логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения Мира и благословения елеев

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения Мира и благословения елеев

3 апреля 2012 г.

 

 

Дорогие собратья во священстве! 

Дорогие братья и сёстры!

 

Каждый год во время Святой Мессы освящения мира, Missa Chrismatis, мы с вами, дорогие священники, переживаем особый призыв обновить перед Господом наше призвание. И одновременно это тот  момент, когда мы, вновь повторяя наше «да», которое мы когда-то сказали в ответ на приглашение Бога, проверяем — какой путь мы проделали за прошедший год в нашем священстве. Выросла ли наша вера во Христа и наша убеждённость в своём призвании?  

 

Сегодня я хочу пригласить вас совершить это испытание своего служения, обращаясь к словам Иисуса, которые Он сказал апостолам во время последней беседы с ними: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15,16).  

 

Это — важный, основополагающий момент в жизни Самого Иисуса, Который в этих последних словах разделяет со Своими друзьями содержание, сущность, сердце Своей трёхлетней миссии, Своего общественного служения: «Я уже не называю вас рабами… Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин 15,15).

 

Но одновременно это — важный момент и для самих апостолов, которые уже не могут пройти мимо вызова: как выросла моя принадлежность этому человеку? Разделил ли я свою жизнь с этим человеком, который имеет слова вечной жизни (ср. Ин 6,58)? И что эта совместная жизнь дала моей жизни? Какую новизну? Апостолы, должно быть, прекрасно понимали, что сегодня, сейчас речь не идёт просто о каком-то отвлечённом размышлении о Боге или о себе, не просто о чувстве любви и привязанности, но прежде всего о факте, о событии, о главном событии произошедшем в их жизни, перевернувшем их жизнь. 

 

Вот что такое наше священство! Это самый великий факт, это решающее событие нашей жизни, потому что именно призвание священника как ничто иное определило и определяет моё лицо перед Богом и перед людьми. 

 

«Я вас избрал». У истока моей жизни как священника находится прежде всего этот факт: Бог захотел, чтобы я был, и Он хочет, чтобы я был здесь и сейчас. То, что Христос «избрал» меня, значит именно то , что Он предпочёл и предпочитает меня. Мёлер говорил, что он не мог бы прожить ни одного дня, не слыша Его голоса, голоса Иисуса, призвавшего его. Я не мог бы прожить ни одного дня, если бы не помнил об этой простой и головокружительной истине: Бог призвал меня из ничего. Наше «да» означает признание важности и решающего значения события призвания для нашей жизни.

 

«Я вас избрал, Я вас призвал». Я думаю, что памятование о нашем призвании является первым и главным содержанием нашего диалога с Богом. Если нет живого диалога с Богом, то и нет возможности выйти за рамки себя самого, и мы оказываемся замкнутыми в себе. Чтобы выйти из себя, мы должны идти вглубь себя, до дна самих себя, где мы открываем, что Другой с большой буквы рождает нас. Диалог с Богом рождается для священника из диалога с людьми. Именно диалог с людьми, служение людям заставляет священника искать и углублять диалог с Богом. Я ищу диалога с Богом, исходя из отношений с вами, и благодаря этому снова и снова заново открываю для себя Бога, без Которого невозможен диалог с людьми. Вступить в диалог с Богом не значит просто думать о Боге или читать слово Божие. Диалог с Богом — это живые отношения. Это «я», разговаривающее с «Ты». Я слушаю Тебя и спрашиваю Тебя. И я думаю, что этот диалог невозможен, если мы не учимся тому, чтобы каждый день — особенно утром и вечером — посвятить какое-то время этим отношениям с Богом, этому диалогу с Ним, когда мы погружаемся во взволнованное переживание той истины, что Бог во Христе избрал и призвал нас. Избрав меня, Бог сам начал этот диалог со мной, который не смогут разрушить и отменить никакие мои ошибки и даже моя неверность.


