логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения мира и благословения елея со священниками центрального и южного деканатов Архиепархии. Москва, 20 апреля 2011

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе освящения мира и благословения елея со священниками центрального и южного деканатов Архиепархии. Москва, 20 апреля 2011

20 апреля 2011 г.

 

 

Дорогие собратья в священническом служении!

Дорогие монашествующие!

Дорогие братья и сёстры!

 

Богослужение освящения мира и елеев — это событие исключительной важности, в котором особым образом сосредоточены наши молитвы, наше общение с Христом и между собой, наше служение Богу и Его народу.

 

Иисус в сегодняшнем Евангелии говорит: «Ныне писание исполнилось» (Лк 4,16). «Час мой пришёл, ныне прославится Сын Человеческий» (ср. Ин 17,1; 13,31) — скажет Он вскоре. Иисус знает, что время исполнения Его судьбы началось, час полной отдачи Себя приближается. И мы чувствуем в Его голосе смятение, страх, печаль (ср. Мк 14,33-34). Однако одновременно мы видим, что главным для Него является осознание Своей миссии, желание исполнить волю Отца: открыть бесконечный источник любви, излить из Своего сердца поток живой воды Своей любви. Именно это произойдёт на кресте, когда воин пронзит рёбра Христу, и из Его тела истекут кровь и вода (ср. Ин 19,34).

 

Иисус в глубине своего бытия желает этого момента, потому что в этот момент открывается сердце Самого Бога: Его милосердная любовь, в которой заключено всё: «Да, аминь. Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт» (ср. Откр 1,8). В восточной литургии первые три дня Страстной Недели постоянно повторяется припев: «Жених грядёт». Таким образом подчёркивается это рвение любящего, который всем сердцем стремится к тому дню, когда встретит своего любимого. 

 

Ссылаясь на пророчество Исаии, Иисус тем самым говорит нам, что Он идёт исполнить волю Божию, чтобы примирить нас с Богом, чтобы совершить новое и окончательное соединение человека с Богом, чтобы открыть Свою природу: Бог есть любовь, бескорыстный дар Себя.

 

Бог не нуждается ни в чём, потому что Он Бог. Его «узрит всякое око» (ср. Откр 1,7), потому что от Него в конечном итоге зависит всё. Христос желает именно этого: дать людям всего Себя, Свою славу, Свою божественную жизнь. Конкретное выражение этой божественной жизни мы видим в словах пророчества: «исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (ср. Лк 4,18). Исцеление, освобождение, прозрение разве не составляют всё то, чего человек желает, но не способен дать себе сам?

 

Однако Иисус делает нечто большее. Бог не только открывает     нам Свою природу, но и неким образом страдает ради нас, ради того, чтобы мы действительно ощутили Его любовь, чтобы она действовала в нас, чтобы осуществилось подлинное соединение нашей жизни с жизнью божественной.

 

Вот что такое Божественная любовь, которая как никогда открывается нам именно в Страстной Неделе. Наши теплохладность и леность, дурманящие наше сердце, происходят от забвения или незнания этой любви, от того, что мы порой чувствуем себя чужими этой бесконечной любви.

 

Если Бог так любит меня, то где Он? Почему Он молчит? Почему не отвечает и оставляет меня в страдании? Это кажущееся молчание Бога ослабляет нашу веру, опустошает нашу надежду. В действительности же, когда Бог молчит, совершается Его жертвоприношение. Он ждёт меня. Его любовь — это неугасимое пламя, которое своим кажущимся отсутствием притягивает нас к Себе. И сила притяжения заключается именно в Его жертве, в Его отдаче Себя: Иисус говорит, что привлечёт всех людей к Себе именно когда будет вознесён над землей на Кресте (ср. Ин 12,32).

 

Огонь любви сокрушает зло. Огонь любви исцеляет и освобождает. Любовь Бога — не слаба! Она не есть просто жалость к человеку. Любовь Христа-Вседержителя — это сила, способная победить и разрушить зло, грех и смерть. Христос исполняет волю Отца до конца, и тем привлекает всех к Себе; Он открывает сердце Бога — и истина любви озаряет мир. 

 

И если так возлюбил нас Бог, если Он не медлит, но исполняет Свой замысел, потому что хочет не смерти грешника, а его спасения, — то что можем мы дать Богу? 

 

Книга Откровения напоминает нам сегодня, что огонь любви Христа омыл нас от грехов, и сделал нас царями и священниками. Об этом же говорится и в пророчестве Исаии:  через Помазанника Бог сделает Свой народ священниками и служителями.

