логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе воспоминания Тайной Вечери в Великий Четверг 2011

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе воспоминания Тайной Вечери в Великий Четверг 2011

21 апреля 2011 г.

 

 

Дорогие собратья в священстве,

монашествующие, верные чада Народа Божия!

Возлюбленные братья и сёстры во Христе!

 

Сегодня вечером мы собрались здесь, чтобы вместе со всей Церковью начать восхождение к уготованной нам радости Христовой Пасхи, к изливающимся на весь тварный мир потокам Света Незаходимого Солнца, Воскресшего Христа - Солнца Правды. Ныне мы, соприсутствуя Христу и Его апостолам на Тайной Вечере, дерзаем в Духе Святом постигнуть непостижимое. Мы вступаем в обладание даром пасхальной Победы Христа, Который открывает нам неизъяснимую тайну страдания, претворяющегося в радость, и смерти, рождающей Жизнь.

 

Сегодняшний вечер полагает начало не только установленной в нём Евхаристии, не только дару особого, служащего ей священства. Но, вместе с тем, и самому нашему Завету с Богом во Христе в Крещении и в превосходнейшем даре всеобщего священства Народа Божьего.

 

Господь Иисус Христос превосходит границы древнего пасхального чина, напоминающего о исходе избранного Богом народа Израиля и ведомого Им из рабства к свободе детей Божиих. Сегодня Он призывает нас вступить в обладание даром Его вечной Пасхи, разделить с Ним Его страдание и смерть, чтобы вместе с Ним участвовать и в победе Жизни над нею. Сегодняшней пасхальной трапезой, Господь как бы полагает мост над бездной небытия, по которому вновь и вновь Он будет возвращаться к нам. Чтобы одаривать нас возрождающим к жизни общением с Собою. Чтобы Своей Любовью постоянно восполнять в нас скудеющий источник любви. Чтобы в Себе Самом вновь и вновь соделывать нас участниками Своего шествия ко Дню последнего, вечного Воскресения и торжеству Божьего Царства.


Для осуществления этого Своего замысла Господь выбирает нечто, кажущееся на первый взгляд совсем обычным и будничным. Повторяющееся из года в год воспоминание исхода из Египетского рабства наполняется новым смыслом, и становится началом Пасхи Бессмертия. А хлеб и вино, оставаясь по виду привычными элементами древнего обряда пасхальной трапезы, вбирают в себя животворящую силу Тела и Крови Христовых. Бог во Христе ныне дарует Себя во всей полноте своего бытия, каждому, кто отзовётся верой на призыв Приносящего и Приносимого, и Приемлемого и Раздаваемого: «Примите и вкусите от него все…», «Пейте из неё все…».

 

Есть в этой удивительнейшей пасхальной трапезе и ещё одна особенность, отличающая её от всех иных, столетиями предварявших её… Об этом отличии повествует нам сегодня один из её участников — друг Христов, апостол и евангелист Иоанн:

 

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, … встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался…» (ср. Ин 13,1-4). И Пётр возмущается: «Ты не будешь умывать мои ноги!» Не станем снисходительно улыбаться над смятением «наивного» Петра! Господь сегодня, действительно, совершает на наших глазах нечто, достойное смятения…

 

Он совершает действие, решительно противоречащее смыслу воспоминаемого события. Пасхальная Трапеза Агнца, из года в год, из поколения в поколение возвращает каждого иудея, каждую иудейскую семью к осознанию дарованного Богом достоинства свободы. Как бы ни складывалась судьба – в этот вечер человек вновь убеждался в своём достоинстве свободного человека…


Но сегодня Господь и Учитель совершает по отношению к своим ученикам служение раба — есть от чего прийти в смятение!


К каждому из нас ныне обращены слова Спасителя, сказанные в тот поистине изумительный вечер: «…знаете ли, что я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам» (ср. Ин 13,12-15).


Разумеется, Господь, призывая нас следовать Его примеру, имеет в виду не только и не столько «чин омовения ног», совершаемый в наших храмах  в вечер Великого Четверга. Этот величественный обряд – лишь напоминание о главном смысле нашего христианского призвания – служении Ему.

 

Принимая таинственное омовение водами Крещения, каждый из нас вступает на путь уподобления Христу – в Его смерти, в Его воскресении, в Его смиренном служении. Сегодня, сейчас, во времени Церкви, Господь в нас служит и — что совсем уже, кажется, непостижимо — одновременно принимает наше служение в тех, кому служим мы: «Был голоден, и вы накормили Меня… Был наг, и вы одели Меня…».

 

Тайная Вечеря воспоминается нами накануне непередаваемо скорбных событий Великой Пятницы, когда душа, кажется, медленно цепенеет в созерцании того, как в унижаемой, терзаемой и мучительно долго убиваемой плоти Сына Божия  свершается дело нашего искупления.

 

И всё-таки, отчётливо осознавая во всей полноте весь ужас надвигающихся событий Великой Пятницы, мы не можем не ощущать предвкушения радости и мира, которые также грядут нам навстречу в принятии Пасхального Дара нашего Господа; предвкушение возможности в сослужении с Ним на дорогах истории и своей человеческой судьбы идти навстречу вечному торжеству замысла Отца, отдавшего Сына Своего Единородного за жизнь и спасение мира.


Сегодня Господь празднует Пасху со Своими  учениками и питает нас от полноты дара Своей Плоти и Крови, предаваемых за каждого из нас. За наших родных и друзей — далёких и близких. За самых тяжких грешников — особенно за них. За тех, кто пока ещё не нашёл Его, а возможно — ещё не начал искать. За тех, кому мы должны были рассказать о Нём повестью своей жизни, но пока не рассказали…


За всех живших, живущих, и тех, кто только ещё будет призван к жизни той же неизреченной Любовью, которая собрала сегодня нас вокруг Себя на эту Святую Трапезу Бога! Аминь!