«Я вас избрал и поставил вас» (Ин 15,16). Призвание не оставляет нас наедине с самими собой. Иисус призывает Апостолов прежде всего для того, чтобы они жили с Ним: «Иисус позвал к Себе, кого Сам хотел, поставил их, чтобы с Ним были» (ср. Мк 3,13-14). Так и нам нужно быть с Христом, слушать Его учение, разделить с Ним Его жизнь, видеть Его. За те три года, что Иисус провёл с апостолами, Он «переделал» их именно в том смысле, что привязал их к Себе, сделал их «Своими». 

Священникам дано познать Христа, чтобы они позволили другим познать Его. Когда не происходит познания Христа, мы уже не говорим о Христе, мы говорим о других вещах. Познание же Христа требует от нас прежде всего желания, реального желания Его познать. Византийский богослов пятнадцатого века Николай Кавасила говорит: «[Есть] люди, в которых живёт желание, превышающее их природу; они ищут и желают большего, нежели то, на что надеяться созвучно человеку; они поражены Самим Женихом: Он Сам послал пред их очами горящий луч Своего сияния. Глубина раны свидетельствует о том, каким оружием она была нанесена, а широта желания даёт понять, Кто Сей, пустивший эту стрелу». 

 

Мы можем познавать Христа всё больше, лишь если в нас созревает желание Христа. И это желание не уменьшается, но увеличивается после встречи с Ним. Правда, иногда нам может показаться, что в нас нет никакого желания: «моя душа холодна», «моё сердце застыло», «я не нахожу слов», говорим мы. Но тогда пусть само отсутствие желания станет поводом просить Святого Духа о нём! Это и есть роль, по крайней мере, одна роль десяти заповедей, роль правил в нашем призвании: нечто извне призывает нас к чему-то, чего мы ещё не находим внутри себя.


«Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». (Пс 27,8) Все псалмы пронизаны этим желанием, этой просьбой. И в этой просьбе — вся сущность молитвы. Без молитвы нельзя жить в общении со Христом. В жизни немало моментов, когда молитва приятна и желанна, но бывает, и это может продолжаться днями, неделями, месяцами, когда молитва даётся с трудом, кажется тщетной и убогой. В первом случае не стоит радоваться, как не стоит и сокрушаться во втором, ведь с помощью чувств Бог направляет нас к чему-то по-настоящему важному. Мы читаем Утреню, даже если наши мысли заняты чем-то иным, даже если в этот момент нам хочется совсем другого. 

 

Евангелие часто показывает нам Иисуса, который молится Отцу. Для меня молитва Иисуса навсегда останется самой непостижимой и притягательной тайной Его жизни. Самой непостижимой — потому что она исходит из вопроса: зачем Иисусу нужно было молиться, зачем Ему нужна была тишина, ведь в силу Своей Божественной природы Он непосредственно участвовал в тайне Отца. И самой притягательной — потому что молитва Иисуса обнажает глубину Его человечности и, одновременно, Его трепет перед решающими моментами Его земной жизни.

 

Священник — это человек молитвы: в молитве он не только лично общается с Христом, но и представляет Господу всех вверенных ему людей. Именно через совершение молитв Литургии часов и Святой Мессы его голос становится голосом других, он превращается в крик, обращенный к Богу, в просьбу, воззвание, мольбу о прощении. За ним мы угадываем нити, пока невидимые, связующие наши жизни с жизнью будущей. Поэтому священство требует пожертвовать собой, своим временем, своей жизнью. Наконец, оно требует целомудрия. Целомудрие — это полное посвящение себя людям и миру, ответ на их вопрошания, чаяния, мольбу; ответ, который даётся в личности священнослужителя, совершающего таинство на алтаре Божьем. Священник — истинный Моисей, воздевший руки к небу, и Авраам, молящий Бога о спасении (ср. Исх 9,33; 17,11; Быт 18,20-33). 

