логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Навечерие Пасхи 2012 года

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Навечерие Пасхи 2012 года

8 апреля 2012 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

Христос Воскресе!

 

В этот вечер, вернее в эту ночь совершается величайшее из чудес: «Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ».

 

Это — ночь, исполненная радости, покоя, света и общения. И каждый из этих элементов связан друг с другом. Ведь без света в нашей жизни нет радости, а покой мы обретаем лишь в общении с Богом и с братьями. Радость сопутствует подлинному общению, как и покой указывает на внутренний свет, освещающий нашу жизнь. Все эти элементы неповторимым образом переплетены в этой уникальной литургии.

 

Провозглашение Пасхи исполнено глубочайшей радости, которая объемлет нас, потому что Христос воскрес и благодаря этому событию мы можем сегодня войти в общение с Ним: «Да ликуют сонмы ангелов в небе… да возвестит труба спасения победу столь славного Царя. Да радуется земля… Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света». Пусть Господь Христос воскресший коснется и нас, и сделает нас радостными свидетелями Его присутствия. И пусть это свидетельство откроется в нашем общении братской любви.

 

Да, дорогие братья и сёстры! Наша радость и наше общение происходят из живого присутствия Христа среди нас. Нас собрало вместе не воспоминание, пусть и благоговейное, о Христе, и не наши добрые чувства. Нас собирает сам живой Христос. Наше общение свидетельствует о живом Христе, воскресшем и присутствующем среди нас. Вот почему и мы вслед за святым Петром свидетельствуем, что наши усердие и согласие в молитве укоренены в подтвержденной опытом вере в присутствие Христа. Мы радуемся тому, что Иисус не остался персонажем далёкого прошлого, но присутствует среди нас как живой Господь. Да, Он, Великий Учитель из Назарета, принявший смерть в Иерусалиме, воскрес и принёс нам спасение. Жак Леклерк сказал, что «христианин — это, прежде всего, тот, кто верит в воскресение Христа. Это значит, что Христос — это живой победитель, и мы можем соединиться с Ним, живым поныне, и этот союз есть цель нашей жизни. Воскресение Христа означает также, что Христос — не только основатель Церкви, но Он и остаётся её главой, незримым, но действующим» (J. Leclercq, La Vie di Christ dans son Église).

 

Из этого становится понятным, почему мы так дорожим единством и общением. Как говорит святитель Киприан Карфагенский : «Как Обитающий в нас един, так и тех, кто принадлежит Ему, Он соединяет и связывает повсюду нитью единства». Как возникает эта связь, мы увидим сегодня в литургии Крещения, когда исполняется слово: «Если мы соединены с Христом подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим 6,5). 

 

Итак, зримое общение любви является первой и главной отличительной чертой нашей Церкви: именно это общение в братской любви должен был бы в первую очередь отметить и запечатлеть сторонний наблюдатель. Мы должны беречь это общение и дорожить им, потому что наше «мы», это бытие в общении слишком легко может превратиться в замкнутую общность, в гетто. Но превращать христианскую общину в гетто —  значит предать подлинное содержание нашей веры.

 

Павел, обращаясь к первым христианам, пишет так: «Ибо все вы — сыны Божии по вере в Иисуса Христа; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы — семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3,26-29).

 

Для нас, христиан, Божье благоволение и избрание изначально лишено какого-либо национального, этнического предпочтения. Ведь новый народ Церкви образован из тех, кого Бог объединил через веру в воплощение и воскресение Его Сына. Наша епархиальная община красноречиво свидетельствует об этом единстве в многообразии, которое характеризует Католическую Церковь.

 

Мы принадлежим к разным народам, языкам и культурам, с самыми различными воззрениями и историей, и нужно признать, что некоторые из этих народов не слишком дружны между собой. И если бы мы жили по мирским представлениям, то между нами могло бы быть полное отчуждение. Но мы стали единым народом, потому что Бог объединил нас верой в Иисуса Христа воскресшего. Вера в Христа коренным образом преодолевает любой отчуждающий людей друг от друга способ самоопределения по рождению или по крови. Наше общение основано на том, что все мы избраны Богом. Единственной причиной этого избрания является любовь Бога к нам и наша вера в Христа, Его Сына. Община становится самой собой через действие Бога, Который выбирает, сближает и объединяет избранных Им людей.

