логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Торжество Всех Святых, 1 ноября 2012

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Торжество Всех Святых, 1 ноября 2012

1 ноября 2012 г.

 

Дорогие братья и сестры!

 

Сегодня Церковь приглашает нас обратиться разом ко всем святым, вспомнить о них, чтобы в нас пробудилось и обновилось стремление жить столь же великой жизнью веры во Христа, всё больше возрастать в общении с Ним.

 

Первое чтение рисует перед нашим взором картину на первый взгляд тревожную: кажется, что мир близок к уничтожению. Здесь говорится о четырёх Ангелах, «которым дано вредить земле и морю» (Откр 7,2). Однако, как бы ни была велика власть этих ангелов, это не значит, что Бог оставил Своё творение. Напротив, апостол Иоанн говорит нам, что всё то, что происходит, даже самое ужасное, остаётся подвластным Богу. Бог не хочет уничтожения мира. Тем не менее, Он действительно позволяет, чтобы силы зла имели некую свободу действий. В чём состоит эта свобода действий? Главным образом в том, что Сатане и его тёмным ангелам, позволено искушать человека. Потому что, только развращая сердце человека, Сатана может действительно вредить творению Божью. У дракона нет никакой власти над миром, кроме влияния на свободу человека. И это так, потому что с самого начала именно человеку Бог поручил царствовать над этим миром (ср. Быт 2,15).

 

И сегодня это видно как никогда раньше, потому, что человек уже приобрёл такую власть над природой, что он действительно может уничтожить мир, если продолжит злоупотреблять своей властью. Да, от человека зависит судьба деревьев, рек, морей, птиц и зверей — всего, что «живёт и существует». Зависит, конечно же, отчасти — ведь есть Провидение Божье. И, тем не менее, Бог всерьёз решил доверить человеку такую огромную власть. Так что именно сердце человека, такая маленькая и узкая вещь, оказывается, как написал Достоевский, на самом деле главным полем битвы между Богом и Сатаной за господство над миром.

 

Как не испугаться такой ответственности? Особенно если мы начинаем смотреть на зло, которое есть и вокруг, и внутри нас… Легко создаётся впечатление, что зло, в конце концов – сильнее, чем добро; что оно умеет притягивать людей; что у Сатаны больше силы, чем у Бога, чтобы покорить сердце человека. И потому что, в конце концов, Бог «ошибся в расчётах», доверив нам такую власть и свободу. 

 

Но Бог не ошибся. Неправда, что силы зла сильнее. Неправда! И самый утешительный и убедительный знак того, что это неправда, — это именно великое множество святых. Неправда что у Господа мало друзей в этом мире. Если смотреть на историю, от Авраама и до сегодняшнего дня, то, безусловно, мы увидим много мрака. Но среди мрака — множество огней, неисчислимых как звёзды в ночном небе: «Посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их (...): столько будет у тебя потомков» (Быт 15,5). Да, Бог выполнил обещание, которое дал Аврааму.

 

Действительно, святые – они как бесчисленные звёзды, которые преображают тёмное небо истории в зрелище великой красоты: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, изо всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7,9).

 

Иоанн здесь говорит не просто о множестве, а о множестве, которого «никто не мог перечесть»... И это значит, что святые — это не маленькая каста избранных. Это безмерный народ, внутри которого есть не только святые, официально объявленные таковыми Церковью, но также и крещёные «всех племён и времен», бесчисленный народ всех тех, кто старался искренним сердцем и верой следовать за Христом. Мы не знаем ни лиц, ни имён большинства из них. И, тем не менее, они сверкают на небесах.

 

Какое волнение охватывает нас сегодня при воспоминании о тех многих мужчинах и женщинах, которые пострадали ради Христа на этой дорогой нам русской земле! Они тоже сейчас радостно возносят пальмы победы пред престолом Божьим. Но более того — они также молятся о нас. И поэтому, когда мы обращаемся к святым во время молитвы, часто бывает, что мы действительно испытываем некий прилив мужества, словно мы услышали эхо их голосов, «болеющих» за нас на трибунах небесного стадиона...

