логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в День поминовения всех усопших верных, 2 ноября 2012

Проповедь архиепископа Павла Пецци в День поминовения всех усопших верных, 2 ноября 2012

2 ноября 2012 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Отпраздновав вчера Торжество всех Святых, сегодня мы поминаем всех усопших верных. Литургия призывает нас молиться обо всех дорогих нам умерших, и памятовать о тайне смерти, общей участи всех людей. Сегодняшние молитвы призывают нас обратить наш взор к нашим близким и друзьям, собратьям по вере, которые покинули нас, совершив свой земной путь. 

 

В этом смысле весьма красноречиво, что на следующий день после Торжества всех Святых мы совершаем Поминовение всех усопших верных. «Общение святых», которое мы исповедуем в Символе Веры, — это реальность, которая созидается уже здесь и сейчас, на земле, в общении любви. Общение святых — это узы, связывающие нас, ещё живущих на этой земле, с теми многими братьями и сёстрами, которые уже достигли вечности.

 

Но, конечно же, общение святых проявится полностью, когда мы вечно будем жить Христом (ср. Ин 6,57), и в Нём увидим Бога, Как Он есть. Это таинственное, но реальное общение, поддерживается молитвой и участием в таинстве Евхаристии. Преодолевая порог смерти, души верных встречаются в мистическом Теле Христа, молятся друг о друге, одаряют, в милосердии, друг друга духовными дарами. В это измерение веры входит также практика жертвования за усопших заупокойных молитв, особенно евхаристической Жертвы — воспоминания Пасхи Христовой, открывшей верным переход к вечной жизни: «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним» (1Фес 4,14), как мы слышали в словах апостола Павла.

 

Псалмопевец напоминает нам об общей участи всех людей: «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнаёт его». Да, на самом деле человека вчера не было, а завтра не будет. Эта истина должна помочь нам осознать, что наша жизнь реализуется настолько, насколько в ней осуществляется воля Божия. Вот почему в глазах Бога жизнь всегда имеет смысл, даже если она длится лишь мгновение!

 

Вот почему, как говорит Псалом, надежда вечной жизни в Боге открывается тем, кто «крепко любит заповеди Его», кто, соблюдая их, находит в этом радость и мир. «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его; и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их».

 

Апостол Павел говорит, что всё пройдёт, лишь любовь останется (1Кор 13). Место этой непреходящей любви — это жизнь вечная во Христе. Мы узнали о ней, потому что Христос открыл нам её: «Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17,26).

 

Христос и есть Свидетель этой жизни вечной. Через Него другие свидетели получили это откровение и передали его другим до наших дней. И мы, вместе со всей Церковью всей истории, можем с уверенностью повторять, читая Символ веры: «Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века».

 

Мысленно соединяясь со всеми, кто отправится в эти дни на кладбища помолиться о своих почивших близких, мы молимся в этом доме Божием, в этом доме молитвы, который является домом всех верных, в том числе и усопших верных. 

 

Возлюбленные братья и сёстры!

 

Пусть сегодняшняя Литургия в день поминовения всех усопших верных станет поводом для того, чтобы думать о тайне смерти без страха, и взращивать в себе постоянное бодрствование, готовящее нас встретить её без смятения. 

 

Смерть, несмотря на то, что она является почти запрещённой темой в нашем современном обществе, касается всех нас, каждого отдельного человека. Перед этой великой загадкой каждый человек ищет повод для надежды. Человек не может согласиться с тем, что жизнь закончилась и на этом всё, особенно когда речь идёт о людях, которые нам дороги. На самом же деле, жизнь не кончается, а завершается. И смерть является переходом в другую жизнь.

 

Но тогда почему мы боимся смерти? Потому что мы не можем согласиться с тем, что всё уходит в никуда, не отставляя следа. Потому что мы не можем примириться с тем, что всё прекрасное, доброе, великое, что было в жизни, исчезнет в небытии. Любовь, которая есть сама жизнь, жаждет, требует вечности. И мы не принимаем того, что в одно мгновение всё исчезнет навсегда.

 

Но ещё, наверное, мы боимся смерти, потому что предчувствуем правосудие, суд над нашими действиями и поступками, над нашим поведением, особенно в тех моментах, которые мы, возможно, сами скрывали от должного осуждения в течение этой жизни.

 

Смерть — это неизбежный переход, через который те, кто строит свою жизнь согласно великой заповеди любви Христовой, могут достичь жизни во всей её полноте: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (ср. 1Ин 13,14). 

 

Пусть сегодня наши молитвы возносятся и о тех, кто по человеческому разумению умер в грехе. Тайна милосердия объемлет каждого человека, даруя прощение, невозможное с точки зрения человека.

 

Этому последнему объятию Тайны человек – даже самый далекий и развращённый, самый тёмный и мрачный, – не может противопоставить ничего, никакого возражения; он может бежать от него, но тем самым убегает от себя самого и своего блага.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Пусть Торжество всех святых и Поминовение усопших верных поможет нам с надеждой смотреть на жизнь! Знаменуя вершину любви Божией, Христос вошёл в смерть, чтобы разрушить её узы и открыть нам врата вечной жизни, как мы исповедуем каждый раз, когда читаем Символ веры, обновляя нашу веру в жизнь вечную. 

 

Да поможет нам в этом Дева Мария, Царица Ангелов и Святых, к Которой мы теперь взываем с сыновним упованием. Её жизнь — свет утренней зари для всех нас и для всех верных людей до скончания века: О, Богородица! «Ты для нас – любви полдневный миг, а в дольном мире, смертных напояя, Ты – упования живой родник». Аминь.