логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Архиепископ Павел Пецци: «Храм, столетию которого мы радуемся, есть поистине чудо, незаслуженный нами дар...»

Архиепископ Павел Пецци: «Храм, столетию которого мы радуемся, есть поистине чудо, незаслуженный нами дар...»

26 сентября 2011 г.

Дорогие братья и сёстры!

 

В эти дни мы празднуем столетие нашего храма, «матери» всех церквей нашей епархии, Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

 

Сто лет – это не очень много по сравнению со всей историей католичества в России и тем более в мире. Однако для нас это важный повод благодарить Бога за все благодеяния, которые Он сотворил среди нас, и просить о новой благодати на будущее.

 

Перед началом этой святой Мессы мы с вами открыли памятник блаженной матери Терезе. Я хочу ещё раз поблагодарить скульптора Григория Потоцкого за его труд и его бескорыстный дар, и надеюсь, что отныне он будет пробуждать в нас и во всех, кто придет в этот храм, стремление к деятельной и бескорыстной доброте.

 

Мать Тереза, как и её сёстры, работающие в Москве и в нашей Архиепархии, показывают нам, какие плоды милосердия человек может обрести, когда он осознаёт себя объектом великой милости и прощения со стороны Бога. Как мы все знаем, сейчас сестры Матери Терезы в Москве оказались в трудной ситуации. Один из принадлежащих им домов снесен, еще один находится под угрозой фактического разрушения. Важная часть их деятельности – служение бездомным людям – приостановлена. Это происходит несмотря на многократные обращения к властям со стороны Католической и Православной Церкви, общественных организаций и граждан. Это происходит несмотря на то, что служение сестер, служение милосердия, так важно, так жизненно необходимо для нашего оскудевшего любовью мира – и нигде это не чувствуется острее, чем в огромном городе. Вспомним, что и этот самый храм некогда был закрыт и последовательно уничтожался на вполне «законных» (в кавычках) основаниях, с соблюдением необходимых формальностей, и даже вероятно с чистой совестью тех, чьими руками это совершалось. Каковы были последствия такой «диктатуры закона», едва ли необходимо напоминать в этом собрании.

 

Поэтому я хочу не только призвать всех вас к усиленной молитве о разрешении конфликта вокруг служения сестер Матери Терезы, но и сегодня особым образом обратить ваше внимание на то, что храм, столетию которого мы радуемся, есть поистине чудо, незаслуженный нами дар, приобретенный для нас жертвой – в том числе и до пролития крови! – со стороны наших предков. Поэтому вместе со всеми вами я возношу молитву благодарения за всех, кто своими духовными и материальными усилиями способствовал рождению и возрождению этого храма. Низкий вам поклон – живым и умершим!

 

Вступительная молитва двадцать шестого рядового воскресенья показывает нам, каковы должны быть столпы живого храма Церкви: прощение и милость.

 

Прощение и милость Бога, воплощенные в истории, имеют конкретное имя. Это имя – Иисус Христос: «Любовь превозмогает грех слабости, «суету»; любовь сильнее смерти, и всегда готова поднимать, прощать, всегда готова выйти навстречу блудному сыну, всегда ищет «откровения сынов Божиих», которые призваны к будущей славе. Такое откровение любви именуется также милосердием, это откровение любви и милосердия имеет в истории человечества одно лицо и одно имя - Иисус Христос... Искупитель человека, Иисус Христос, есть центр космоса и истории. К Нему обращаются моя мысль и моё сердце в этот торжественный час, который переживает ныне Церковь и вся великая человеческая семья наших дней» (ср. Иоанн Павел II, Искупитель человека, 1).

 

Если Христос перестаёт быть объектом наших мыслей и нашей памяти, если Христос перестаёт быть в центре наших слов и нашей мольбы, нашего созерцания с радостным изумлением, то всего остального будет недостаточно. «Церковь живёт тайной Христа, черпает из неё без устали и ищет пути, чтобы приблизить тайну своего Учителя и Господа к человечеству: народам, нациям, чередующимся поколениям, каждому человеку - как бы повторяя вслед за Апостолом, «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор 2,2).

 

Церковь остаётся погруженной в тайну Искупления, основное начало её жизни и миссии» (ср. Иоанн Павел II, Искупитель человека, 7). Благодаря Церкви, и в том числе храмам, где собирается община Церкви, явление Христа, из которого рождается вера, не остается фактом прошлого, но постоянно присутствует в настоящем через встречу с живой христианской общиной. «Вера, требуемая для Крещения, — говорит Катехизис, — несовершенна и незрела, она только начало, которое призвано развиваться. Вера всех крещёных, детей или взрослых, должна расти после Крещения» (ср. ККЦ, 1253-1254).

