного мнения идеологии радикального либерализма и технократии пытаются внушить убеждение, что экономического роста следует добиваться даже ценой эрозии социальной функции государства и сетей солидарности гражданского общества, а также социальных прав и обязанностей. Однако следует считать, что эти права и обязанности являются основополагающими для полного осуществления других, начиная с гражданских и политических.



Среди наиболее уязвимых сегодня социальных прав и обязанностей есть право на труд. Это связано с тем, что труд и должное признание юридического статуса трудящихся не оценивается соответствующим образом, поскольку экономическое развитие зависит якобы прежде всего от полной свободы рынков. Таким образом, труд рассматривается как непостоянная зависимая величина в экономических и финансовых механизмах. В связи с этим я вновь повторяю, что достоинство человека, а также экономические, социальные и политические причины требуют, чтобы «приоритетной целью оставалась доступность работы или возможность сохранить работу для всех» (4). Предпосылкой осуществления этого амбициозного проекта является новый взгляд на труд, основанный на этических принципах и духовных ценностях, который укрепит его концепцию как фундаментального блага для человека, семьи, общества. Этому благу соответствуют долг и право, которые требуют новой и смелой политики труда для всех.

 

 



Созидать благо мира с помощью новой модели развития и экономики



5. Многие признают, что сегодня необходима новая модель развития, а также новый взгляд на экономику. Как всестороннее развитие, солидарное и устойчивое, так и общее благо требуют точной шкалы блага-ценности, которую можно выстроить, имея высшим ориентиром Бога. Не достаточно обладать многими средствами или возможностями выбора, пусть даже ценными. Как многочисленные средства, работающие на развитие, так и возможности выбора должны использоваться в соответствии с перспективой хорошей жизни, правильного поведения, признающего первенство духовного измерения и призыв к достижению общего блага. В противном случае они утрачивают свое правильное значение, превращаясь в новые идолы.



Чтобы выйти из нынешнего финансового и экономического кризиса, – который имеет своим следствием рост неравенства, – необходимы люди, группы, институты, которые поощряли бы жизнь, содействуя творческим способностям человека, чтобы даже кризис мог стать возможностью для распознавания и новой экономической модели. Преобладавшая в последние десятилетия модель выдвигала в качестве постулата максимизацию прибыли и потребления, в духе индивидуализма и эгоизма, оценивая людей лишь по их способности соответствовать требованиям конкуренции. Однако с другой точки зрения настоящего и прочного успеха можно достичь, посвящая делу всего себя, умственные способности, свою предприимчивость, поскольку подлинно человеческое развитие нуждается в принципе бескорыстия как выражении братства и логики дара (5). Говоря конкретно, в экономической деятельности миротворец выражает себя тем, что устанавливает с сотрудниками и коллегами, с заказчиками и пользователями отношения честности и взаимности. Он осуществляет экономическую деятельность ради общего блага, живет своим обязательством как чем-то, что выходит за рамки собственного интереса, на благо нынешних и будущих поколений. Таким образом он трудится не только для себя, но и для того, чтобы дать другим будущее и достойную работу.



В сфере экономики требуются – особенно со стороны государств – политика индустриального и сельскохозяйственного развития, которая заботилась бы о социальном прогрессе и об универсализации правового и демократического государства. И затем, важно и обязательно структурировать денежные, финансовые и коммерческие рынки в этическом плане; их следует стабилизировать и в большей степени координировать и контролировать, с тем, чтобы они не наносили ущерба самым бедным. Кроме того, забота многочисленных миротворцев должна быть обращена – с большей решимостью по отношению к тому, что было сделано до сегодняшнего дня, – на решение продовольственного кризиса, который гораздо серьезнее финансового. Тема продовольственной безопасности вновь стала центральной в повестке дня международной политики, из-за кризисов, связанных, среди прочего, с внезапными колебаниями цен на сельскохозяйственное сырье, с безответственным поведением со стороны некоторых экономических деятелей и с недостаточным контролем со стороны правительств и международного сообщества. Чтобы преодолеть этот кризис, миротворцы призваны трудиться вместе в духе солидарности, начиная с местного уровня до международного, с целью создать условия для земледельцев, особенно в небольших сельских хозяйствах, чтобы они могли вести свою деятельность достойно и стабильно с точки зрения социальной, экономической и окружающей среды.

 

 


Воспитание через культуру мира: роль семьи и общественных институтов



6. Хочу настоятельно подчеркнуть, что многочисленные миротворцы призваны взращивать в себе любовь к общему благу семьи и к социальной справедливости, а также обязательство содействовать здоровому социальному воспитанию.



Никто не может игнорировать или недооценивать решающую роль семьи, основной ячейки общества с демографической, этической, педагогической, экономической и политической точек зрения. Она имеет естественное призвание к порождению жизни: она сопровождает людей в их росте и делает их сильнее через взаимную заботу. Христианская семья особым образом наделена задачей первоначального воспитания людей согласно мере Божьей любви. Семья является одним из социальных субъектов, необходимых в созидании культуры мира. Следует защищать право родителей и их первостепенную роль в воспитании детей, прежде всего в моральной и религиозной сферах. В семье рождаются и растут миротворцы, будущие инициаторы культуры жизни и любви (6).



