логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Доклад архиепископа Павла Пецци на международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан»

Доклад архиепископа Павла Пецци на международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан»

9 декабря 2011 г.

 

Глубокоуважаемые коллеги!

 

Тема настоящей конференции — «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» — побуждает нас к размышлению о правах христиан в контексте права на свободу вероисповедания, которая неразрывно связана со свободой совести вообще.

 

 

1.

Преследование христиан, достигшее огромных масштабов в ХХ веке, продолжалось практически в течение всей истории христианства. Отрывок из Послания к Диогнету, написанного, вероятно, на рубеже II и III веков, словно бы описывает современную ситуацию: «Бесчестят их, и в бесчестии прославляются; злословят их, и в злословии праведность их открывается; бранят их, а они благословляют; издеваются над ними, а они почтительны; творят они добро, и как злодеи, казнимы; но радуются они казни, как новой жизни».

 

Эти вдохновенные слова выражают веру в то, что любое гонение укрепляет Церковь, потому что уподобляет её Христу и тем самым помогает ей всё больше становиться самой собой. 

 

Однако сказанное не означает, что мы не должны сделать всё от нас зависящее, чтобы ни один человек — будь то собрат по вере или человек иного исповедания — не был гоним, мучим, или тем более убит за свою веру.   Это призывает нас к особой солидарности со всем христианским миром, и к этому вопросу я ещё вернусь в своём выступлении.

 

 

2.

Сегодня вопрос права христиан на свободное исповедание своей веры, права строить свою жизнь согласно этой вере становится всё более актуальным во всём мире, хотя оттенок преследования приобретает разные значения в разных культурных контекстах.

 

Уже довольно давно, а в наши дни — особенно, христианское сообщество подвергается всё возрастающему давлению извне. Разумеется, это давление в Европе, как и повсюду в западном мире, проявляется совершенно иначе, чем странах христианского рассеяния. Если в последнем случае дискриминация христиан порой перерастает в настоящие гонения, то в европейском мире дискриминация носит более утончённый, но от этого не менее зловещий характер. Речь идёт о давлении на Церковь и христиан, выражающемся, к примеру, в знакомом всем нам «ироническом» тоне, который используется многими СМИ в разговоре о Церкви, о христианах и христианских ценностях. Или в постоянном наступлении на право родителей-христиан воспитывать своих детей в духе исповедуемой веры, что проявляется в давлении на частные школы, где воспитание и образование преподаётся в соответствии с учением Церкви.

 

Всё чаще вызывает неприятие уже сама по себе христианская символика. На очень высоком уровне оспаривается право на размещение изображения Креста в общественных местах. Причём даже там, где это издревле является национальной традицией. Рождественские дни законодательно переименовываются в «Зимние праздники». Примеры можно приводить достаточно долго.

 

Разумеется, здесь всё не так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Старый, привычный для нас европейский мир стремительно меняется, становясь всё более поликультурным. Эти изменения не могут не отражаться на общей картине европейской жизни.

 

Однако думается, что столь поспешная капитуляция «старой Европы» перед новыми факторами чаще свидетельствует о болезненном отсутствии обратной связи с реальностью. Большинство уступок носят односторонний характер и, не встречая «взаимности», по возрастающей ведут к необходимости новых уступок.

 

С одной стороны, речь не может идти о некоей «бескомпромиссной» позиции и отказе от диалога. Ни к чему, кроме роста общественной напряжённости, чреватой самыми тяжёлыми последствиями, такая позиция привести не может. Но, с другой стороны, и бездумная капитуляция перед новыми жизненными реалиями ни в коей мере не может служить гарантией общественной стабильности.

 

 

3.

Необходимо упомянуть также и о том, что в наше время в разных уголках мира христиане продолжают подвергаться унижениям, дискриминации и преследованиям только лишь за свою веру. 

 

В июне этого года социолог, представитель ОБСЕ Массимо Интровине в своём докладе привёл ужасающие данные: «каждый год в мире умирают насильственной смертью около 105 тысяч христиан», то есть «один человек каждые пять минут» умирает за христианское вероисповедание. И, добавил он, «если это число не вопиет к миру, если эта бойня не будет остановлена, если не будет признано, что преследование христиан — главная проблема во всём мире, то диалог между религиями приведёт к прекрасным конференциям, но не к конкретным результатам».

 

Преследование, гонение, дискриминация христиан приводит к массовому исходу христиан из мест, где их предки жили тысячелетиями, в мир, где их особенно никто не ждёт, где некоторым иноверцам, скорее всего, будет оказано большее гостеприимство, но где, во всяком случае, жизнь христиан не подвергается ежедневной опасности. Вспомним здесь о христианах Ближнего Востока, подумаем о том, что большое количество христиан уезжает из Святой Земли, что недавно христиане начали уезжать из Египта.

 

Эти и другие, не менее прискорбные факты, относящиеся к теме нашей конференции, не могут оставить нас равнодушными.

 

 

4.

Нам стоило бы начать работу по улучшению ситуации с самого внимательного взгляда на себя самих, то есть на христиан. 

 

В перспективе общей для всех христиан опасности (а она, действительно, — общая) я думаю, что нам необходимо научиться истинной христианской солидарности. Это не значит просто забыть на время о существующих между нами различиях, но это значит признать то, что бесконечно превосходит эти различия, то, что нам и нашим потомкам предстоит защищать вместе. Если мы так не считаем, то наш разговор — напрасная трата времени.

 

В существующей ситуации нам также необходимо сотрудничать со всеми людьми доброй воли и совести. Независимо от разницы в религиозных взглядах. 

 

Разумеется, говоря всё это, я отдаю себе отчёт в огромности стоящей перед христианским сообществом проблемы. Но, чтобы решить любую проблему, необходимо начать это делать. На проходившей недавно в Ассизи встрече представителей мировых религий и различных христианских вероисповеданий Папа Бенедикт XVI сказал нечто, как мне кажется, весьма важное для осмысления темы нашей сегодняшней встречи. Как католический епископ, я нахожу вполне уместным привести здесь общий смысл обращения Римского предстоятеля:

 

«Бог, в Которого веруем мы, христиане, есть Отец и Творец всех людей, а отсюда следует, что все люди — братья и сёстры и все вместе образуют одну семью̀. Крест Христов есть знамение того Бога, Который упраздняет насилие состраданием и любовью к ближнему. Имя этого Бога — «Бог любви и мира» (1 Кор. 3, 11). И поэтому задача всех, кто несёт ответственность за христианскую веру, — неустанно очищать её, веру христиан, начиная с её внутреннего средоточия, чтобы она, вопреки человеческой немощи, могла стать действенным орудием Божия мира».

 

Позволю себе высказать уверенность, что в этих рассуждениях, обращённых Папой Бенедиктом XVI к участникам Ассизской встречи, содержится предложение, достойное того, чтобы быть принятым всеми христианами. Предлагаемое Папой «очищение веры» от всего, что противоречит в ней духу Евангелия и Церковной Традиции, не только позволит узнать Христа в вере христиан, но и приблизит их друг к другу во взаимном узнавании. А их совместное служение сделает более содержательным и плодотворным. 

 

На этом позвольте мне закончить своё краткое размышление, которое я решился предложить вам сегодня. Благодарю вас за доброжелательное внимание.

 

 

 


 

 

Доклад прочитан на международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан», которая состоялась в Москве 1-2 декабря 2011 г.

 

 

 


 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)