логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2009 год > Как вернуть празднованию Нового года и Рождества религиозный смысл?

Как вернуть празднованию Нового года и Рождества религиозный смысл?

23 декабря 2009 г.

 

Москва, 21 декабря, Благовест-инфоКак заново открыть для россиян религиозный смысл празднования Нового года и Рождества? Как христианам реагировать на то, что празднование Нового года все более приобретает языческий характер? 

 

На эти и другие вопросы, связанные с предстоящими христианскими праздниками, предложили свои ответы генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых), выступая 21 декабря на пресс-конференции в РИА «Новости».

 

Обычно считается, что для католиков главный праздник Рождество, а для  православных Пасха. Это мнение о.Игорь считает стереотипным и не соответствующим действительности. По его словам, «Пасха – это праздников праздник для всех христиан», а Рождество считается более католическим из-за римского происхождения праздника: в древности на Западе христиане условились праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день языческого торжества в честь императора-«солнца», прославляя родившееся в мир  «Солнце Правды» - Христа.

 

Еще одно клише, которое считает необходимым развенчать о.Игорь, - что 25 декабря якобы празднуется «католическое Рождество». Он подчеркнул, что в этот день отмечает  Рождество большинство христианских Церквей мира, в том числе – большинство православных Церквей.

 

Русская Православная Церковь тоже празднует Рождество 25 декабря, только по юлианскому календарю, что совпадает с 7 января по григорианскому календарю, напомнил о. Филипп. «Сегодня в России главная проблема – вхождение Рождества в жизнь граждан», - сказал он. Им были приведены данные соцопросов, согласно которым 59 % россиян собираются отмечать грядущее Рождество («только День Победы россияне отмечают так дружно», прокомментировал он эти цифры). В прошлом же году 35 % смотрели по телевизору трансляцию рождественского богослужения и лишь 4 % посетили в этот праздник храмы. Это говорит о том, что «значительное число россиян рассматривает рождественское богослужение как неотъемлемый элемент праздника», - отметил о. Филипп. По его словам, таких людей было бы гораздо больше, если бы они имели возможность отправиться в ближайший храм, который не был бы «забит народом» в рождественскую ночь. Поэтому задача приобщения людей к религиозному смыслу Рождества связана не только с миссионерскими усилиями Церкви, но и со строительством новых храмов, которых очевидно не хватает, особенно в больших городах, отметил зампред ОВСЦ.

 

Что же касается празднования Нового года, то делать это «шумно, с застольями, развлекательными мероприятиями» намерено 91% россиян. Эта «традиция советского времени», которая, по мнению о.Филиппа, со временем все более приобретает языческие, «квазирелигиозные» черты (увлечение восточной «звериной» символикой, гаданиями-ритуалами во имя благополучия и т.д.), «не позволяет Рождеству полностью войти в свои права в России».

 

Однако православный священник призвал верующих, которым приходится встречать Новый год во время поста, «не бороться, не противостоять» обычаям, сложившимся в безбожное время, а «предлагать формы празднования, соотносимые с церковной традицией». Так, во многих храмах вечером 31 декабря служится новогодний молебен, а в некоторых – даже ночная литургия, после которой в первое утро наступившего года хорошо устроить братскую трапезу в храме, отметил о. Филипп. Главное, подчеркнул он, не забывать о религиозном содержании празднования Нового года – прославлении «начала нового творения, которое совершает Бог». 

 

По словам о.Игоря Ковалевского, у католиков религиозный смысл Нового года вообще не вызывает сомнений: 1 января во всех католических храмах торжественной литургией отмечается Торжество Пресвятой Девы Марии, во время мессы верующие испрашивают Божьего благословения на грядущий год, и это богослужение «считается обязательным» для всех католиков. «Главный смысл празднования Рождества и Нового года – это радость, которую дает нам Бог, и надежда, что Он будет с нами», -- сказал представитель ККЕР.

 

О. Игорь Ковалевский полагает, что сейчас в первую очередь именно на РПЦ возложена «огромная задача просвещения верующих»: речь идет не только о воспитании «культуры празднования» Нового года в период поста, но и в целом о «великой задаче христианизации культуры», которая актуальна как для восточных, так и для западных христиан. Кстати, проблема выхолащивания религиозного содержания Рождественского праздника на Западе также затрагивалась на пресс-конференции. «Надо с прискорбием признать, что Рождество во многих странах Европы стало светским», - сказал о. Игорь. Признавая этот факт, о. Филипп видит и свидетельства «ответной волны», когда европейские христиане предпринимают усилия, чтобы «вернуть Христа в Рождество».

 

 

Юлия Зайцева

 

Печатается в сокращении

Литургический календарь

28 июля 2017г.

 

Св. Владимр, память

 

Исх 20, 1-17; Пс 19 (18), 8. 9. 10. 11 (Пр.: Ин 6, 68b); Мф 13, 18-23

 

Св. Виктор I, Папа (+199)