В эту огромную задачу воспитания в мире особо вовлечены религиозные общины. Церковь чувствует себя наделенной этой большой ответственностью через новую евангелизацию, основой которой являются обращение к истине и любви Христа и, как следствие, духовное возрождение людей и общества. Встреча с Иисусом Христом формирует миротворцев, побуждая их к общению и к преодолению несправедливости.



Особая миссия по отношению к миру лежит на культурных, школьных и университетских учреждениях. От них требуется значительный вклад не только в воспитание нового поколения лидеров, но также в обновление национальных и международных общественных организаций. Они могут также внести вклад в научный поиск, которое придает экономической и финансовой деятельности прочную антропологическую и этическую основу. Современный мир, особенно политический, нуждается в поддержке новой мысли, нового культурного синтеза, чтобы преодолеть техницизм и согласовать многочисленные политические тенденции в перспективе общего блага. Рассматриваемое как совокупность позитивных межличностных и институциональных отношений, в служении целостному развитию индивидуумов и групп, оно лежит в основе истинного воспитания в духе мира.

 

 


Педагогика миротворца

 

7. Таким образом, в заключение, выявляется необходимость предлагать и продвигать педагогику мира. Она требует богатой духовной жизни, четких и убедительных моральных ориентиров, соответствующего поведения и образа жизни. Действительно, дело мира содействует осуществлению общего блага и создает интерес к миру, воспитывая в нем. Мысли, слова и жесты мира создают менталитет и культуру мира, атмосферу уважения, честности и искренности. Поэтому нужно учить людей любить друг друга и наставлять друг друга к миру, относиться ко всем благожелательно, а не просто с терпимостью. Главный призыв заключается в том, чтобы «сказать нет мести, признать собственные ошибки, принять извинения, не требуя их и, наконец, простить» (7), так чтобы ошибки и обиды были признаны в истине, чтобы вместе идти к примирению. Это требует распространения педагогики прощения. Зло побеждают добром, а справедливости следует искать, подражая Богу Отцу, Который любит всех Своих чад (ср. Мф 5,21-48). Это работа небыстрая, поскольку она предполагает духовную эволюцию, воспитание в духе самых высоких ценностей, новое видение истории человечества. Следует отказаться от ложного мира, который обещают идолы этого мира, и от опасностей, которые его сопровождают, – от ложного мира, который делает совесть человека все более бесчувственной, который ведет к замыканию в себе, к лишенной чувств жизни, проживаемой в равнодушии. И напротив – педагогика мира подразумевает действие, сострадание, солидарность, мужество и упорство.

 

Иисус воплощает все эти качества в Своей жизни, вплоть до полного принесения Себя в дар, вплоть до «погибели души» (ср. Мф 10,39; Лк 17,33; Ин 12,25). Он обещает Своим ученикам, что рано или поздно они сделают необыкновенное открытие, о котором мы говорили в начале, – то есть что в мире есть Бог, Бог Иисуса, Который полностью на стороне людей. В этом контексте мне бы хотелось напомнить молитву, которой просят Бога сделать нас орудием Его мира, чтобы нести Его мир, Его любовь туда, где царит ненависть, нести Его прощение туда, где есть обиды, нести истинную веру туда, где живет сомнение. С нашей стороны, вместе с блаженным Иоанном XXIII, попросим Бога, чтобы Он просветил правителей народов, дабы наряду с заботой о благосостоянии своих граждан они гарантировали и защищали драгоценный дар мира; внушил всем желание преодолеть разделяющие барьеры, укрепить связи взаимного милосердия, понять других и простить тех, кто причинил обиду, с тем, чтобы силой Его деяния все народы земли стали братьями и в них расцвел и всегда царил столь желанный мир (8).



С этим воззванием я надеюсь, что все смогут быть истинными миротворцами и созидателями мира, так чтобы град человеческий возрастал в братском согласии, в процветании и мире.

 

 

 

Из Ватикана, 8 декабря 2012 года

 

 

Бенедикт XVI

 

 


 

1 Ср. Второй Ватиканский Собор, Пастырская Конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 1.
2 Ср. Энциклика Pacem in terris (11 апреля 1963 года): AAS 55 (1963), 265-266.
3 Ср. Там же: AAS 55 (1963), 266.
4 Бенедикт XVI, Энциклика Caritas in veritate (29 июня 2009 года), 32: AAS 101 (2009), 666-667.
5 Ср. Там же, 34 e 36: AAS 101 (2009), 668-670 e 671-672.
6 Ср. Иоанн Павел II, Послание на Всемирный День Мира 1994 года (8 декабря 1993 года): AAS 86 (1994), 156-162.
7 Бенедикт XVI, Речь на встрече с членами правительства, дипломатическим корпусом, религиозными иерархами и деятелями культуры, Баабда-Ливан (15 сентября 2012 года): L’Osservatore Romano, 16 сентября 2012 года, p. 7.
8 Ср. Энциклика Pacem in terris (11 апреля 1963 года): AAS 55 (1963), 304.

 

 

 

Источник: Радио Ватикана

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

24 сентября 2017г.

 

25-е рядовое воскресенье

 

Ис 55, 6-9; Пс 145 (144), 2-3. 8-9. 17-18; Флп 1, 20с-24. 27а; Мф 20, 1-16а

 

Св. Анатолий Медиоланский (II в.)

Св. Герард (Герхард) Венгерский (+1046)