логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1-е Воскресенье Адвента, 1 декабря 2012

Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1-е Воскресенье Адвента, 1 декабря 2012

2 декабря 2012 г.

 

Сегодня начинается новый Литургический год, который в этом году отмечен особой благодатью Года веры. Как все мы знаем, новый литургический год открывается временем Адвента, т.е. временем, предшествующим Рождеству Христову. 

 

Второй Ватиканский Собор говорит в Конституции о Литургии, что Церковь на протяжении года «последовательно излагает всю тайну Христа: от Воплощения и Рождества до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господня.  Вспоминая таким образом тайны Искупления, она открывает верным богатства добродетелей и заслуг своего Господа, так что они становятся в известном смысле присутствующими во всякое время, а верные могут прикоснуться к ним и исполниться благодатью спасения» (Sacrosanctum Concilium, 102).

 

Центром литургии является Христос, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13,8), вокруг Которого собраны Блаженная Дева Мария, мученики и другие святые, которых Церковь предлагает верующим как пример, влекущий всех через Христа к Отцу, и благодаря их заслугам Церковь молит о благодеяниях Божиих (ср. Sacrosanctum Concilium, 104).

 

Христос объемлет Собой все измерения времени. Он уничижил Себя Самого и, став человеком, разделил нашу человеческую бренность. И Бог превознёс Его, чтобы Он пребывал вовек и привлек всех людей в славу Богу Отца (ср. Фил 2,6-11). Во Христе люди всего мира, жаждущие истины, счастья и свободы, могут воспрять и поднять свои головы, ибо во Христе приблизилось избавление (ср. Лк 21,28), как мы слышали в сегодняшнем отрывке из Евангелия от Луки. Христос – это цель и смысл жизни всех верующих, об Он – центр нашей веры. Однако точно так же Христос является целью и смыслом для всех людей, потому что вера является основанием надежды. А в надежде поистине нуждается каждый человек.

 

В том отрывке из конституции Второго Ватиканского Собора, который мы прочли, время Адвента охарактеризовано именно как время ожидания пришествия, присутствия, прихода. И в только что услышанном нами втором чтении из 1 Послания к Фессалоникийцам апостол Павел использует то же самое слово – пришествие.

 

Сын Божий Господь Иисус Христос пришёл некогда во плоти, Он к нам сегодня благодаря нашей вере, и грядёт во славе в будущем. Мы можем, таким образом, говорить о трёх пришествиях Христа: о первом пришествии, которое совершилось в прошлом, – это Рождество Христа во плоти; о приходе, который относится к будущему, к пришествию Христа во славе, как мы исповедуем в Символе веры; и, наконец, мы можем говорить о Его пришествии, которое происходит в настоящем, в каждое из мгновений, которые составляют нашу жизнь.

 

Скажем, прежде всего, о первом пришествии Иисуса, Его рождении во плоти. Для нас очень важно всегда помнить об этом первом пришествии Христа. Ведь мы можем надеяться, что Иисус Христос придёт вновь, только благодаря тому, что Он уже пришёл. Тот, Кого мы, бодрствуя, ожидаем, Тот, Кого мы призываем в молитве, уже присутствует с нами. 

 

Вот почему первым и основополагающим измерением наших личных отношений с Христом в вере является память о том, что Он пришёл и воплотился. Через память прошлое присутствует в настоящем. Память – это современность прошлого каждому мгновению нашего существования. И наши отношения с Христом невозможны вне этого измерения памяти. Историческое Рождество Христа не является мифом или сном. Это историческое событие, которое достигает нас именно благодаря своей историчности.

 

Во всей истории и традиции Израильского народа именно память, воспоминание является средством взаимоотношений людей с Богом, как это прекрасно выражает акт веры Еврейского народа: «Когда твои дети скажут тебе: что это за служение? Ты скажешь им… Когда они спрашивают тебя зачем это? Ты ответишь им: в память того, что Бог сотворил» (ср. Ис 12,26; Ис 4,6). 

