логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Рождественское пастырское послание Архиепископа Павла Пецци 2009

Рождественское пастырское послание Архиепископа Павла Пецци 2009

24 декабря 2009 г.

 

Джотто, Рождество Христово (фрагмент)Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!

Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

 

 

Вновь, как и каждый год, святая Церковь обращает к нам слова, наполняющие наши сердца радостью: «Христос рождается! Славьте Его!»

 

Св. Григорий Назианский пишет: «Что есть человек, что Ты помнишь его? Что за новая тайна во мне открывается! Сколь мал я, и вместе велик, покрыт позором и возвышен, смертен и бессмертен… Всё это знаменует тайна сия великая: Бог принял природу человека, уничижился ради восставления твари падшей, возвращения образу Своему первоначальной красоты, обновления человека, дабы мы все были во Христе едино, в Нём, нас ради совершенно соделавшемся всем, что Он есть».

 

Бог родился среди людей — «С нами Бог!» С момента Боговоплощения в Иисусе Бог стал смиренным спутником человека. Иисус Христос — это тот путь, то присутствие, которые отвечают глубочайшим желаниям человеческих ума и сердца. Рядом с Иисусом наше сердце ощущает то родство, ради которого оно было сотворено, и которого оно не ощущает более нигде.

 

Поэтому Христос Сам сделался путём. Он пришёл, чтобы у нашей свободы был критерий, помогающий распознать правильную дорогу и следовать ей. Каждый из нас может найти свой путь, если встретит Того, кто есть Путь, и позволит Ему с любовью вести за собой. Без Бога с нами, Бога близкого нам, можем ли мы выдержать странствие жизни? Бог, ставший человеком, не оставляет нас, но идёт рядом и указывает нам путь. Ведь недостаточно идти вперёд — необходимо ещё и видеть, куда мы идём!

 

«Рождество — это не просто воспоминание о рождении великого человека; это не абстрактное празднование рождения человечества или тайны жизни в целом; в ещё меньшей степени это всего лишь праздник начала нового года. Рождество — это воспоминание о чем-то конкретном и важном для человека, о сути христианской веры, об истине, которую кратко выразил святой Иоанн: «Слово стало плотью» (ср. Ин 1, 14).

 

Речь идёт об историческом событии, которое евангелист Лука помещает в чётко определённый контекст: во дни, когда вышло повеление Кесаря Августа о первой переписи, когда Квириний уже был правителем Сирии (ср. Лк 2, 1-7). Таким образом, спасительное событие, которого Израиль ждал веками, произошло в ночь, имеющую точную историческую дату. Во мраке Вифлеемской ночи реально засиял великий свет: Творец вселенной воплотился, неразрывно соединившись с человеческой природой, чтобы действительно стать «Богом от Бога, светом от света» и одновременно человеком, — истинным человеком» (Папа Бенедикт XVI).

 

 

Эль Греко, Рождество Христово

Вот почему христианство изначально представляет собой не столько «религию», сколько «событие», реальный «факт». Реально рождение Младенца в Вифлееме; реальны детство и юность Иисуса, окруженного бескорыстной любовью Марии и Иосифа; реальны встреча с Иоанном и Андреем и все другие встречи, благодаря которым весть о Нём достигла всех уголков земли, в том числе и нас с вами.

 

Это удивительное событие лежит в основе Благой Вести — радостной, волнующей новости, обращённой к каждому человеку: невозможное, но самое желанное, совершилось!

 

Именно это событие мы вспоминаем всякий раз, когда повторяем самую нежную, близкую нашему сердцу молитву: «Радуйся Мария, благодати полная, Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего Иисус».

 

Непрерывность присутствия этого события в мире и в истории обеспечивает людской поток, во главе которого — Сам Христос. Это — Его тело, Церковь, действующая в истории, где божественное является через человеческое, где повторяется событие Христа.

 

Однако Церковь, вслед за Иисусом, — «чужестранка», как называл её поэт Элиот. Ей предназначена та же судьба, что и Иисусу Христу: «Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ин 1, 9-12). В наши дни, когда царит новая, особая растерянность, нужен подлинный опыт живого общения с Христом! «Больше всего нужен нашему холодному и жестокому веку живой рассказ о живой вере, передача не просто знаний, не просто фактов о вере, а самого её опыта» (Протопресвитер Александр Шмеман).

 

Сегодня так же, как и в трудные и мрачные времена, — если не больше! — мы, христиане, призваны нести в мир свидетельство опыта встречи с воплощённым Словом. Вслед за пастухами, первыми встретившими Иисуса, вслед за Его учениками мы призваны нести в мир весть милосердия Бога, Который есть Христос. «Без Бога человек не знает, куда идти, и даже не может понять, кто он такой» (Бенедикт XVI). «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14), чтобы человек смог узнать, куда ему идти, понять себя и мир.

