логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2011 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2011

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду 2011

9 марта 2011 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Вновь, как и каждый год, Церковь призывает нас начать путь Великого Поста, ведущий нас через сорок дней покаяния и великую страстную неделю к светлому Воскресению Господню.

 

Этот путь начинается символичным и значительным действием возложения пепла, которое открывает нам смысл нашего обращения.

 

Пепел напоминает нам о том, что наша жизнь, наша личность — хрупки. Одна из двух возможных формул, которую священник произносит, когда возлагает пепел, гласит: «вспомни, человек, что ты прах и в прах возвратишься». В такой формуле мы призваны видеть не отчаянную констатацию нашего бедственного положения, а именно осознание эфемерности, преходя’щести нашей жизни. В ней мы находим призыв к более высокой мудрости: «как вышел человек нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришёл; и ничего не возьмёт от труда своего» (Екк 5, 14). «Ибо мы ничего не принесли в этот мир, явно, что ничего не можем и вынести из него» (ср. 1 Тим 6,7). Обряд возложения пепла делает, таким образом, актуальным вопрос, или вызов, призыв Иисуса: «какая польза тебе, если ты приобретёшь весь мир, а потеряешь душу свою?» (ср. Мф 16, 26).

 

Таким образом, печать пепла как будто предупреждает нас: «человек, ради чего, ради кого ты живёшь? На чём ты основываешь твою жизнь? И достойно ли такое основание жертвы, отдачи всей твоей жизни?». Ответить на такой вопрос, значит осознать — куда стремится наша жизнь, к кому мы обращаемся и с какой целью.

 

В отрывке Евангелия, который мы сегодня слышали, Иисус, говоря о практике молитвы, поста, и милостыни, целью их называет обращение. Обращение является смыслом знаков покаяния, которыми являются молитва, пост и милостыня. Обращение к Богу, «Видящему втайне», освящает наше покаяние, которое иначе не получило бы свою награду.

 

Вторая формула, которую священник может произнести, когда возлагает пепел, гласит: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (ср. Мк 1, 15). Подобное выражение мы находим в Евангелии от Марка, которое явно говорит, что Евангелие – это сам Иисус, Сын Божий, ставший человеком ради моего спасения, отдавший свою жизнь ради меня, как трогательно говорит святой Павел: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».

 

Цель покаяния — это вера в Иисуса Христа. В своём послании к Коринфянам святой Климент следующими словами призывает их к обращению: «Обратим внимание на кровь Христа, — и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния. Пройдём все поколения людей и узнаем, что Господь в каждом поколении милостиво принимал покаяние желавших обратиться к Нему. … Поэтому покоримся величественной и славной воле Его и, оставив суетные дела , раздор и зависть, ведущие к смерти, припадём и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Итак, будем смиренны, братья, отложив всякое надме’ние, гордость, неразумие и гнев, и будем поступать, как написано. Ибо говорит Дух Святой: «да не похвалится мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею, ни богатый богатством своим, но хвалящийся пусть хвалится Господом, ища Его, и творя суд и правду».

 

Мы обращаемся к Тому, Кто сам первый обратился к нам; мы обращаемся к Богу во Христе, чтобы всё больше познавать Его, всё больше прилепляться к Нему, и, следовательно, направлять свою жизнь от Него к Нему вместе с Ним: «через Христа, со Христом и во Христе», как мы поём, завершая евхаристическую молитву, в которой сформулирована суть обращения: «это совершайте в память обо Мне», «всегда и во всём живите в памяти обо мне», говорит Господь.

 

«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим» — во всём, что вы делаете. Таким образом, молитва, пост и милостыня становятся выражением подлинной жизни, пережитой в вере. Потому что, как говорит святой Пётр Хризолог, пост, дела милосердия и молитва – это три вещи, коими зиждется вера, благодаря которым она не колеблется.

 

Когда мы таким образом переживаем Великий Пост, и в таком духе принимаем и исполняем те практики покаяния, которые предлагает нам Церковь, силой Святого Духа в нас происходит нечто, превосходящее результат обыкновенных наших усилий: преображение, изменение нашей жизни. Вот почему, вслед за апостолом Павлом, литургия называет это время временем благоприятным, временем милосердия. 

 

С таким рвением и упованием на заступничество Богородицы, встанем на путь Великого Поста, чтобы пройти его с пользой.

 

 

 

 

 

Сообщения курии

Литургический календарь

22 сентября 2017г.

 

1 Тим 6, 2с-12; Пс 49 (48), 6-7. 8-10. 17-18. 19-20 (Пр.: Мф 5, 3); Лк 8, 1-3

 

Св. Эммерамм Ратисбонский, еп. (+690)