 

Что можем мы дать Богу, чего Ему не хватало бы? Ничего. Мы нуждаемся в Нём. Он делает нас царями и священниками, т.е. Он призывает нас, и Он же осуществляет наше призвание, нашу жизнь. Однако Бог не может дать мне Себя, если я не хочу этого. То, что мы можем дать Богу, — это наше согласие, наше «да». 

 

Своей простой верой, ежедневной жертвой мы можем ответить на бесконечную любовь Бога. Бог зовёт нас, и мы должны ответить. Он ждёт нашего ответа. «Вот я, пошли меня. Вот, я иду за Тобой. Я принимаю призвание, которое Ты даёшь мне, и иду исполнить его. Как Ты пришёл исполнить волю Отца, так и я желаю следовать за Тобой и исполнить Твою волю». 

 

Среди всех призваний, украшающих новый град Сион, который есть Церковь, особое место в наших молитвах занимает сегодня призвание к священству. Священник — это прежде всего тот, кто готов остаться с Иисусом, чтобы быть с другими. Быть же с Христом мы можем через молитву. Постоянство в молитве дается нелегко. Мы должны убедиться в необходимости молитвы: если мы не находимся в живом отношении, в общении с Богом — что мы сможем дать другим? Только наши проблемы, жалобы, обременяющие нас тревоги. Но тогда мы лишь умножаем тьму и не несём свет. В молитве священник черпает необходимые силы для своего служения.

 

Молитва — это самый важный момент в жизни священника, потому что именно в этот момент мы как никогда переживаем действие благодати Божией, которая единственно делает наше служение плодотворным. Через молитву мы не только сохраняем и развиваем наше личное общение с Богом, но и укрепляем общину, которой служим. В этом смысле не следует бояться отдать приоритет молитве, потому что это значит по сути признать, что главным в моей жизни является Бог.

 

Время, которое мы посвящаем Богу, становится для нас обильным источником даров; в молитве мы открываем нежность божественной любви, которая призывает нас к более глубокой дружбе с Христом именно в служении. Об этом говорят слова обетов священства, которые мы вскоре снова повторим: «Желаешь ли ты теснее соединиться с Господом Иисусом и уподобиться Ему?» Кто как не сам Христос-Первосвященник является источником нашей священнической идентичности.

 

Дорогие собратья во священстве! Слава и радость нашего священства — в смиренном служении самому Христу и исходящему из Него мистическому Телу (ср. Бенедикт XVI, Речь к священникам Братства св. Карла Борромео,12.02.2011). Мы живём и действуем ради верных чад Церкви, к которым мы посланы. Наше служение — в том, чтобы увещать и утешать их, сопровождая на жизненном пути. Я особым образом вспоминаю сейчас слова Папы Иоанна Павла II, который совсем скоро будет причислен к лику блаженных, и который в своих многочисленных обращениях к священникам просил их о том, чтобы двери приходов и общин были открыты — особенно для молодых людей, чтобы они могли открывать своё сердце Христу!

 

Мы призваны делать Христа присутствующим в Своей Церкви — в том числе через видимое единство и общение пресвитеров. Общинное измерение священства не связано, прежде всего, с необходимостью отвечать на пастырские условия нашей поместной Церкви. Не связано оно даже и с нехваткой священников. Его нельзя свести лишь к некоему способу вспомоществования человеку в его одиночестве и слабости.

 

В своей книге-интервью «Свет мира» Папа Бенедикт XVI говорит: «Желательно, чтобы священники жили не изолированно и раздельно, но пребывали вместе в небольших общинах, взаимно поддерживали друг друга, и таким образом обретали общность жизни в служении Христу и самопожертвовании ради Царства Небесного, и всё глубже осознавали важность этого». Общинное измерение священства является выражением природы Церкви как места присутствия самого Христа. 

 

Тем, что мы приступаем к алтарю, чтобы служить святую Мессу, ежедневно, а не только по мере необходимости для вверенного нам народа, мы свидетельствуем о том, что понимаем, что это есть место обновления нашего призвания, школа святости, место встречи с Христом. 

 

Всех нас, священников, вверяю Марии, нашей Небесной Матери. Пусть Богородица испросит для нас благодать, чтобы мы в простоте и радости сердца служили Христу как Его друзья. Аминь.   

 

 

 

 

 

Литургический календарь

26 мая 2017г.

 

Св. Филипп Нери, свящ., память

 

Деян 18, 9-18; Пс 47 (46), 2-3. 4-5. 6-7; Ин 16, 20-23а

 

Св. Дезидерий Виеннский (+606)