логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2010 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Навечерие Пасхи в приходе св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Навечерие Пасхи в приходе св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге

4 апреля 2010 г.

 

Дорогие братья и  сёстры!

 

Христос Воскрес!

 

Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом!

 

Литургия описывает  Воскресение Христа, как внезапную вспышку света, который распространяется по всей земле. Вспышка света, которая словно молния, озаряет сиянием дня мир, погружённый в ночную тьму: так осуществляются слова псалма, которые мы пели в Exultet (Провозглашении Пасхи): «и ночь будет светла как день: и ночь – свет мой в ликование мне».

 

В тот самый момент, когда весь мир ещё окутан сном, и никто этого не ожидает, Господь появится из гробницы, озарённый светом. Всё происходит мгновенно. От кромешной тьмы — к яркому свету.

 

Нам знаком восход солнца: солнце медленно поднимается, и его лучи постепенно завоёвывают пространство. Оно не застаёт нас врасплох. Здесь же происходит что-то совсем иное. «И ночь будет светла как день». Здесь день врывается в самое сердце ночи.

 

Литургия пасхальной ночи сравнивает Воскресение Господне не с восходом солнца, а с сотворением света. Здесь происходит мгновенное и абсолютное изменение, это совершенно новое начало.

 

Как в начале сотворения мира свет мгновенно осветил погружённую во тьму землю, так и сейчас: едва камень гробницы сдвинут с места, свет тут же вырывается наружу и озаряет всё, даже самые глубоко потаённые места: зло и смерть. Смерть побеждена. Зло повержено. Это внезапная победа, неожиданная и яркая, как вспышка молнии в ночи. 


Именно так нам  становится понятным первое великое значение пасхального света. Спасение – это бескорыстный, удивительный и неожиданный дар. Это не плод наших усилий. Это чистейший дар. Это плод всемогущей любви Бога. Человек ничего не делает, ему остаётся только замереть в изумлении. Господь победоносно возносится над могилой.


На пасхальной иконе восточной традиции Озарённый светом Христос врывается в ад. Полы Его одежды развеваются, указывая на стремительную скорость Его сошествия и нового восхождения. Он – единственный находится в движении, всё вокруг Него замерло.

 

Это означает, что туда, где человеку невозможно никакое движение, туда, где любое человеческое движение приходит к концу, именно туда Христос может неожиданно принести движение жизни.

 

Так что, по сути мы видим только одно действие – это действие Бога. Не действие самого человека освобождает его из плена зла и смерти. Бог освобождает его невероятной силой Своей Любви. 


Но Адам и Ева на иконе не спят. Наоборот, они протягивают руки к Господу, который склоняется над ними. При желании они, наверное, могли бы избежать Его руки, но нет, напротив, они стремятся к Господу, доверяются Его руке, и так начинают вместе с Ним полёт вверх, к Царству света. 


Все это помогает нам лучше понять значение крещения, которое примут сегодня наши братья. В крещении хорошо видно, как переплетаются два аспекта.

 

В таинстве крещения мы, прежде всего, наблюдаем, как действует невероятная сила Любви Господней. В одно мгновение Он берёт нас за руку, привлекает к Себе и обнимает нас Своим светом. Символом этого являются белые одежды новокрещеных. Крещение вводит нас в сферу света Воскресшего Господа, где мы приобщаемся к Его жизни. Всё это даётся нам бескорыстно, в мгновение ока. В то же время эти «одежды света» не являются нашей собственностью. Поскольку именно объятия Христа одевают нас в свет, сохранить эти белые одежды мы можем, только если останемся в Его объятиях. Ведь на самом деле одежды света - это Он сам. 


Свет изливается на нас свыше, благодаря внезапному явлению Христа. Но жить в этом свете мы сможем, только если сами протянем к Нему руки, только если не отпустим Его руку. Иначе мы снова падаем в пропасть.

 

Человек не может подняться к Богу своими силами. Он может действительно подняться вверх, только если доверяет себя Богу, который сам спустился к нему. Поэтому важнее всего здесь не сила воли, а простота веры. 