 

В Навечерие Пасхи мы переживаем глубокий покой, проистекающий из света. Во всех церквах — как в Кафедральном соборе, так и в самых отдалённых часовнях нашей епархии, как и вообще во всей Церкви, — где бы ни собирались верующие в эту пасхальную ночь, литургия начинается с благословения огня и зажжения Пасхальной свечи — символа света Христова, lumen Christi

 

Куда бы мы ни шли, Иисус всегда предваряет нас (ср. Мк 16,7) светом Своего воскресения. Малое, колеблющееся пламя Пасхала передаётся всем верующим, наполняя светом храм, и это прекрасный образ нашего общения, через которое освящаются одновременно каждый в отдельности и вся община. Общение верных, община, и является истинным домом Божиим, домом Христа (ср. Ев 3,6).

 

Иисус есть свет миру (ср. Ин 8,12). Он наполняет Своим светом нашу жизнь, чтобы и мы стали светом миру (ср. Мф 5,14). Пламя, передающееся от Пасхала, напоминает нам о том, что мы не можем зажечь этот свет сами собой. Наши силы ограничены, и мы не можем игнорировать тьму зла, страдания невиновных, и смерти. Да, зло существует. Мы ежедневно видим его вокруг нас, и, что хуже, внутри нас: эгоизм, злость, ненависть, зависть, теплохладность. И если мы искренни сами с собой, то мы также видим, что сами по себе мы не в состоянии победить зло. 

 

Лишь осознав это, мы начинаем по-настоящему понимать величие тайны Крещения. В Крещении каждый верующий освящён смертью и воскресением Христа. В Крещении Господь зажигает в нас свет Своей освящающей благодати. В литургии Крещения, вручая крещаемому зажжённую свечу, священник говорит: «Ты стал светом во Христе. Поступай всегда как дитя света».

 

Свет Пасхала напоминает нам, что свет воскресения просвещает живущих во тьме и тени смерти (ср. Лк 1,79): слабое, неустойчивое пламя оказывается сильнее кажущейся непобедимой тьмы. Христос воскресший из мёртвых наполнил Своим светом этот мир, наш мир, наше настоящее. Именно там, где тьма кажется наиболее сильной, там, где как кажется, что нет никакой надежды, звучит: Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ! Христос победил смерть, Он живёт (ср. Мк 16,6), и наша вера в Христа воскресшего рассеивает тьму. Это не значит, что в жизни того, кто верит в Христа воскресшего, всегда ярко светит солнце. Реклама: Limobuso ir limuzinu nuoma Vilniuje ir visoje Lietuvoje uz gera kaina Радость и скорбь делят нашу жизнь пополам. Но тому, кто поверил в Христа, всегда светит свет, указывающий путь жизни, даже в самые её тёмные моменты. Как мы поём в одном из гимнов Пасхи: «Заря наполняется светом, и песней объято всё небо. Земля поёт в радости славу Христу в день Его Воскресенья. Он, жизнью смерть победивший, Грехи искупивший любовью, наш радостный день освещает сиянием славы великой».

 

И этот свет не остаётся один, но рождает свет вокруг себя. Вот почему для того, чтобы поддерживать и укреплять нашу веру, мы в нуждаемся в общине. Свет нашей веры утверждают и укрепляют те бесчисленные свечки, огни веры, которые предшествовали нам в истории, как и мы своей верой будем поддерживать и укреплять веру тех, кто последует за нами.

 

Дорогие братья и сёстры! Мы веруем в Христа воскресшего! Эта вера открывает нам, что только Он есть неугасимый свет нашей жизни, источник всякого истинного света в этом мире. Поэтому все, кто намеревался и намеревается просветить этот мир, не будучи сами просвещены светом Христа, Который один есть Свет миру, не создали ничего по-настоящему доброго. И все мы являемся невольными свидетелями этого результата.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Христос не требует от нас невозможного. Он хочет всего лишь, чтобы в нас отразился Его свет (Бенедикт XVI), и чтобы мы, подобно этой свече, горели Его любовью и освещали мир пасхальным светом Его воскресения.

 

Христос Воскресе!

 

 

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

23 октября 2017г.

 

Св. Иоанн Капестрано, свящ.

 

Рим 4, 20-25; Пс: Лк 69-70. 71-72. 73-75; Лк 12, 13-21

 

Св. Феодорит Антиохийский, свящ. и мч. (+362)

Св. Северин Кёльский, еп. (+400)