логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Рождественское пастырское послание архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Архиепархии Божией Матери в Москве

Рождественское пастырское послание архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Архиепархии Божией Матери в Москве

24 декабря 2011 г.

 

Дорогие собратья во священстве,

монашествующие,

верные Народа Божиего,

возлюбленные во Христе братья и сёстры!

 

«Христос рождается! Славьте Его!»

 

Размышления Адвентовского времени прошли для меня под знаком вопроса о Боге. Этот вопрос по-новому зазвучал для меня благодаря двум текстам — размышлениям святого Ансельма и обращению Папы Бенедикта XVI к верным мирянам, которые я в свою очередь предлагаю вашему вниманию.

 

Как в истории всего человечества, так и в жизни конкретного человека вопрос о Боге является самим главным, самим животрепещущим вопросом. Мир, в котором мы живём, не является христианским не потому, что в нём невозможно жить своей верой, а потому, что в нём вопрос о Боге стал, в лучшем случае, «музейным вопросом», академическим вопросом, который не затрагивает реальную жизнь общества и отдельного человека. Господствующее мировоззрение искажает восприятие человеком самого себя, если говорить точнее, — вызывает атрофию религиозного чувства. Иначе говоря, господствующее мировоззрение стремится сделать сердце человека бесчувственным, невосприимчивым.

 

В своём недавнем обращении к верующим мирянам Папа Бенедикт XVI говорил, что «менталитет, получивший широкое распространение в наше время, отказавшись от всякого намёка на трансцендентное, показал собственную неспособность понять и сохранить человечность. Именно распространение подобного менталитета и стало причиной кризиса, который переживает сегодня весь мир. Ведь это, скорее, кризис смысла и ценностей, чем только социальный или экономический кризис. Пытаясь жить, руководствуясь чисто позитивистским мировоззрением, признавая как критерий лишь то, что можно посчитать и измерить, человек, в конце концов, задыхается. 

 

В этих обстоятельствах вопрос о Боге в определенном смысле есть «вопрос всех вопросов». Он отсылает нас к самым глубинным потребностям человека, к врожденному желанию его сердца — желанию истины, счастья и свободы. Это желание, которое ищет ответа. Когда человек отваживается задать вопрос о Боге, тем самым он открывается надежде, достоверной надежде, ради которой стоит принять тяготы пути» (Бенедикт XVI, Обращение к Папскому совету по делам мирян, 25.11.2011).

 

Вот почему это общество, современный человек нуждаются в Радостной вести о совершившемся событии присутствия Бога среди людей, в новизне события, которое и сегодня достигает людей, как две тысячи лет назад весть ангелов в Вифлееме достигла бедных пастухов. Общество нуждается в новизне христианского события, которое одно может поистине сделать человека — человеком, потому что оно делает его способным жить в согласии с собственным сердцем. «Господи Боже мой, научи сердце моё, где и как да ищет Тебя, где и как найдёт Тебя» (Св. Ансельм Кентерберийский, Прослогион, гл. 1).

 

Вопрос о Боге должен вновь стать главным вопросом, затрагивающим все аспекты жизни человека и общества, чтобы возвратить человеку полноту его достоинства. «Эй, человечишка… Хоть немножко опростай в себе места для Бога и хоть вот столечко отдохни в нём» (Св. Ансельм).

 

Вопрос о Боге должен вновь стать главным вопросом воспитания и катехизации в наших общинах, потому что, как замечает Папа, «очень часто, для людей, называющих себя христианами, Бог не является центром и ориентиром мыслей и поступков, критерием важнейших жизненных выборов. Главный ответ на великий вызов нашего времени заключается в глубоком обращении нашего сердца, чтобы Крещение, через которое мы стали солью земли и светом миру, могло действительно изменить нас» (Бенедикт XVI, 25.11.2011).

 

Предлагаемое Папой обращение, «очищение нашей веры» от всего, что противоречит в ней духу Евангелия и Церковной Традиции, не только сделает лик Христа более узнаваемым в вере христиан, но и приблизит самих христиан друг к другу во взаимном узнавании, а их совместное служение сделает более содержательным и плодотворным.

 

Пробуждение вопроса о Боге, однако, не может стать просто содержанием наших усилий: «Господи, если Ты не здесь, где найду Тебя, отсутствующего? Если ты же всюду, почему я не вижу Тебя, присутствующего? Усердствую видеть Тебя, и вот отсутствует лицо Твоё» (Св. Ансельм). 

 

«Если верно, что «в начале христианской жизни стоит не этическое решение и не великая идея, но встреча с событием, с Личностью» (Deus caritas est, 1), то вопрос о Боге пробуждается благодаря встрече с теми, кто получил дар веры, с теми, кого связывают с Богом жизненно важные отношения. Мы познаём Бога через мужчин и женщин, которые знают Его, путь к Нему лежит через конкретных людей, которые Его встретили. Вы, верные миряне, играете в этом особо важную роль».

 

«Вы призваны дать ясное свидетельство о том, насколько важен вопрос о Боге во всех областях мысли и деятельности. В семейном кругу, на работе, а также в политике и экономике современному человеку нужно своими глазами увидеть и ощутить, насколько все меняется от того, присутствует Бог или отсутствует» (Бенедикт XVI, 25.11.2011).

 

Христос рождающийся идёт нам навстречу, и Он призывает нас участвовать в Его миссии. Спасти человека может только Бог. Только Тот, Кто является источником и высшим смыслом человеческой личности и её судьбы может признать, провозгласить, защитить и сохранить основополагающие измерения человечества. Бог во Христе открыл во всей полноте истину о человеке, и сердце человека, ищущее Бога, поистине узнаёт в Нём и себя. «Научи меня искать Тебя и явись ищущему. Да взыщу Тебя, желая; возжелаю, взыскуя; найду Тебя, любя и, найдя, возлюблю» (св. Ансельм).

 

Христос открывает нам, что в каждом человеке присутствует реальность, превосходящая пространство и время. И эта реальность — его непосредственная и исключительная связь с Богом. Весь мир не стоит ни одного самого малого и бедного человеческого существа; ничто во вселенной не сравнится с человеком — от момента его зачатия и до последнего вздоха. В каждом человеке присутствует некое непоколебимое начало, основа его неотъемлемых прав, источник ценностей. 

 

С этими мыслями желаю всем вам, мои возлюбленные братья и сёстры, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды. 

 

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

 

Христос, истинный Бог наш, ныне плотию родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас.

 

Христос рождается! Славьте Его!

 

 

 

 

† Архиепископ Павел Пецци

 


г. Москва, в Торжество Рождества Христова, 25 декабря 2011 г.

 

 

 


 

Литургический календарь

23 марта 2016г.


Св. Турибий де Монгровехо, еп.

 

Иер 7, 23-28; Пс 95 (94), 1-2. 6-7а. 7-9 (Пр.: 7с-8а); Лк 11, 14-23