 

Время Адвента, подготовки к Рождеству, было ознаменовано для нашей поместной Церкви Божией Матери в Москве десятилетним юбилеем освящения храма Непорочного Зачатия Девы Марии, который в 2002 году стал Кафедральным собором нашей Архиепархии.

 

Кафедральный собор — это живое сердце каждой поместной Церкви. Он подобен сердцу в прямом, физиологическом смысле: как к сердцу устремлены и из него исходят все сосуды, по которым течёт жизнь, так и Собор — центр связей церковного организма.

 

И хотя наша Архиепархия слишком обширна, чтобы все её священники и миряне могли собираться здесь регулярно, Собор, тем не менее, остаётся центром притяжения для каждого из нас.

 

Однако, Собор подобен сердцу и в более глубоком, духовном смысле этого слова. В Библии сердце — это внутренняя сущность человека, место, где происходит сокровенный диалог с Богом. Кафедральный собор называется так, потому что в его центре находится Кафедра епископа. Она символически обозначает роль епископа, который, с этого места, возглавляет вверенный ему народ Божий как пастырь, священник и учитель. В лице епископа, соединённого с Епископом Рима, поместная Церковь соединяется с Церковью Вселенской. Поэтому, «Собор Кафедры» — это «Мать и Глава» всех других храмов епархии, второй родной приход для каждого её верующего.

 

В Кафедральном соборе, и вслед за ним во всех храмах епархии, вокруг Христа, вокруг совершаемой епископом Евхаристии созидается единая община. Вокруг присутствующего Христа собираются люди разного возраста, пола, социального положения и национальности. Не мы избрали, с кем нам встретиться и собраться: мы пришли сюда и находимся рядом, объединённые верой и призванные стать единым телом, разделяя единый Хлеб, Который есть Христос. Мы едины, невзирая на наши национальные и социальные различия, мы находимся в присутствии единого Господа и становимся одним целым в Нём и с Ним.

 

Особую молитву в этом году мы возносим к Богомладенцу о всех наших священнослужителях. Мы все хотим выразить свою благодарность нашим священникам за их преданность и заботу, и одновременно призвать их к усердной ревности о Христе в своём служении. Святость — это жизнь согласно тому, чего требует от нас Христос. Она измеряется тем, с каким согласием мы принимаем всё, что Христос требует от нас как от Своих служителей.

 

Как Христос послушен воле Отца, так и священник исполняет миссию, которая реализует призвание, возложенное на него Христом. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 14-15). Христос любит каждого, жизнь каждого из нас дорога Ему. Священническое служение — это отражение такой любви Христа к человеку. Христос открывает верующим Своего народа их личное призвание: священникам Он поручает участвовать в служении, посредством которого Он создаёт, ведёт и воспитывает Свой народ. Замысел Бога осуществляется в истории через постоянное возрождение Его народа. Бог рождает Свой народ и не покидает его, дарует ему жизнь и ведет к зрелости. В этом заключается воспитательная забота духовенства.

 

Наряду с этим священники призваны учить верных общинной жизни, которая может и должна осуществляться должным образом в каждом приходе и в каждой общине. Ведь «община», по сути, есть не что иное, как продолжающееся присутствие Христа в истории.

 

Необходимый минимум такой общинной жизни — участие в Таинствах. Однако Таинства, если они проживаются осознанно, стремятся породить общинную структуру жизни, которая включает в себя всё: то, как мы понимаем своё призвание, как относимся к жизни и миру, как используем собственные средства. Осознанное участие в Таинствах требует восприятия жизни как общения. Таинства раскрывают единство во Христе как самую глубокую истину о нашем собственном «я», и высвобождают из глубины этого «я» желание видимым образом выразить и распространить в обществе это единство как величайшее благо для человечества на его пути к счастью.

 

С этими мыслями желаю всем вам, мои возлюбленные братья и сёстры, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, всем людям на Земле, чтобы мир Рождественской ночи под несмолкающее ликующее ангельское пение входил в наши дома, наполняя их взаимной любовью и общей надеждой. Пусть совместное переживание опыта нашей христианской веры, ныне открывающейся в своём рождественском измерении, укрепляет нас на нашем земном пути.

 

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

 

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по молитвам Пречистой Девы Марии Богоматери и всех святых, да пребудет с вами и благословит вас.

 

Христос рождается! Славьте Его!

 

† Архиепископ Павел Пецци

 

г. Москва, в Торжество Рождества Христова, 25 декабря 2009 г.

 

Литургический календарь

23 марта 2016г.


Св. Турибий де Монгровехо, еп.

 

Иер 7, 23-28; Пс 95 (94), 1-2. 6-7а. 7-9 (Пр.: 7с-8а); Лк 11, 14-23