логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2010 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Вербное Воскресенье 2010

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Вербное Воскресенье 2010

29 марта 2010 г.

 

 

Возлюбленные братья и сёстры!

 

В начале великой Страстной Недели мы снова вспоминаем вход Господа в Иерусалим и радостно присоединяемся к голосу «множества учеников», которые Его приветствуют: «Благословен царь, грядущий во имя Господне!» (ср. Лк 19, 38). Мы обращаем наши взгляды, наши сердца, наши просьбы к Христу, вслед за Ним мы тоже входим в Иерусалим.

 

Иисус входит в город. Этот момент особо подчёркивается в Евангелии от Луки, поскольку Лука представляет всю миссию Иисуса как путь, ведущий к Иерусалиму. Это значит, что сердце и взгляд Иисуса каким-то образом всегда были устремлены сюда. Наконец, этот момент настал. Но, кажется, единственное, что в этот момент волнует Иисуса, — это найти ослёнка, на которого Он сядет.

 

Иисус въезжает в город на ослёнке не просто так. Евангелист подчёркивает, что Он делает это специально. Он заранее отправляет двух Своих учеников и поручает им найти ослёнка. И дважды — чтобы мы это поняли — повторяется, что «ослёнок надобен Господу». Иисусу надобен этот ослёнок. Без него Иисус не хочет входить в город. Значит, речь идёт не о незначительной детали, а о чём-то существенном для понимания смысла происходящего.

 

Почему Иисус хочет сесть именно на ослёнка? 

 

В понимании современных Христу иудеев ослёнок ассоциировался, прежде всего, с ожиданием Сына Давида, с Мессией, который должен был войти в Иерусалим в конце времён, чтобы принести народу свободу и мир.

 

В этом смысле поступок Иисуса — это проявление смелости. Можно даже сказать, что это один из самых дерзких поступков в Его жизни. Садясь на ослёнка, Иисус заявляет о Себе как о Мессии. И народ действительно сразу понимает Его поведение и приветствует Его как грядущего царя. Все понимают, что происходит, поскольку все знают о пророчестве Захарии, который написал о входе Мессии в святой город: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). 

 

Этот долгожданный Царь отличается необычной чертой: Он кроткий, Он готов склониться, Он готов занять последнее место. Потому что ослёнок и был именно таким животным, которое использовали для езды простые деревенские люди, которое использовали смиренные. Но пророчество Захарии продолжается: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 9-10). Войдя в Иерусалим на ослёнке, — говорит пророк, — этот Царь «ввергнул в море коня и всадника, колесницы фараона и войско его», царя мира сего (ср. Исх. 15, 1-4). 

 

Таким образом, мы уже начинаем понимать: этим поступком Иисус, с одной стороны, говорит нам: «Да, Я и есть тот Царь, которого вы ждёте, который грядёт, чтобы установить Своё владычество над всей землёй и исполнить все ожидания мира, справедливости, свободы, которыми наполнены ваши сердца, которыми наполнено сердце каждого человека...»

 

С другой стороны, Иисус предупреждает нас: «Средства, которые Я использую, чтобы завоевать и укрепить Своё царство, отличаются от средств других царей. Сильные мира сего садятся на коней. Они достигают власти и управляют людьми с помощью оружия и насилия, страха и угрозы. Моя сила другая. Она похожа на терпение этого ослёнка. Как ослёнок берёт на себя бремя того, чем люди нагружают его, — бремя того, что люди не хотят или не могут нести сами, — так и Я возьму его. Чтобы получить власть, Я не пользуюсь никаким оружием. Моё оружие — терпение и кротость любви. Я склоняюсь, чтобы взять на Себя бремя каждого из вас. И именно так, принимая «образ раба», Я получу «имя выше всякого имени, и всякое колено приклонится пред именем Моим» (ср. Фил 2, 10). Скоро ненависть ополчится против Меня. А Я отвечу на ненависть прощением. Но именно так Я буду покорять ваши сердца. Так будет покорён разбойник. И точно так же будет покорён сотник. Они увидят величие Моей любви». 

 

Единственный Царь, который сумел привлечь к Себе мириады людей всякого рода и племени, собрав их вместе, садится на ослёнка. 

 

Как это произошло с Иисусом, так происходит и с нами. Терпение любви, которая не отказывается от «нелёгкого труда» прощения, действительно, — это великий путь к тому, чтобы стать «царями», чтобы устроить в нас и в наших домах царство мира и единения: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (ср. Мф. 5,5). Кротость, терпение — это не покорность тех, у кого нет сил бороться за власть. Кротость — это решение бороться за установление «единственного подлинного мира».

 

Дорогие братья и сёстры! Не бойтесь следовать за Иисусом, за нашим Господом! Он обещал нам, что Его «бремя легко» (ср. Мф. 11,29). Легко, потому что Он несёт его вместе с нами, Он даёт нам силу нести его. Силу, которой у нас вообще нет. 

 

Лука показывает нам это через другую деталь. Иисус говорит ученикам: «найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей ещё не садился». Почему Иисус подчёркивает это? «Молодой осёл, на которого никто ещё не садился», — это символ уникальной миссии самого Иисуса. Осёл привязан, потому что не нашёлся ещё человек, готовый пройти путь, по которому этот осёл будет вести своего наездника. Никакая человеческая любовь не способна преодолеть все испытания, через которые должен пройти наездник этого осла. Неслучайно Лука подчёркивает, что Иисус садится на осла в лесу на Елеонской горе. Отсюда Он спускается к Иерусалиму. И это значит: перед тем, как совершить торжественный вход в Свою славу, Иисус должен пройти через «испытание» горы Елеонской. Там Он скоро должен встретиться в сражении с Искусителем. И никто кроме Него не может выиграть это сражение. Потому что Любовь, которая горит в Нём, - это Любовь самого Бога. Да, только Иисус может сесть на этого ослёнка. 

 

Теперь мы можем полнее понять смысл сегодняшнего праздника. С одной стороны Господь говорит нам сегодня: да, любовь, отдающая себя и дарующая прощение, — это единственная сила, которая побеждает зло и утверждает царство мира. С другой стороны Он говорит также: эта любовь не от вас, а от Меня. Эта сила — от Бога, через Христа. Он — источник нашей любви. Только Он, только Сила Его благодати может развязать ослёнка, приготовленного для каждого из нас, и дать нам силу смело и радостно садиться на него каждый день.