логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе воспоминания Тайной Вечери, 5 апреля 2012

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе воспоминания Тайной Вечери, 5 апреля 2012

6 апреля 2012 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Сегодня мы вспоминаем Тайную Вечерю, называемую так, потому что во время этой вечери, последней трапезы с учениками, Иисус установил таинство Евхаристии — ту жертву, через которую Христос воскресший до конца времён будет присутствовать среди Своих.

 

Апостол Павел в Послании христианам Коринфа, отрывок из которого мы услышали, такими словами утверждает тех, кто лично не встречался с живым Иисусом, в истинности евхаристической жертвы: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание» (1Кoр 11,23-25).

 

В этих словах ясно звучит намерение Иисуса реально присутствовать в Своей Церкви под Евхаристическими видами, в которых таинственно сокрыты Его Тело и Кровь, принесённые Им ради нашего спасения в жертву нового и вечного Завета.  Иисус передал это таинство истины и любви Своим апостолам, и поставил их и их преемников служителями этого величайшего дара, таким образом показывая Свою любовь к Своей Церкви. 

 

В сегодняшней Святой Мессе, и особенно в ее заключительных обрядах, мы созерцаем и прославляем в таинстве Евхаристии полную отдачу Иисусом Самого Себя ради нас. Мы молим Его всегда пребывать с нами, просим Его обновить наше желание строить наше общение с Ним, и укрепить нашу решимость возвещать Его другим людям через свидетельство нашей братской любви. 

 

Святой Иоанн в своём Евангелии говорит об особом качестве этого дара, этой жертвы любви, которую совершает Иисус. Иоанн не приводит в своём Евангелии слова установления Евхаристии, однако подробно доносит до нас слова «завещания» Иисуса — Его Первосвященническую молитву, которая представляет собой как бы синтез всей жизни и дел Иисуса. И в этой молитве мы видим действующий принцип Евхаристии: Она очищает тех, кто Её принимает, и примиряет их с Богом. Именно очищение мира и примирение являются центром молитвы Иисуса, предваряющей Его Страсти, которые мы реальным образом воспоминаем всякий раз, когда совершается Евхаристия.

 

Евхаристия даёт нам жизнь и познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17,3). Кто не хочет жить? В нас кипит жажда, тоска по подлинной жизни, полной смысла, исполненной радости. И в то же время мы сталкиваемся с неизбежности смерти. Иисус, говоря о жизни «вечной», имеет в виду истинную жизнь, настоящую, подлинную жизнь, достойную того, чтобы её прожить. Он имеет в виду не просто жизнь после физической смерти. Он имеет в виду жизнь, неподвластную смерти. Но если так, значит эта жизнь должна начаться уже сейчас. Ведь только если мы уже теперь постигаем, что такое жизнь, неподвластная смерти, обещание вечной жизни становится для нас реальностью. 

 

«Да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа…»: эта жизнь является познанием. И отсюда в первую очередь вытекает, что жизнь — это общение. Никто не обладает жизнью «от себя» и только для себя. Мы получаем жизнь от других и в отношениях с другими. Евхаристия — это вершина нашего общения с Христом, общения в истине и любви, дарении и обретении, общения, которое делает жизнь плодотворной и прекрасной. Это общение с Тем, Кто сам есть Жизнь, и Кто спасает мою жизнь из пучины смерти. Нас ведёт за Собой Тот, Кто сам есть Жизнь. Благодаря отношениям с Ним мы останемся в живых, даже пройдя через смерть, потому что Он, имеющий жизнь в Себе Самом, никогда не оставит и не покинет нас.

 

Совершая Евхаристию, участвуя в ней, мы познаём Бога. Но ясно, что речь идёт о чём-то неизмеримо большем, чем поверхностное знание фактов. Познание, которое происходит в Таинстве, соединяет нашу личность с Личностью Другого. Узнавать Христа в Евхаристии — значит любить Его, становиться с Ним одним целым. Наша жизнь становится подлинной и истинной жизнью и, тем самым, вечной жизнью, если мы знаем Того, в Ком заключён источник всего сущего и всякой жизни. Слова Иисуса призывают нас стать друзьями Христа, стремиться узнать Его как можно ближе, войти в диалог с Ним, стать Его свидетелями!

