логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Рождество Христово 2011 года

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Рождество Христово 2011 года

25 декабря 2011 г.

Дорогие братья и сёстры!

Христос рождается! Славьте Его!

 

В эту ночь мы мысленно возвращаемся в совершенно особенный момент истории народа Божиего, который ожидал обещанного Богом Мессию. Это же ожидание наполняет и сегодня наши сердца. Мы ждём желанного и любимого гостя. Мы ждём того, кто пришёл нам навстречу. 

 

Ждём ли мы Его, Царя царей, Свет наших смутных дней, Бога всех людей? 

 

В эту ночь мы возвращаемся мысленно в определённый момент истории, который придаёт смысл всей истории. 

 

«Тогда в предназначенный миг настал миг времени и во времени, миг не из времени,

этим мигом сотворено время то, что зовут историей: 

ибо без смысла нет времени, 

а этот миг времени и придал ему смысл» (Т. С. Элиот).

 

Бог верен своим обещаниям, хотя Он исполняет их согласно своему промыслу, а не по нашему ограниченному плану: «Мои мысли – не ваши мысли, мои пути, не ваши пути, говорит Господь». Бог всегда удивляет нас тем, как Он исполняет свои обещания. Младенец, рождённый в Вифлееме, стал спасителем всех народов и племён. В Нём каждый человек доброй воли, возлюбленный Богом, как провозглашает ангел, обретает освобождение, то есть новое и полное усыновление. В Нём человек становится сыном Божиим, в Нём человек, когда-то удалившийся от Бога, своего Творца, и поработившийся греху, снова обретает свободу сынов Божиих.

 

От нас зависит — сделать Бога центром и критерием, ориентиром нашей жизни и жизни наших общин. От того, будет ли эта задача живой в наших общинах и в обществе в целом, зависит возможность вернуть человеку всё его величие, всё его достоинство. 

 

Несмотря на все проявления набожных устремлений народа подниматься к Богу, мы видим, что с трудом общественное сознание признаёт и принимает трансцендентное измерение жизни. Как это ни странно, но в самые тяжёлые годы советского режима, когда отрицали Бога и гнали Церковь, в народе таинственно, но удивительно реально сохранялось чувство Бога, осознание того, что жизнь — не игра, что жить нужно достойно, потому что жизнь дана, дарована нам Богом. А в наше постсоветское время, когда никто, как будто, не отрицает существование Бога, Бог, тем не менее, стал далёким, и жизнью управляет всё что угодно кроме Него.

 

Нам может казаться, что этот вопрос — нереальный, что он имеет отношение только к другой, будущей жизни, а в этом мире господствуют другие критерии. И нельзя отрицать, что ход событий даёт повод именно так думать. Да, мы переживаем недостаток человечности. И это особенно видно в том, что мы стали вдруг неспособны строить стабильные, надёжные, прочные взаимоотношения в семье, на работе, в стране. Люди дистанцируются от политики, от экономики, от реальной жизни и ищут выхода, покоя, забвения, погружаясь всё больше в виртуальное пространство. Позволю себе сказать, что именно распространение подобного менталитета и стало причиной того кризиса, который переживает сегодня весь мир. Ведь это, скорее, кризис смысла и ценностей, чем только социальный или экономический кризис. 

 

Мы, христиане, живём не на далекой планете, и у нас нет иммунитета к мирским «болезням» — мы, как и все, переживаем смятение и растерянность, мы, как и все, страдаем от тягот нашего времени. Хотим ли мы того или нет, кризис существует и радикально меняет условия жизни миллионов людей. Кто-то, возможно, склонен переживать кризис как неминуемое зло, надеясь изгнать и преодолеть его, переложив вину на других. Однако такая позиция не влечёт за собой реальных изменений, а лишь усиливает фрустрацию и недовольство, которые рано или поздно переходят в отчаяние. Другие могут игнорировать кризис, и, даже те, кто, по сути, является его виновниками, упорно демонстрируют свою непричастность и отказываются сколько-нибудь критически пересмотреть собственные действия. Кто-то ищет выхода в акциях протеста. Однако просто «быть против кого-то» ничуть не более продуктивно, чем отрицать само существование кризиса.

 

Мы являемся свидетелями краха мифа о научном или экономическом прогрессе, который когда-то разрешит все наши проблемы. Таково современное лицо той вечной самонадеянности, которую не интересует реальное положение человека, которая не заботится об истинных потребностях человека. Поэтому современная цивилизация заставляет нас вслепую двигаться между этой бесконечной самонадеянностью и самым мрачным отчаянием.

 

Однако перед нами есть возможность принять кризис как вызов, т.е. увидеть в нём положительную возможность осознать ценности, о которых, мы, быть может, думали слишком мало: семья, воспитание, труд, уважение к личности, честность, свобода, справедливость, любовь. 

 

Дорогие братья и сёстры! Всё это самым непосредственным образом связано с Рождеством Христовым, потому что Христос рождающийся призывает нас к более глубокому осознанию ценностей, связанных с ценностью самого человека. Единственным надёжным основанием для нашей жизни, как и для всей истории, является это вхождение Бога в историю, рождение Христа — самое непредвиденное и невероятное событие в истории человечества, повлёкшее за собой ни с чем не сравнимую новизну. Впуская Христа в нашу жизнь, открывая Ему сердца, мы позволяем пробудить себя и начинаем действовать по-новому.

 

Вот почему именно в наших обстоятельствах вопрос о Боге в определённом смысле есть «вопрос всех вопросов». Он отсылает нас к самым глубинным потребностям человека, к врожденному желанию его сердца — желанию истины, счастья и свободы. Это желание, которое ищет ответа. Когда человек отваживается задать вопрос о Боге, тем самым он открывается надежде, достоверной надежде, ради которой стоит принять тяготы пути (ср. Spe salvi, 1).

 

Но именно это напоминает нам о том, насколько важно, жизненно необходимо, — возвращаться к вопросу о Боге. Чтобы не только в церковной среде, но и политике, и в экономике, и во всех сферах общественной и культурной жизни всё более значимым становился вопрос о Боге, чтобы Бог был главным ориентиром мыслей и поступков, критерием судьбоносных жизненных решений. Спасёт нас «переосмысленная и пережитая по-новому вера, через которую Христос и с Ним живой Бог входят в наш мир» (Бенедикт XVI, 23 сентября 2011г.).

 

Перед нами всего лишь младенец, слабый и совершенно беззащитный. Но сегодня пророк Исаия говорит нам, что этот Младенец держит в Своих руках всю вселенную. Этот Младенец есть Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Господь, «который даёт себя за нас, чтобы освободить нас от всякого безззакония и очистить себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (св. Павел). 

 

Пастухи видели только младенца, но поверили этому великому «знаку средь всех знаков»: своими узами любви этот младенец навсегда разрушит смерть, разрушит узы, порабощающие человека. Иисус есть Сын Божий, Который ради нашего спасения, из сострадания к нам и нашему реальному положению, не просто благосклонно снизошел к нам, но Сам стал одним из нас. (ср. Фил 2,6-11). Он, Бог от Бога, стал плотью, стал нашим братом, человеком. Иисус принял на себя хрупкость нашей человеческой природы, нашу уязвимость, и открыл ворота к новой жизни, к участию в самой божественной жизни.

 

Будем же благодарны Богу за этот дар. Будем радоваться, веселиться и ликовать, потому что этот Младенец родился и нам, через нашу веру.

 

Сердечно желаю всем вам, священникам, монашествующим, моим возлюбленным верным чадам Народа Божия, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды. 

 

Христос рождается! Славьте Его!

 

 

 

 

 

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)