логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2012 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1-е Воскресенье Великого Поста, Месса с избранием катехуменов

Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1-е Воскресенье Великого Поста, Месса с избранием катехуменов

28 февраля 2012 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Вступительная молитва сегодняшнего дня, первого воскресения Великого Поста, открывает нам смысл этого священного, благодатного времени: «Всемогущий Боже, помоги нам во время ежегодного поста святой Четыредесятницы (т.е. Великого Поста) достичь сокровенного познания Христа и являть его достойной жизнью». Каким образом происходит это познание Христа? Другими словами, каким образом вера может укорениться в людях нашего времени, поразить их, привлечь и убедить их? 

 

Первое воскресенье Великого Поста показывает нам ситуацию человека на этой земле. Победа над искушениями, с которой начинается миссия Иисуса, побуждает нас осознать собственную слабость и тем самым подготовиться к принятию дара благодати, освобождающей от греха и вливающей в нас новую силу, чтобы следовать за Христом – Путем, Истиной и Жизнью (ср. «Чин христианского посвящения взрослых», 25). Христианская вера предполагает, по примеру Христа и в единении с Ним, борьбу «против мироправителей тьмы века сего» (Еф 6,12), то есть мира, где неустанно действует дьявол, который искушать человека, стремящегося приблизиться к Господу. Христос выходит из этой борьбы победителем, чтобы открыть наши сердца надежде и привести нас к победе над искушениями зла.

 

 

prev
next

 

Сегодня наши катехумены будут избраны для того, чтобы в Навечерие Пасхи принять Таинства христианского посвящения. В их жизни, как и в жизни каждого из нас когда-то, произошла встреча с Христом, которая побудила нас приблизиться к Церкви и начать строить свои отношения с самим Христом. Однако существует риск, что обретённая нами вера может стать формальной, застывшей в определённых ограниченных формах: мы время от времени ходим на литургию, читаем иногда молитвы, соблюдаем определённые правила, но при этом чувствуем, что становимся все дальше от Христа, по сравнению с тем моментом, когда мы встретили Его впервые. То, что мы получили, откладывается в нас и даже приносит какие-то плоды, но сердце, именно сердце, в буквальном смысле слова словно чувствует себя неловко со Христом, как будто исчезла та близость, которую мы ощутили когда-то — пусть даже, возможно, с присущей первой встрече сентиментальностью.

 

Вот для чего Церковь предлагает нам это время Великого Поста: ради обновления нашей веры, ради того, чтобы не восторжествовала эта отдаленность от Христа, исчезающая лишь в отдельные моменты. Обычно мы ожидаем обновления от чего-то необычного, от того, что мы будем делать, думать, читать, смотреть какие-то вещи, отличающиеся от привычных. Но на самом деле обновление нашей веры (и то же самое можно сказать и о работе, и о супружеской жизни) заключается не в поисках чего-то нового, а в реализации того, чего мы желаем. 

 

Не существует события более великого, чем когда мы находим то, чего желает наше сердце. И лишь если это событие происходит вновь и вновь, оно способно победить отдаленность Христа от нашего сердца. Ведь Христос всегда приходит как ответ на то, чем является человек сейчас. Человек нуждается в том, чтобы приблизиться Христу сейчас, в том, чтобы быть спасённым здесь и сейчас. Ему недостаточно «знать», что где-то и когда существовал Христос, ему нужен этот Христос теперь.

 

Об этом присутствии спасения в настоящем говорит святой Пётр, когда пишет о воде потопа, символе Крещения, что «нас ныне (то есть сейчас!) подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пт 3,21). Христос предлагает Себя как ответ на то, чем я являюсь сейчас; но если этого самосознания нет во мне, то имя Иисуса Христа, в конце концов, со временем может стать пустым звуком.

 

Христос желает войти в человеческую жизнь, если можно так выразиться, с главного входа, то есть через нашу человечность, через полностью осознанную человечность – соединение разума и свободы. И для того, чтобы проверить подлинность этого опыта встречи с Христом, у нас есть главный критерий, которым каждый человек обладает с рождения. Этот критерий – наше сердце. Без этой проверки сердцем христианский опыт со временем опустошается, потому что он становится, по выражению американского теолога Райнхольда Нибура, всего лишь ненужным, бессмысленным ответом на вопрос, которого мы никогда не задавали.

 

Когда мы впервые встречаем человека, которому предстоит сыграть важную роль в нашей жизни, всегда есть этот первый момент, когда мы предчувствуем, когда что-то внутри нас вынуждает нас признать: «это он», «это она». Но лишь повторение этого подтверждения, иначе говоря, только общность жизни позволяет этому опыту всё глубже укореняться в нас. Время Великого Поста призывает нас разделить жизнь Иисуса. Чем внимательнее я отношусь к жизни Христа, т. е. чем глубже, чем смелее я разделяю с Ним Его жизнь, тем легче мне быть уверенным в Нём. Единства с Христом, к которому все мы стремимся, можно достичь лишь разделив с Ним Его жизнь и позволив Его Духу жить внутри нас.

 

Читая Евангелия, мы видим, что именно те, кто последовал за Христом и разделил Его жизнь, поняли, что Ему можно и нужно доверить свою жизнь. Однако этого не поняла толпа, жаждавшая чудес и исцелений.

 

В первом чтении из книги Бытия мы слышали рассказ о том завете, который Бог заключает с человеком после Потопа. Эта история напоминает нам о том, что Сам Бог, Христос, призывает нас вступить в отношения с Ним и последовать за Ним. Потому что Он прекрасно знает, что мы «рабы нестоящие» (Лк 17,10), «без него не можем делать ничего» (Ин 15,5). 

 

Путь познания Христа, который Церковь предлагает нам во время  Великого Поста, прекрасно выразил святой Павел: «Стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил 3,12). Христос достиг каждого из нас. Чем больше человек затронут встречей с Христом, тем больше он стремится снова достичь Христа. Пережив такую встречу, человек стремится уже не к какому-то внешнему изменению, то есть, в конечном счете, своему представлению о лучшей жизни, потому что оно не может спасти нас, но к самому Христу, к общению с Ним. Потому что жажду любви не может утолить ничто, кроме присутствия любящего.

 

Осознавая это, человек способен без страха следовать своей подлинной природе, не довольствуясь промежуточными целями — будь то исцеление или успех. Если мы встретили Христа и были увлечены Им, мы можем всегда двигаться вперед, свободно и осознанно участвуя в созидании истории нашей страны и всего человечества. В этом и заключается главный вклад, который мы можем дать обществу.

 

 

 

Фото Натальи Гилёвой

 

 

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)