 

Главный урок молитвы преподаётся в литургии. Сердце литургии — тáинственное событие, деяние, через которое Сам Бог придаёт форму истории. Всё должно иметь своё место: тон голоса, высота пения, движения — без театральности, но и без небрежности. Именно поэтому литургия представляет собой особую сферу воспитания: в ней становится явственно зримым новое творение. 

 

В литургии слова, предметы, цвет, ароматы, органы чувств и сама телесная природа человека сливаются в некую искупленную общность, где всё начинает быть важным для вечности. Лишь христианство — через тайну Бога, Который стал человеком, — примиряет трагическую несовместимость материи и духа, разума и истории, сиюминутного и будущего, личности и народа, интуиции и интеллекта.

 

Призвание — событие принципиально неиндивидуалистическое. Иисус не призывает нас быть с Ним, отстранившись от всех других отношений. Нет, Он зовёт нас, и ставит нас в общение братьев, в единство тех, кто призван, как я. Это общение — необходимое условие моего призвания. И не только в «стратегическом» смысле: надо же наполнять чем-то моё одиночество! Нет, без общения братьев мы станем, может быть, гуру, пророками, но не друзьями Христа, не станем Его священниками. Если мы проделаем этот путь общения и единства, то наше священство со временем откроется перед нами во всей своей красоте. 

 

«Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15,16). Приготовляя  духовные упражнения для священников, служащих в нашей архиепархии, я задал себе следующий вопрос: «В чём больше всего нуждается наша Церковь?» И ответил: в том, чтобы в ней возрастали вера, надежда и, прежде всего, любовь.

 

Христианская любовь состоит в том, чтобы заключить в объятия человечность Христа, Его воскресшее Тело, то есть Церковь, единство верующих в Него, потому что «любовь Христова первая объемлет нас» (ср. 2Кор 5,14, 1Ин 4,19). Что такое конкретно Тело Христово, Церковь, человечность Христа? Это наши братья. Любить — значит заключить в объятия Христа, то есть наших конкретных братьев, составляющих единое тело Христово, членом которого являюсь и я. Так я отвечаю на объятия Его любви.

 

Святой Пётр говорит в своём послании: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пт 2,5). Что означают слова «дом духовный»? Самым точным сравнением я считаю семью. Семья — это самая простая метафора Церкви. Общение верных и личность человека не взаимоисключают, а подразумевают друг друга. Формирование и взросление личности, углубление отношений с истиной и благом, плодотворность мыслей и чувств реализуются через принадлежность тому месту, где Бог определил нам быть, где осуществляется   призвание   нашей   жизни,   где   через   братскую любовь мы открываем, что желанны и любимы Богом. Срастаясь с этим местом общения, личность получает возможность взрослеть и постоянно обновляться. Взаимная сопричастность, проистекающая из Святого Духа, — глубже, сильнее, жизнеспособнее, чем обычное родство. Печать Духа связывает людей друг с другом крепче, чем любые другие узы.

 

Итак, что же представляет собой такое родство? Это родство с Христом. Вспомним слова Петра: «устрояйте из себя дом духовный, как живые камни». Если мы хотим стать этим домом, то должны смириться с тем, что нас обтешут; чтобы подходить для кладки, нам нужно принять форму, соответствующую предназначенному для нас месту. Тот, кто хочет быть таким камнем во всём, должен позволить скрепить себя с остальными, и значит уже не может делать всё, что взбредёт ему в голову или кажется необходимым в данный момент. Он больше не может идти, куда вздумается. Он должен согласиться с тем, что другой препояшет его, и поведёт туда, куда идти не хочется (ср. Ин 21,18).