 

Как растёт и развивается вера? Через принадлежность к Церкви. Само Крещение делает одним целым во Христе. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно, — единый организм! — во Христе» (ср. Гал 3,28). «Крещение есть таинство веры. Но вера нуждается в общине верующих. Каждый верующий может верить лишь в контексте веры Церкви» (ср. ККЦ, 1253). В Теле Христа сообщается новизна Христа: та новая жизнь, которую Он принёс. 

 

Во встрече с общиной Церкви мы переживаем новое пробуждение в нас веры, осознание важности Христа для нашей жизни. Когда наша просьба, наша молитва возникает из нашего общения, из нашего единства во Христе, она преображает нашу жизнь и открывает нас к осознанным отношениям с Богом. 

 

Иисус предупреждает нас, что христианство не сводится к совокупности правил, потому что тогда нет места для раскаяния, для благодарного осознания, что мы нуждаемся во спасении. Когда правила становятся главным, что нас заботит, мы перестаём видеть знамения присутствия Христа среди нас.

 

С другой стороны, святой Павел напоминает нам о том, что жизнь христианской общины не ограничивается участием в церковных собраниях, присутствием на святой мессе. «Братья: если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, и если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомышленны. … Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (ср. Флп 2,1-4).

 

Милость и прощение – вот имена, которыми описывается это единство Церкви. Только помня об этих двух именах, мы можем понять и другие имена Церкви, сгласно Священному Писанию: дом Божий, храм и обитель Христа, Божий народ, Его стадо, виноградник и град Божий, Невеста Христа и Его мистическое тело. Все эти образы говорят о реальном, присутствующем в истории и в обществе явлении: Церковь – это видимое, осязаемое явление со своей внутренней структурой, движимое изнутри силой Духа Святого.

 

Только сохраняя верность этой Церкви, углубляя нашу принадлежность этой общине, мы сможем своей жизнью свидетельствовать о Христе. Свидетельство же наше состоит в том, чтобы принадлежать не себе самому, а Христу. Наше свидетельство — это возрастание новой близости Божией благодати, близости милосердия и прощения, которые Воскресший и присутствующий среди нас Христос нашими руками созидает в этом мире.

 

И значит наше свидетельство — это не что иное, как продолжающееся сообщение, рассказ другим о нашей дружбе с Христом. Всё это происходит очень просто, как говорит Иисус в Евангелии: о том, что вам прошептали на ухо, о том, что вы едва смогли понять, вы будете кричать с крыш (ср. Лк 12,3; Мф 12,27). Когда мы свидетельствуем о Христе, нам всегда приходится говорить о чем-то, чего мы не понимаем до конца. Однако если другие люди увидят, что в нашей жизни действительно что-то происходит в результате этой встречи, они не смогут это игнорировать. Таким образом, через меня и через тот путь, который я прохожу навстречу другому человеку, присутствие Христа охватывает весь мир.

 

Нам необходимо проникнуться тем же стремлением, следуя которому Бог сделался человеком, облёкся в нашу плоть, и преодолел отчуждённость между Ним и нами. Наше свидетельство — это любовь. Нам необходимо снова ощутить то пламя, которое пережил апостол Павел. Любовь Христова объемлет нас! Так что если Христос умер за всех, значит Он умер, чтобы все живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (ср. 2 Кор 5,14-17). Любовь Христова объемлет нас и становится содержанием всего, что движет нашей жизнью. То страстное стремление, которое она вызывает в нас, побуждает нас трудиться ради того, ради чего Христос пришел, умер и воскрес: чтобы все люди имели жизнь вечную. Это рвение, укрепляемое памятованием о любви Христовой, должно быть всем, чего мы желаем и ради чего живём.

 

Нельзя быть счастливыми поодиночке. В этом храме мы учимся тому, чтобы обнять всех, начиная с ближних. Мы, кто молится в этом храме, являемся заступниками за тех, кто отдалился от Бога, тех, кто еще находится в поисках Бога, тех, кто идёт навстречу Богу. 

 

 

Дорогие братья и сёстры! Обратим наши молитвы к Богородице. Непорочно зачатая Приснодева Мария никогда не лишает своей помощи и защиты тех, кто обращается к ней.

 

Попросим о том, чтобы вся наша жизнь была жизнью ради исполнения великой цели Церкви Христовой, той цели, ради которой Христос пришёл в мир.