логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2010 год > Проповедь архиепископа Павла Пецци в 3-е воскресенье Великого поста

Проповедь архиепископа Павла Пецци в 3-е воскресенье Великого поста

7 марта 2010 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

Третье воскресенье Великого Поста предлагает нам смотреть на лик Бога, открывающегося как источник милосердия: «Боже, источник милосердия и благости … призри на наше смиренное исповедание грехов … и поддержи нас Твоим вечным милосердием». Три раза, причём в одной лишь молитве, в сегодняшней вступительной молитве, мы обращаемся к милосердию нашего Бога!

 

Подобным источником милосердия Бог явился Моисею на горе Хориве в образе тернового куста, который горит огнём, но не сгорает. Таково милосердие Бога: оно постоянно горит бесконечной любовью, бесконечным бескорыстием, и этот источник неисчерпаем. Пророк Исаия хорошо выражает милосердие Бога к Своему народу, когда пророчествует: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» (Ис 30, 18).

 

Милосердие Бога открывается в том, что Бог сам идёт навстречу Своему творению. «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. …  Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его» (Исх 3, 6-8). Бог сотворил человека по Своему милосердию. Бог отдаёт Самого Себя человеку. Бог даёт человеку бытие, Бог даёт ему быть. И больше того – Он даёт ему быть полностью самим собой, даёт человеку быть счастливым. «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт 1, 26).

 

И потом, когда человек меньше всего ожидал этого, когда он не мог даже мечтать об этом, потому что не ждал больше Бога, не думал больше о Том, от Кого получил своё бытие, Бог вновь вошёл в жизнь человека, чтобы спасти её, Бог отдал Самого Себя и умер ради человека. Бог отдаёт всего Себя, Он называет человека другом и отдаёт Свою жизнь ради него, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 16).

 

Да, дорогие братья и сёстры! Богу не безразлична судьба человека. Бог – это логос: «Я есть Сущий», говорит Бог Моисею. И Бог – это любовь, милосердие: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; … Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 103). Сколько раз в истории Израиля, в псалмах мы слышим этот мотив!

 

Библейский Бог любит человека и потому входит в нашу историю, животворит исконную истории любви с Израилем, Своим народом, и потом, в Иисусе Христе, не только расширяет эту историю любви и спасения на всё человечество, но и ведёт её к крайнему пределу, к точке, в которой «Он открывает Себя самого», на кресте Его собственного Сына, чтобы даровать человеку полноту жизни и спасти его, чтобы человека к союзу любви с Ним, вершиной которого является Евхаристия (ср. Бенедикт XVI, Deus caritas est, n. 9-15).

 

Христос есть тот добрый виноградарь из сегодняшнего отрывка из Евангелия, который заботится о нас. Папа говорил: «Именно потому, что Бог действительно любит нас, Он уважает и хранит нашу свободу. Он не противопоставляет силе зла и греха ещё бóльшую силу, но … предпочитает поставить преградой Своё терпение и милосердие – предел, получивший конкретное выражение в страдании Сына Божия». Крест не «является отрицанием жизни, от которой надо освободиться, чтобы быть счастливым. Наоборот, крест являет собой высшее «да» Бога человеку, высшее выражение Его любви, источник полной и совершенной жизни: в нём заключён самый убедительный призыв следовать за Иисусом на пути самопожертвования» (Бенедикт XVI, речь, октябрь 2006). 

 

Во Христе мы открыли лик милосердного Бога. Христос есть милосердие Бога, как об этом прекрасно говорится в энциклике Слуги Божиего Папы Иоанна Павла Второго, который сам «не просто размышлял о милосердии или верил в него абстрактной верой: он был погружён в него и пережил его созревшей в страдании верой» (Бенедикт XVI, речь, октябрь 2006).

 

Христос – это Свет и Сила для каждого, кто следует за Ним. Он есть точное отражение того слова, посрéдством которого Бог является в своих отношениях с тварью как само милосердие: Dives in Misericordia – Бог, богатый милосердием, исполненный милосердия. Бог милосердия разбивает любое человеческое представление об отчаянии, открывая в жертве Христа совершенное прощение: «Боже Отче! Прости их, ибо не знают, что делают» (ср. Лк 23, 32).

 

Этому последнему объятию Бога человек, даже самый далёкий от Бога и от себя, самый извращённый, самый тёмный и мрачный, не может противопоставить ничего, никакого возражения; он может бежать от него, но тем самым он лишь убегает от себя самого и своего блага. Бог как милосердие остаётся последним словом на каждой странице истории. 

 

Литургический календарь

19 августа 2017г.

 

Св. Иоанн Эд, свящ.

 

Ис Нав 24, 14-29; Пс 16 (15), 1-2а и 5. 7-8. 11 (Пр.: ср. 5а); Мф 19, 13-15


Св. Сикст III, Папа (+440)