 

Познавать Христа значит приближаться к Нему, Который Сам подошёл к нам, привлёк нас к Себе, призвал нас и попросил следовать за Ним. Христос просит нас оставаться с Ним, учиться у Него. Познавать Христа значит войти в Его отношения с Отцом, принять Его дружбу и разделить её с другими людьми. Апостол Иоанн написал об этом великие слова: «Если кто говорит: «Я люблю Бога», и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видит, то не может любить Бога, которого не видит» (ср. 1Ин 4,20).

 

Бог призвал меня к священству, чтобы открыть мне мой собственный лик, который Он задумал для меня в вечности, чтобы я стал тем, кем Он меня задумал, — через дарованное мне тело, черты моего характера, родителей, даровавших мне жизнь, время и место моей жизни. Священство для Бога — это мой лик, без которого я для Него немыслим.

 

Бог избирает, чтобы направлять. Смысл каждого призвания — свидетельствовать миру, что жизнь без Христа бессмысленна, что истинная жизнь есть лишь во Христе, и что она дарована всем людям в лоне святого народа Церкви. Святой Павел пишет: «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12,1). В этой жертве мы приносим Богу не что иное, как самих себя, свою жизнь со всеми присущими ей чертами, прежде всего — привязанностями и трудом, и через неё уже сейчас, в ограниченности времени живёт окончательный мир, который взывает к людям: «Придите и вы, если хотите увидеть истинную человечность под покровом человеческой хрупкости!».

 

Наше призвание — это призвание всё время говорить об Иисусе, о Его земной жизни, о Его великих словах и деяниях, чтобы дать понять, что Его жизнь продолжается в настоящем, что через нас Он творит еще более великие дела (ср. Ин 14,12). Великая привилегия быть священниками — теми, кто, говоря, оперирует не пустыми словами, но увиденным и услышанным (ср. Деян 4,20; 1Ин 1,3). 

 

Иисус говорит священникам: «У вас нет более важной цели, чем эта, у вас нет иного дела, которое могло бы освободить вас от безотлагательности вашей миссии или отодвинуть её на второй план. Умоляю вас: пусть ваш голос будет слышен, даже если все иные голоса умолкнут. Virtual chat with Mature women and young young girls will help you to realize all your erotic fantasies, then visit the most popular cams xxx chat with girls from your city, you will be able to make new acquaintances, to communicate, to find love, and maybe the future of their loved one, which will get married and have kids. Для этого Я избрал, подготовил и поставил вас (ср. Ин 15,16). Проповедуйте во время и не во время, ведь очень может быть, что совсем скоро удобных моментов не будет вовсе (ср. 2Тим 4,2-4). Ступайте по городам и весям, будьте Моим голосом не только в церкви, не только в четырёх стенах, но повсюду, на кровлях и в катакомбах (ср. Мф 10,27). Не бойтесь, Дух научит вас всему, что следует сказать, особенно, когда вас будут ругать и высмеивать за Меня (ср. Лк 12,11-12; 21,15)».

 

Иисус избрал нас, поставил нас и посылает нас. Бог послал Сына Своего, и Сын посылает нас. Бог послал Сына Своего в мир, чтобы Он любил мир, чтобы Он спас мир (ср. Ин 3,16). Миссия Сына, миссия Иисуса — войти в этот мир, которым является каждый человек. И мы посланы войти в мир человека. Не принадлежа миру сему, идти к человеку, навстречу людям. Мы должны идти туда, где живут люди, где живёт молодёжь. 

 

Испросим же у Бога силу выйти из «тёплого» убежища нашей спокойной и удобной жизни, чтобы идти в «холод» сердец, в «холод» испытаний, в «холод» незнания Бога или разочарования в Нём. Пойдём же навстречу всем людям, чтобы разделить с ними жизнь и принести им тот дар, который был получен нами даром.  

 

 

 

 

 

Мессы освящения Мира и благословения елеев под предстоятельством архиепископа Павла Пецци состоялись 2 апреля в соборе Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге и 3 апреля в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

 



Фото Евгения Мартыновича (Санкт-Петербург) и Натальи Гилёвой (Москва)