логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в воспоминание Страстей Господних, Великая Пятница 2011

Проповедь архиепископа Павла Пецци в воспоминание Страстей Господних, Великая Пятница 2011

22 апреля 2011 г.

 

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Сегодня мы вспоминаем страсти и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Иисус пожелал принести Свою жизнь в жертву во искупление грехов человечества, и принял для этого ужасную смерть — крест. В этом мы видим связь между тем, что праздновали вчера, в Великий Четверг, и сегодняшним событием, связь между Вечерей Господней, установлением Евхаристии, и смертью Иисуса. Вечеря Господня предшествует Его смерти и превращает её в жертву, в действие любви, спасающей мир.

 

Вчера Иисус дал ученикам свои Тело и Кровь, сегодня же Он отдаёт всё Своё земное существование, Себя Самого, превратив Себя в действие любви. Сегодня смерть, по природе своей — источник тления, разрушения всяких отношений, становится во Христе орудием спасения, орудием жизни, провозглашения победы любви над самой смертью.

 

Всякое действие Христово продолжается в служении вселенской Церкви — в том числе и крест, которым Христос спасает не просто мир вообще, человечество в целом, но каждого конкретного человека. Поэтому святой Павел говорит: «я не желаю хвалиться — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (ср. Гал 6,14). И мы вслед за ним, не станем стыдимся Креста Спасителя, но будем хвалиться им. Умерший за нас не был простым человеком, но Сыном Божиим, Богом вочеловечившимся. Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, освобождает нас от грехов (ср. Ин 1,29); Кровь Единородного Сына Божиего спасает нас.

 

Итак, Иисус подлинно пострадал за всех людей. Крест — это не фикция, не призрак, и потому реально и само искупление. Сын Божий воистину пострадал ради нас на кресте, и потому мы не не только не стыдимся Его креста, не отвергаем его, но и хвалимся им, прославляем его. Это возможно, это не безумно, потому что мы знаем: Христос воскрес. Ибо если бы Иисус остался распятым, то мы молчали бы о Кресте. Но поскольку за Крестом последовало Воскресение, то мы не стыдимся возвещать о нём. 

 

«Не поневоле шёл Христос на страдание, но добровольно», говорит святитель Кирилл Иерусалимский. «А знаешь ли, для чего не избежал смерти Человеколюбец? Для того, чтобы из-за грехов не погиб совершенно мир. Крест есть слава для Иисуса. Он в Кресте находит славу Свою. Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцом терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлён был Иисус. По произволению пошёл Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся» (ср. Кирилл Иерусалимский, Катехизис).

 

В тишине этой ночи, и в оглушительной тишине Великой Субботы, и мы оказываемся пронзены вечной любовью Богочеловека. И мы живём в ожидании третьего дня, зари того дня, когда безграничная любовь Бога одержит свою победу. Действие любви Креста подтверждается воскресением: от предательства рождается дружба, от отречения — прощение, от ненависти — любовь. Господи дай нам нести свой крест, свой ежедневный крест с любовью и уверенностью, что он освящён сиянием Твоей Пасхи. Аминь.