 

Возлюбленные братья и сестры! Мы, христиане, никогда не будем одиноки. Даже если бы остались только мы, здесь присутствующие, и весь мир обратился бы против нас, мы не остались бы брошенными. Мы не одни. С нами выступает всё небо. Вот почему в нашей жизни — так же, как и в литургии Церкви, — так важно воспоминание о святых. Начиная с тех, которые по разным причинам ближе нашему сердцу, и заканчивая всеми остальными. Кто часто прибегает к заступничеству святых, тот никогда не бывает один: «ищите каждый день лицо святых и найдёте покой в их жизни» (ср. Дидахе).

 

А сейчас зададим себе вопрос: кто такой святой человек? «Это те, которые пришли от великой скорби», говорит книга Откровения, «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр 7,14). Символическое видение Иоанна указывает на две главные общие черты всех святых.

 

Первая: их одежда – белая. А одежда в Библии означает вид, означает то, что в человеке видят другие. Таким образом, вот что означает белая одежда: святых легко признать, потому что они сияют, сверкают. Святые, другими словами, прекрасны в полном смысле этого слова. Действительно, они подобны звёздам среди мрака этого мира. И потому они — те, кто освещает этот мир, уменьшая мрак и хаос. Святые — это те, кто защищает мир от окончательного разрушения. Потому что сияние их человечности вновь и вновь зажигает в окаменелых сердцах людей ностальгию, жажду Бога, желание истины, любви и красоты Христа: «Блаженны вы алчущие и жаждущие правды» (Мф 5,6). 

 

Святые спасают мир через свою красоту, потому что она, так же, как и лик Христа, делает видимым Бога. Человеку, чтобы начать желать, нужно сначала увидеть... Вот почему, если бы не было святых, то вера быстро исчезла бы из этого мира. Потому что Иисус стал бы невидимым. Конечно, Он всё также присутствовал бы в Таинствах, в Священном Писании, в творении... Однако Он стал бы настолько скрытым, что уже не мог бы никого больше покорить, ранить Своей красотой.

 

Но святые есть! В них мы воочию видим эту красоту. И против неё Сатана ничего не может. Он побеждён. Поэтому для нас так важно знакомиться со святыми. Интересоваться их историей, жизнью, трудами, мыслями, речами. В них мы видим Христа.

 

И далее Иоанн говорит нам и о второй черте. Он говорит, что все эти люди стали святыми. Их одежда не всегда была белой. Она стала белой. И как она стала белой? Её «омыли кровью». Это странно, поскольку сама по себе кровь пачкает, а не омывает. И более того: в более глубоком смысле, кровь — это то, что оставляет самое нестираемое пятно, поскольку она отсылает к насилию, смерти и греху, внутри которых мы живём. И вот, как это ни странно, именно кровью они омыли свою одежду. Но это кровь, которая отличается от любой другой крови. Это кровь Агнца, Который отдал Свою жизнь для искупления многих. Это Кровь Христа. 

 

Итак, вот кто такой святой: он не герой. И не обязательно у него есть особенная сила или талант. Святой — это человек, который всю свою защиту находит в любви Христа, в даре Его Крови. Кроме неё, у него нет ничего, чтобы защититься от зла, чтобы «прийти победителем от великой скорби» (ср. Откр 7,14), чтобы преодолеть испытания жизни. Ничего, кроме крови Агнца.

 

Подобно тому, как дети Израиля в Египте были защищены от Ангела истребителя кровью агнца, которой они помазали свои дома, так же и святые, Дети нового Израиля, сохранены от зла, от «великой скорби» не своей силой. Они уповают на кровь Агнца. 

 

Вот кто такой святой: это попросту тот, кто не боится отдать в руки Христа всю свою надежду. Тот, кто уверен, что Агнец действительно сильнее Дракона. И поэтому не пугается, не отступает перед трудностями и скорбью. И всё встречает со смиренной, но непобедимой верой и радостью. Потому что в его сердце запечатлены слова Иисуса: «Блаженны вы, нищие духом… Блаженны вы, кроткие… Блаженны вы, жаждущие правды… Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (ср. Мф 5,1-12).

 

 

 

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)