Отсюда мы переходим к другому важному аспекту пасхального света. Этот свет сияет в ночной тьме, там, где мы его совсем не ожидаем увидеть. Этот свет загорается там, где человек не верит и даже не надеется увидеть свет. Этот нежданный свет пробуждает в тех, кто его видит, не только удивление, но и новую уверенность. Теперь и навсегда я знаю: нет темноты, которая была бы недоступна светлому присутствию Господа. Нет таких моментов или мест, где сияние Его Лика не может превратить ночь в день. 


Вот второе значение пасхального света. Это – свет надежды. Вера в Господа, умершего и воскресшего, позволяет нам изменить свой взгляд на будущее. Именно это символизирует ритуал зажжения свечей от пасхального огня. Пасхальный огонь символизирует свет Господа, умершего и воскресшего. А свеча – это мы сами, те, кто в крещении входит в сферу Его света и получает дар веры в Него. Свеча нужна, чтобы освещать тёмные места. Поэтому свет веры становится также и светом надежды, светом, который поддерживает нас в те моменты и в тех местах, когда вокруг темно. Потому что войти в свет Христа и получить дар веры, не означает, что мы, как по волшебству, отделимся от этого мира.

 

Вера не освобождает  нас от рискованного и увлекательного путешествия жизни, дорога которого проходит иногда по мрачным долинам. Этот свет даёт нам нечто гораздо большее. Он даёт нам силу преодолевать все тяготы этого пути, потому что он даёт уверенность, что даже в темноте мы не одни. Об этом нам говорит Господь посредством символа свечи: “Даже когда ты в безвыходной ситуации, не бойся, Я с тобой. Я тоже сошёл в ад и познал смерть. И был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (ср. Откр 1,18). Не бойся, нет темницы, от которой у меня не было бы ключей”.

 

Благодаря свету  веры, в нас действительно изменяется ощущение времени и пространства. Каждый миг нашей жизни больше не погребен в могиле прошлого, и не замкнут в настоящем. Но он открыт, распахнут навстречу будущему. 


В какой бы непроглядной тьме я ни находился вчера или сегодня, я протягиваю руки к Тебе. И я знаю, что Тебе нужно лишь мгновение, чтобы вернуть меня к свету.


Этот пасхальный свет, свет надежды, открывает нам ещё один глубокий смысл. Пасхальный огонь – это символ Господа, умершего и воскресшего. Не только Господа воскресшего, но и умершего. Этот символ отображает оба этих факта. Как объяснил Папа в одной из своих прекрасных проповедей, пасхальный огонь пылает, и в этом огне он поглощает самого себя. Это замечательный образ тайны смерти Господа. 


Смерть Иисуса не была обычной смертью. Это была смерть любви. Он не провалился в холод смерти. Он свободно сошёл вниз, движимый огнём любви. Его смерть не была уходом от других, наоборот, она стала путём приближения к другим, чтобы принести им теплоту и свет Своего огня. 


Тот самый огонь  любви, приведший Его во мрак ада, стал пламенем, победившим его холод, стал светом, рассеявшим его мрак, стал силой, расплавившей его двери.

 

Вот о чем говорит нам пасхальный огонь. Не только о том, что Бог любит нас. Не только о том, что Он с нами во мраке. Но прежде всего он говорит о том, что у любви Божией есть сила рассеять этот мрак, есть сила привести нас к свету.


В Распятии мы созерцали доброту Бога к нам: Он любит нас, Он с нами. Но в Воскресении мы видим нечто много большее: мы видим, что Его Любовь всемогуща. И что она может привести нас туда, где нас ещё нет, куда мы сами не знаем дороги.

 

Да, Сын Божий сошёл к нам, Он с нами. Но Он также вознёсся и воссел одесную света Отца Своего. И потому, в любой момент мы можем уповать на то, что и нас Он поднимет туда. 


Вот пасхальная весть: Бог любит нас, и Его Любовь на самом деле всемогуща. Его любовь сильнее зла и смерти: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн 8,5).

 

Сообщения курии

Литургический календарь

21 сентября 2017г.

 

Св. Матфей, Апостол и Евангелист. Праздник

 

Лкц: том VI

 

Еф 4, 1-7. 11-13; Пс 19 (18), 2-3. 4-5 (Пр.: 5а); Мф 9, 9-13

 

Св. Иоана, пророк

Св. Памфилий, мч.