логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > «Органный вечер на инструменте давних времен...»

«Органный вечер на инструменте давних времен...»

14 сентября 2012 г.

 

12 сентября 2012 г.  в храме св. Станислава совершалось празднование иконы Трижды Предивной Божией Матери. Праздник начался с пения Акафиста Пресвятой Богородице. В Литургии принял участие санкт-петербургский молодёжный хор «Лауда».

 

Одним из центральных событий праздника для храма стало открытие нового органа, специально сконструированного для храма св. Станислава. Инструмент был изготовлен петербургской фирмой Sacrosonus, специализирующейся на создании органов, способных моделировать звучание наиболее известных исторических органов мирового уровня. Консоли Sacrosonus зарекомендовали себя надежностью и простотой управления. Поэтому настоятель прихода о. Кшиштоф Пожарский вместе с прихожанами и попечителями приняли решение не устанавливать обычный электронный орган, а собранные пожертвования вложить в настоящий органный проект. В течение нынешнего лета основные узлы инструмента были изготовлены петербургскими мастерами, и  смонтированы на хорах храма. Благодаря технологиям, примененным в консоли Sacrosonus, мы не слышим в звучании этого инструмента ставшего, к сожалению, нормой электронного звучания синтезатора.

 

Вот почему мы бы хотели подробней остановиться на идее создания инструмента в храме св. Станислава.
Настоятель прихода, о. Кшиштоф Пожарский, – человек, постоянно интересующийся инновациями, которые могли бы быть использованы для Церкви. Поэтому основной идеей создания органного проекта стала мысль, чтобы малыми средствами осуществить в церковном пространстве звучание органов мирового уровня на основе максимально точного воссоздания их прототипов. Благодаря органу, ставшему частью церковной культуры Запада, приход намерен через музыкальные программы привлекать современную молодежь к подлинным истокам красоты.   

 

Органная консоль была сконструирована питерскими специалистами таким образом, чтобы полностью, на основе цифровых и семплерных технологий, осуществить имитацию духового органа мирового уровня, вплоть до мельчайших его особенностей: можно включать и выключать каждый регистр в отдельности (при этом внимательный слушатель даже услышит звук срабатывания механизма регистровой трактуры или шум органных винлад. Все это создаёт небывалую реалистичность. Орган имеет три клавиатуры и педаль. Hauptwerk Oberwerk и Ruckpositif. В инструменте имеется большое количество вспомогательных устройств для создания свободных регистровых комбинаций. По сравнению с зарубежными электронными органами, инструмент петербургской фирмы Sacrosonus неотличим от звучания настоящего органа.

 

Но главное достоинство органа в храме  св. Станислава — уникальный набор звуковых комбинаций, которые были смоделированы на основе звучания органов мирового уровня. Фактически описываемый орган может после короткой настройки звучать в манере разных эпох и стилей — от эпохи возрождения до наших дней.

 

В новом церковном органе смоделировано шесть  разных «органов» Европы: Англии, Германи и Франции:  современный необарочный инструмент (45 регистров), симфонический французский орган знаменитого органного мастера Cavaille-Coll (55 регистров), баховский орган мастера Фридриха Зильберманна (32 регистра). Для органистов будет небезынтересно познакомиться также с барочным инструментом легендарного мастера Шнитгера (1721 г.), прототип этого инструмента находится в городе Soule (Нидерланды) и имеет 64 регистра. Наконец, орган может воспроизводить звучание ренессансного прототипа постройки 1587 года: оригинал этого инструмента, к счастью, не пострадал в исторических катаклизмах и сейчас находится в Чехии.

 

 

prev
next

 

Органный вечер, который состоялся сразу же после праздничной Мессы, дал возможность прихожанам и гостям храма св. Станислава познакомиться с баховским инструментом мастера Зильберманна. Фактически это была первая презентация консоли, ее изготовителей и молодых музыкантов, которые с большим энтузиазмом осваивали новый для себя петербургский инструмент.

 

По словам экспертов и музыкантов, знакомых с другими органами нашего города, инструмент в храме св. Станислава выгодно отличается своей мощью, уникальным звучанием, редкой акустикой и чистотой интонации. По словам органистов, принявших участие в праздничном концерте, они как бы вновь оказались за инструментом, знакомство с которым у них могло бы состояться только  при общении с настоящим зильбермановским подлинником. Инструменты Зильберманна уникальны. Немногочисленные уцелевшие зильберманновские инструменты после бомбежек Второй мировой войны сегодня являются местом паломничества органистов всего мира. Сам мастер был современником Баха и его близким другом. Многие замечания или пожелания Баха были учтены в звучании этих инструментов. Именно на этих органах Бах создавал свои органные шедевры.

 

Программа органного вечера была составлена с учетом данного уникального инструмента. За органной консолью в этот вечер побывало семь студентов и аспирантов высших  музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга (Консерватории и Санкт-Петербургского государственного Университета).



В концерте были исполнены следующие приизведения:


— И.С. Бах – Прелюдия и фуга до минор (BWV 549) – Антон Алексеев, один из создателей консоли;
— И.С. Бах – фантазия и фуга до минор; И.С. Бах – хоральная прелюдия  Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 648) – Мария Лебедева;
— И.С. Бах – хоральная прелюдия Meine Seele erhebet den Herrn (BWV 648), Мендельсон – прелюдия и фуга ре минор – Анна Иванова;

— Свелинк  – Mein junges Leben hat ein End И.С. Бах – Adagio, И.С. Бах - Трио на Herr Jesu Christ, dich zu uns wend (BWV 655) – Алина Никитина;
— Муффат – токката №11 И.С. Бах – хоральное трио Allein Gott in der Hoh sei Ehr (BWV 663) – Анна Хоменя;

— Бах-Вивальди – концерт до мажор (1 и 2 частИ) – Анна Валицкая;
— И.С. Бах – прелюдия и фуга ля минор; И.С. Бах –Хоральная прелюдия Nun komm Der Heiden Heiland –  Любовь Носова;
— Фрескобальди - Токката соль минор Муфат – Токката до мажор – Екатерина Поризко.



Таким образом храм св. Станислава, расположенный в центре Санкт-Петербурга, стал новым местом, где будут проходить органные вечера.  Появление нового органа вызвало большой интерес у молодых музыкантов. Это дает надежду на привлечение молодежи к литургической музыке, в том числе и для высококачественного сопровождения богослужений. В приходе появилась возможность подготовки новых церковных органистов из числа  студентов и выпускников высших музыкальных учебных заведений.



К Празднику Рождества Христова приход планирует построить органный фасад, отвечающий стилю и эпохе  внутренних интерьеров храма (неоклассицизм).

 

 

 

Антон Алексеев, Санкт-Петербург