 

В этом «завещании» истины и любви Иисуса особое место занимает омовение ног. В этом жесте Иисуса достигает своей вершины всё Его служение, Его полная самоотдача ради человека, нуждающегося в спасении. В Иисусе достигает завершения процесс, начавшийся, когда Бог явил Себя Моисею: в Иисусе Бог полностью открывает Себя человеку: «Кто знает Меня, знает Отца» (ср. Ин 14,9). Умывая ноги Своим ученикам, Сын Божий открывает нам подлинное имя Бога: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (ср. 1Ин 4,8). Любовь, которой Бог любит Сына в таинственных недрах Святой Троицы, включает и людей в этот божественный круг любви. 

 

В Евхаристии Он присутствует среди нас и ради нас как Тот, Кого можно познать, как Тот, Кто захотел быть с нами. Это желание Бога быть со Своим народом достигает кульминации в воплощении Его Сына. Бог стал Человеком, и потому мы можем узнать Его и приблизиться к Нему. Он стал одним из нас, но одновременно остаётся вечным и бесконечным Богом. Тайна Евхаристии, тайна присутствия Бога под видами хлеба и вина, — это тот превосходнейший способ, который сам Бог избрал, чтобы пребывать с нами. Бог явил нам Свою тайну, явил нам Свой лик. Он явил Себя нам и отдал Себя в наши руки… Воистину, нам следует исполниться радости и благодарения от того, что Бог, бесконечный и непостижимый, стал Богом близким, который любит нас и позволяет нам узнать и полюбить Его.

 

Первосвященническая молитва Иисуса открывает нам ещё одну черту как сегодняшней литургии, так и самого таинства Великого Четверга: это новое священство Иисуса, которое продолжается в служении апостолов и их учеников, участвующих в священстве Господа. Евхаристия есть также таинство единства, связанное с священством. «Да будут все едино. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. … И да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ср. Ин 17,11.21.23). Иисус препоручает Свою общину Отчему сердцу. Он молится Отцу о Церкви и её единстве. Иисус молится о том, чтобы эта Церковь оставалась единой и апостольской. Господь молится Отцу о Церкви, и из этой молитвы Иисуса рождается Церковь. Эта Церковь, основанная на Жертве Христа и Его священстве, растет и распространяется через проповедь апостолов, возвещающих имя Божие и приводящих людей в общение любви с Богом. Иисус молится, чтобы проповедь учеников звучала до конца времён, и чтобы благодаря ей были собраны воедино люди, знающие Бога и Того, Кого Он послал, — Его Сына Иисуса Христа. Он молится, чтобы эти люди пришли к вере, и через веру — к любви. Он просит Отца о том, чтобы уверовавшие в Него пребывали в общении с Богом и Иисусом Христом, и чтобы это общение стало источником зримого единства. Это должно быть такое единство, которое обращает на себя внимание, единство, превосходящее естественные человеческие способности, единство, способное стать знамением для мира.

 

Мы знаем, что проповедь апостолов ни в коем случае не потерпит поражения в истории, что эта проповедь всегда и неизменно будет пробуждать в людях веру и созидать среди них единство — единство, подтверждающее миссию Иисуса Христа. Но одновременно это сознание побуждает нас к испытанию совести. Господь вопрошает нас: действительно ли вы живёте верой и пребываете в общении со Мной и, значит, в общении с Богом? Или же вы живёте скорее для себя, а значит — вопреки вашей вере? Размышляя о Страстях Господа, почувствуем боль Иисуса от того, что мы не живём в Его любви, от того, что мы сопротивляемся Его любви, от того, что мы отвергаем единство, призванное засвидетельствовать перед миром истинность Его миссии.

 

Пусть в этот час, когда Господь в Пресвятой Евхаристии отдаёт Себя, Своё Тело и Свою Кровь, в наши руки и в наши сердца, нас тронут слова Его молитвы. Присоединимся к Его молитве и воззовём к Нему: Господи! Даруй нам веру в Тебя, пребывающего в единстве с Отцом в Святом Духе. Дай нам пребыть в любви Твоей — да будем все едино, как Ты в Отце и Отец в Тебе, чтобы мир мог уверовать. Аминь.

 

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

26 июля 2017г.

 

Свв. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, память

 

Исх 16, 1-5. 9-15; Пс 78 (77), 18-19. 23-24. 25-26. 27-28 (Пр.: 24b); Мф 13, 1-9