 

Однако память является и осью отношения христианства ко времени и ко всем событиям: «это совершайте в память обо Мне» (ср. Лк 22,19; 1Кор 11,23-26). Сакраментальное измерение истории является основополагающим в нашем отношении к прошлому. В Таинствах прошлое осуществляется в настоящем.

 

Вне этого сакраментального, таинственного измерения мы рискуем смотреть на прошлое с ностальгией, или взглядом человека, который отказывается от настоящего. И тогда мы видим прошлое как событие, которое ушло и не может влиять на настоящее. Или же мы смотрим на прошлое с горечью и разочарованием, и тогда прошлое связано для нас лишь с теми, кто нас не любил, кто нас не понял, кто нас обманул. И прошлое, таким образом, обременяет наше настоящее, потому что мы не находим в себе силы простить.

 

Но теперь обратимся к будущему. Мы очень склонны фантазировать относительно будущего, мы легко поддаёмся искушению предвидеть, предопределить наше будущее. Поэтому нам необходимо постоянно исцелять наши образы будущего, наши ожидания, наши желания, соотнося их с Христом. Ведь главное наше искушение именно в том, чтобы любить больше наши образы и мечты о Боге, чем Самого Бога. Подлинное же ожидание – это любовь, которая не претендует сама определять, какими должны быть наши отношения с Богом.

 

Конечно же, невозможно не думать о будущем, не иметь в себе какого-то образа своего будущего. Каждый из нас живёт какими-то ожиданиями, надеждами. И эти ожидания сами по себе – необязательно плохие. Но мы должны исцелять эти ожидания. Исцелять – значит делать свой образ будущего всё более подлинным. Бог Сам совершает это исцеление: Он вселяет в нас эти образы, и какие-то из них потихоньку потом стирает. Конечно, не потому, что Он хочет играть с нами. Он делает это, чтобы пробудить в нас ожидания, которые всё больше приближают нас к Нему, к счастью, к подлинной жизни. Таким образом, Бог побуждает нас проделать путь веры, где открывается –  что мы на самом деле знаем и думаем о жизни, о Боге, о себе самих. И Бог не бросает нас. Он протягивает нам руку, и нам надо лишь принять Его руку, и с доверием войти в жизнь.

 

Чтобы проделать этот путь нам, необходимо уделять внимание молитве, диалогу с Богом. Невозможно пройти этот путь, если мы не готовы посвятить часть своего времени тому, чтобы учиться всё отдавать Богу.

 

В молитве мы обретаем всё более подлинное восприятие самих себя и Бога. И это неизбежно означает, что мы всё яснее видим и понимаем и наши ошибки. Если в нас развивается подлинный диалог с Богом, то Он ведёт нас к пониманию того, что нужно изменить, исправить. И Дух подсказывает нам дорогу (ср. Ин 16,13).

 

Чем больше мы размышляем над нашими отношениями с Христом, Который пришёл и грядёт, тем больше мы открываем для себя наши отношения с Ним, присутствующим с нами в каждое мгновение. В Откровении Апостол Иоанн говорит о Боге: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (ср. Откр 4,8).

 

Кто грядёт, Тот присутствует и сейчас. Поэтому весь смысл Адвента заключен в молитве, которая завершает собой всю Библию: «И Дух и невеста говорят: прииди! Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (ср. Откр 22,17.20). Новый, Небесный Иерусалим сейчас приходит к нам с небес. Адвент – это поистине время одновременно присутствия и ожидания Бесконечности.

 

Дорогие братья и сёстры! Пресвятая Богородица полностью воплощает в Себе человечность, которая живёт в ожидании, основанном на вере в Бога Живого в настоящем. Мария есть Дева Адвента: Она всегда пребывает в настоящем, в «ныне» спасения; одновременно Она хранит в Своём сердце все прошлые обетования; и устремлена к их будущему свершению. Давайте же учиться у Неё тому, как по-настоящему войти в это время благодати, и с радостью и ответственностью принять пришествие Бога в историю нашей жизни, жизни нашего общества, нашего мира.